Уроки 1937 года

17 серпня 2012, 10:37
Власник сторінки
Президент Центра социально-консервативной политики (Украина)
0
827

События, происходящие в Украине, все больше напоминают то, что уже когда-то было. Если мы не научимся уважать закон, не наведем порядок в стране, то можем повторить жестокие ошибки прошлого.

30-е годы прошлого столетия запомнились небывалой жестокостью. В 1937-38 годах репрессии стали наиболее массовыми, из «обычной практики» превратились в экстраординарные события, когда были арестованы и осуждены за два года около 1,5 миллиона человек. Из них порядка 600 тысяч были расстреляны, еще значительная часть погибла в лагерях.

Может ли подобное повториться?

Вопрос, не смотря на то, что живем в 21 веке, и вроде бы ничего не предвещает подобного, на самом деле актуален. Наше общество не имеет прививки от этого, поскольку сменилось уже несколько поколений.

Не хочу рассматривать вопросы классовой борьбы, был ли Сталин садистом, кто конкретно был виноват, были ли заговоры и тд. Хочу рассмотреть технологию массового психоза, когда людей арестовывали списками, добивались признаний побоями. Буквально за год был воспитан штат следователей по всей стране, которые жестоко избивали арестованных. Появилась внесудебная форма осуждения. Людей уничтожали пачками. Возле каждого крупного города СССР было тайное кладбище, иногда и не одно.


Необходимо понять спустя столько лет, что вопрос не в коммунистах или большевиках, ведь весь этот ужас творили обычные люди, которые шли на службу милиционерами, партийными работниками. Не было специального отбора садистов или убийц. Значительная часть людей, принимавшая участие в расстрелах, не была даже членами партии.


Я изучал эти вопросы, читал воспоминания и расследования, и понял, что, к сожалению, повторение подобных случаев вполне возможно в любом тоталитарном обществе, где нет прозрачности процедур и разделения власти.


Важнейшим фактором, не допускающим повторения подобной жестокости, является соблюдение принципа разделения властей. Когда судебная власть не подчиняется никому, кроме закона. Когда законодательная власть не подчиняется исполнительной, а действует автономно. Когда исполнительная ветка подчиняется не пирамиде власти, а закону. Когда указания сверху исполняются внизу только в том случае, если они законны. Эти важнейшие факторы помогут сдерживать и не допускать в больших масштабах повторения подобных ситуаций.


Практически каждому исполнителю, который в свое время следовал указаниям или проявлял собственную инициативу, казалось, что он выполняет волю партии и действует на благо государства, если даже не соблюдает закон. Это тонкая вещь, которая, к сожалению, в нашей стране по-прежнему работает. Рядовой (или не рядовой) госслужащий или милиционер гораздо больше боится своего начальства, опасается потерять работу или попасть в немилость к своим же коллегам, чем преступить закон, выполнив указания сверху. Если в случае с правоохранительными органами сейчас при информационной прозрачности нарушения, как правило, становится известны очень быстро, то выполнение неправильных указаний в экономической сфере более закамуфлировано. Все просто знают, что в государстве воруют.

Между коррупцией, выполнением незаконных указов и ужасами 1937-го года нет даже запятой, это одно и то же. Те партийные деятели, чекисты, которые в 20-30-е годы прошлого века боролись за советскую власть, выискивали шпионов, врагов и позволяли себе применять методы, мягко говоря, незаконные, эти же люди с таким же усердием в 1937-м году убивали своих же товарищей, сослуживцев, наставников. Все потому, что вчера они делали то же самое с врагами народа. Когда сегодня наш государственный аппарат исполняет незаконные указания своих маленьких или больших начальников, воруя, беря взятки, осуждая невиновных, на мой взгляд, этот класс чиновников и правоохранителей выполнит любой приказ, который завтра будет неправомерен. Позиции, по которым осуждены Тимошенко и Луценко, - истинное подтверждение тому, что большинство сотрудников правоохранительных органов сами сидят в тюрьме своего страха. Они готовы выполнить любой приказ и намек власть имущих.

Первым широко известным сигналом об этом стала гибель журналиста Георгия Гонгадзе. Тогда намеки влиятельных людей о том, что он им мешает, привели к смерти его, других, к поломанным судьбам многих причастных к этому делу.


Методы, которыми действовал НКВД в 1930-е годы — избиение задержанных, давление на них, пытки - продолжаются и сейчас. Яркий пример — недавно снятый документальный фильм о Лукьяновском СИЗО. Характерна реакция на него власти: вместо того, чтобы провести независимое расследование, те же люди, которые отвечают за работу этого ведомства, провели свою проверку и обвинили во всем журналиста. Нет даже попытки исправить ситуацию.


Поэтому мне кажется, что представителям власти либо тем, кто стремится ими стать, необходимо отдавать себе отчет в том, что мы не извлекли уроков из событий 1937-го года и вполне можем повторить ситуацию, если не будем работать над уважением к закону, над преодолением коррупции и наведением порядка в стране.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
ТЕГИ: власть,Юлия Тимошенко,Луценко,коррупция,суд,взятки,Сталин,пытки,Репрессии
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.