Значимость празднования 1025-летия Крещения определяется приездом 5 президентов и иерархов 9 православных Церквей, общенациональным характером его проведения и встроенностью в общеславянский контекст.
Об
успешности празднования 1025-летия крещения Руси в Киеве можно судить, в том
числе, и по проблематике, поднимаемой оппозиционными СМИ: «Зачем так много
охраны?», «Почему Кирилл прибыл в Киев на поезде?», «Почему Янукович не
встретил Кирилла на вокзале?», «Будет ли Путин запугивать Януковича?» и т.д.
Собственно говоря, ни один из этих и других вопросов к собственно мероприятию
отношения не имеет.
Протесты «Свободы» были откровенной «отработкой
номера» – «сценическим фехтованием», как сказали бы старые театралы. А антиклерикальная
демонстрация/провокация, связанная с «Мыстецким Арсеналом» скорее оттенила
праздник, нежели, хотя бы минимально, испортила его.
Как на всяком большом празднике
каждый мог найти свою изюминку – от демонстрации духовного единства
православных народов до братского поцелуя Владимира и Филарета, от вполне патриотической
оговорки Президента «Украинская Русь» до обращения патриарха Кирилла к верующим
идти по общему историческому пути. Кстати,
никто никого ничем не пугал, все выступления были позитивны – в русле духовного
единства и общих христианских традиций.
Впрочем, по вопросу общих традиций
звучали выступления и в диссонанс, правда, от отсутствующих. Именно тут
произошла интересная коллизия, заслуживающая внимания…
«Ватикан высказался!» –
эта формула означает неуместность дальнейшей полемики (в католическом мире) по тому
или иному вопросу после того, как свою точку зрения определил Святой Престол. В
нашем случае Ватикан определился с датой Крещения Руси: по информации Радио
Ватикана, 26 июля в базилике Святого Петра, Преосвященнейший владыка Дионисий
Ляхович, Апостольский визитатор для украинцев греко-католиков в Италии и
Испании, возглавил молебен Святому Владимиру по случаю 1025-летия Крещения
Киевской Руси.
Что же касается предстоятеля УГКЦ – Блаженнейшего Святослава (Шевчука),
то он теперь оказался в весьма двусмысленном положении. Ведь лидер украинских католиков
восточного обряда официально заявил, что то, как христиане отмечают этот
праздник, показывает, к какой традиции они принадлежат. По мнению Святослава
УГКЦ «является Церковью Владимирова
Крещения» и сохраняет «древнюю Киевскую
традицию празднования этого праздника, которая происходит еще с древних времен
и передается как сокровище, которое мы сумели не растратить по дороге». Суть
этой традиции – праздновать память Крещения Руси-Украины 14 августа – в день
начала Успенского поста.
А празднование Крещения 28 июля, по мнению
Блаженнейшего Святослава, – это, якобы,
русская традиция, введенная по случаю 900-летия Крещения Владимира. И вот,
Ватикан поддержал «русскую» (по версии предстоятеля УГКЦ) традицию празднования
Крещения Руси / Киевской Руси / Украины-Руси. Но, понятно, что когда речь идет
о противостоянии «русской традиции» и
сокровища, «которое сумели не растратить
по дороге», то здесь Ватикан украинским греко-католикам не указ. И УГКЦ
отметит праздник Крещения Руси 14 августа. Это их право. Это будет Их праздник.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.