История, недавно рассказанная мне, на первый взгляд может показаться пустяковой.
История, недавно рассказанная
мне, на первый взгляд может показаться пустяковой. В ее основе – обычная сцена
из городской жизни, разыгранная в одном из киевских троллейбусов, где группа
иностранных туристов – как оказалось, украинцев, давно и постоянно проживающих
за рубежом – вдруг потребовала от кондуктора объявлять остановки не на русском,
а на украинском языке. Казалось бы, мелочь, а неприятно. Вызывает легкое
раздражение вопрос – почему граждане другого государства указывают, на каком
языке нам разговаривать?
Ответить на него можно
просто, свалив все на невоспитанность гостей. И на этом закрыть тему. Однако
что-то все же заставило меня взяться за перо. И это «что-то» лежит не в узко
этической, а скорее в мировоззренческой плоскости и поэтому заслуживает более
подробного рассмотрения.
Перед нами явление,
которое можно назвать конфликтом между идеальным и реальным. Мы видим, как
столкнулись в противоречивом единстве два образа Украины. Первый – рожденный
сознанием иностранцев в виде лубочной картинки с вышиванками, борщом с салом,
повсеместным чистейшим украинским языком. Второй – реальный, одетый в
американские джинсы и европейские костюмы, употребляющий гамбургеры и
чисбургеры в том числе, говорящий кроме украинского еще и на русском языке, а
также на синтезированном уродце – суржике.
Перед нами идеализм, но
не в философском значении, а в его далеко не самой привлекательной бытовой
форме проявления. Я бы назвал его неким абстрактным или отстраненным
патриотизмом, патриотизмом со стороны, который предполагает пренебрежение
реальными практическими, исторически сложившимися условиями жизни страны
вследствие аберрации сознания. Он чем-то сродни юношескому максимализму и даже
инфантилизму. Кто-то посчитает, что нет ничего плохого в детском неиспорченном
и незамутненном взгляде на мир. Я же позволю себе с ним не согласиться, и вот
почему.
Главная беда в том, что
в своем логическом завершении такой псевдо патриотизм агрессивен и
революционен. Он не признает компромиссов, отвергает эволюцию, абсолютизирует
совершенство. Он настроен на решительную борьбу до победного конца. Он
субъективен и служит только своей правде. Он – родной брат большевизма, фашизма
и других подобных «измов».
Истинный идеалист свято
верит в возможность осуществления своих идей, в неизбежное воплощение в жизнь
своих надуманных образов. Он глубоко убежден в благородстве своей миссии, и в
этом его опасность. В какой-то момент он превращается в далекого от жизни
странноватого Дон Кихота, воюющего с ветряными мельницами. Когда таких
«романтиков» становится слишком много, проливается кровь.
Я не против идеализма
как стремления к совершенству. Однако я не приемлю идеализм как воинственное
навязывание чьих-то стерильных и заоблачных стереотипов.
Ваш, Александр Прогнимак
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.