Крым – на выход с вещами!
22 лютого 2013, 09:51
Инициатива о лишении Крыма статуса автономии – это еще один шаг в реализации сценария по расколу страны.
Возможно, многие из нас несколько недооценивают ту роль, которую может сыграть праворадикальная партия «Свобода» в политическом будущем Украины. Они пойдут дальше спиленного забора и законопроекта о языке, который предлагает прекратить обслуживание русскоязычных пациентов в больницах. За эпатажными действиями националистов просматривается осмысленная, но, увы, разрушительная для Украины стратегия. Сейчас их целью стала Автономная Республика Крым. Вернее, первое слово в ее названии.
По мнению политиков, претендующих на одиозность, полуостров необходимо освободить от «обременительной автономии» и «повысить» статус Крыма до уровня области. Что характерно, сделать это они собираются на всеукраинском референдуме.
С одной стороны, мне даже лестно, что идеи «Украинского выбора» по поводу прямого народовластия вызывают интерес у самых принципиальных оппонентов Движения. Однако в данном случае хотелось бы поднять вопрос не столько государственного инструментария, сколько самой сути вопроса. Что есть Крым? Зачем нужна (или не нужна) Крымская автономия? Какой статус полуострова был бы более предпочтителен как для его жителей, так и для остальных граждан Украины?
Начнем с того, что Крым – это последнее территориальное приобретение Украины, осуществленное в 1954 году, а если считать, что город Севастополь управлялся напрямую из союзного центра, минуя республиканские органы власти, то – лишь в 1991-м. Большинство населения полуострова – не украинцы. Кроме того, в Крыму довольно много татар, большинство из которых вернулись на родину уже в 90-е годы. Не про каждую область Украины можно сказать, что ее жители обладают региональной идентичностью. Крымчане – 100% обладают.
При этом особый статус полуострова во многом является формальным. Более того – значительная часть политических проблем современного Крыма коренится именно в том, что автономия носит декларативный характер. Все, благодаря чему этот регион может быть самим собой, в течение многих лет беспощадно давится на корню. Из-за этого ситуация с выборами и назначениями ставленников из столицы в регионе является одной из самых проблемных по стране. Крым сейчас похож на котел высокого давления: снаружи все спокойно, но внутри что-то булькает, и крышку может сорвать в любой момент.
Де-факто Крым остается одной из двадцати пяти (а не двадцати четырех) областей унитарного государства, коим и является Украина. Никого, кстати, не смущало это противоречие государственного устройства – в составе страны есть автономная республика со своим парламентом и правительством, однако это почему-то не федерация? Именно потому, что нет никакой автономии.
Между тем, Крым мог бы стать испытательным полигоном федеративного устройства. Если модель будет успешной, ее следует распространить и на страну в целом.
Понятно, почему против такого способа решения проблем выступает нынешняя власть. У них совершенно другая философия управления. Если это можно назвать философией. У «Свободы» свой «гешефт» от вмешательства в проблемы автономии – им нужен конфликт и совсем не нужен Крым. Судите сами: полуостров – это почти два миллиона населения, основная часть которого никогда и ни при каких обстоятельствах не поддержит националистов, у которых в нынешних границах Украины просто нет шансов на получение большинства демократическим путем.
Вызывающую, унижающую жителей Крыма инициативу по поводу лишения полуострова статуса автономии нужно рассматривать как акцию, целенаправленно рассчитанную на ответную реакцию. Им нужен конфликт. Желательно – с изменением территориальных границ Украины. Ведь некоторые регионы страны настолько «бесперспективны», что из-за них «Свобода» никогда не сможет проводить свои «реформы» с «пользой» для украинцев.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.