Мы готовы подарить кому-то российский, белорусский и казахстанский рынок?
Есть повод еще раз коснуться тех вопросов о необходимости кардинального переустройства Европы, которые обозначил британский премьер Дэвид Кэмерон в своем выступлении в лондонской штаб-квартире финансовой компании Bloomberg. Это ведь не речь-однодневка по поводу какой-то текущей ситуации. На угрозу Кэмерона о выходе Великобритании из ЕС уже вынуждены отвечать не политические обозреватели, а первые лица Союза – такие, как Ангела Меркель.
Некоторые острословы в Соединенном Королевстве уже сравнивают предложения главы своего правительства со знаменитой речью Никиты Хрущева на XX съезде КПСС по поводу развенчания культа Сталина и прогнозируют приблизительно такие же последствия. А еще говорят, что британцы не интересуются чужой историей. Как видите, не только интересуются, но и делают выводы.
Параллельно в России была высказана любопытная мысль (подробнее у политического эксперта Федора Лукьянова в статье «Британский урок для Евразийского союза») о том, что на британские грабли в будущем суждено наступить и формирующемуся Евразийскому союзу. Ведь если Украина присоединится к этому интеграционному начинанию, то Киев имеет все шансы стать самым сложным его партнером. Украинская сторона наверняка будет по всем вопросам иметь особое мнение, яростно торговаться, выбивать для себя уступки и блокировать всю работу. То есть играть ту роль, которую в ЕС всегда выполняла Великобритания.
На Кэмерона сейчас могут повесить всех собак, мол, стоит он на пути европейской интеграции. На самом деле его позиция достойна уважения. Британию не устраивает нынешний процесс постепенного превращения ЕС фактически в федеративное государство с непропорционально разросшейся бюрократической надстройкой в Брюсселе. Британия считает, что будущее интеграции – в равноправном, гибком, конкурентоспособном и справедливом альянсе суверенных государств. Мне представляется, что другим европейское пространство быть и не может.
И евразийское пространство, кстати, тоже. Привлекательность Таможенного союза, а в перспективе и ЕврАзЭС, заключается именно в том, что интеграционное объединение на территории бывшего СССР является не самоцелью, а средством для достижения процветания и развития экономики. Именно такой Таможенный и Евразийский союз нужен Украине. И я не вижу ничего аномального в том, что когда наша страна войдет в состав ТС или уже ЕврАзЭС, то мы должны будем и торговаться, и выбивать для себя уступки.
Собственно, торговаться нужно начинать уже сейчас, независимо от перспектив экономической интеграции (тут я убежден, что последнее слово должен сказать народ). Потому что безотносительно вступления или невступления Украины в Таможенный союз его государства являются основными экономическими партнерами наших производителей. Сейчас, когда в ТС полным ходом идет разработка технических регламентов к 2015 году, экспортеры из ЕС и Китая активно и заранее знакомятся с новыми правилами. Почему заранее? Потому что они собираются работать на этом рынке и дальше. Переход на новые техрегламенты требует времени – в некоторых случаях на это может уйти несколько лет. Возникает вопрос, почему Украина в этом процессе вообще не участвует? Мы что, готовы подарить кому-то российский, белорусский и казахстанский рынок? Если да, то в том же Евросоюзе нам, конечно, скажут большое спасибо. Только сами они почему-то действуют совершенно противоположным образом.
Так что рановато нам проводить аналогии с Великобританией. В Лондоне планируют свою политику на годы, если не десятилетия, вперед. Они знают, чего хотят от своего участия в ЕС. В Киеве же не могут сформулировать внятной стратегии вообще ни по одному действительно важному вопросу. Так что чужие ошибки нам точно не грозят – мы совершаем свои, да еще и в избытке.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.