Пассивность гражданского общества и нежелание использовать в своих целях инструменты прямой демократии порождает бесконтрольность властей.
20 февраля болгарское правительство во главе с Бойко Борисовым (партия ГЕРБ – Граждане за европейское развитие Болгарии) ушло в отставку. Этому событию предшествовали бурные и сопровождающиеся ожесточенными стычками с полицией массовые общественные протесты. В преддверии падения кабинета в Софии на улицы вышло около 100 тысяч демонстрантов. В центре столицы демонстранты перекрыли движение. Людей вывело на улицы резкое повышение коммунальных тарифов. Счета за электричество выросли в два раза. И взбунтовавшаяся улица потребовала разорвать контракт с монополистами – австрийскими и чешскими энергокомпаниями, контролирующими болгарский рынок.
История эта носит чрезвычайно поучительный характер. Ведь предшествующее правительство Болгарии во главе с уроженцем Херсона социалистом Сергеем Станишевым заключило довольно выгодной договор о строительстве АЭС «Белене», что позволяло решить энергетические проблемы балканской страны. Партнером болгарской стороны выступила российская компания «Атомстройэкспорт».
Однако пришедшая в 2009 году к власти партия ГЕРБ во главе с Борисовым добилась расторжения сделки и приостановки строительства, что повлекло за собой выдвижение финансовых претензий российских атомщиков и оставило страну один на один с перспективой роста коммунальных тарифов. Как отмечают болгарские издания, «улица смела Борисова не только по причине невозможных счетов за электроэнергию, а потому что, остановив проект АЭС "Белене", он лишил болгар последней надежды на дешевое электричество».
Зато довольными должны остаться евроатлантические партнеры и особенно Хиллари Клинтон, призывавшая болгар избавиться от энергетической зависимости от России.
Не нужно быть большим пророком, чтобы предсказать: судьба кабинета Борисова вскорости ждет и нынешнее украинское правительство. А далее может распасться вся система нынешней власти. Отказываясь от присоединения к Таможенному Союзу и, таким образом, от снижения цен на энергоносители, оно вынуждено будет идти на поклон к международным финансовым институтам, требующим повышения коммунальных тарифов для населения Украины.
Правда, у украинской ситуации есть одно специфическое отличие. Уступки Болгарии в энергетических вопросах обычно мотивировались необходимостью пойти навстречу требованиям европейских инстанций. Взамен Болгария получила взлелеянное членство в ЕС. А вот Украине его никто ни обещать, ни тем более предоставлять не собирается. Поэтому позиция нашей страны представляется еще менее рациональной.
И, наконец, нельзя обойти вниманием еще один аспект этой проблемы. Оппозиционная Болгарская соцпартия, стремясь предотвратить надвигающийся энергетический кризис, инициировала проведение референдума по поводу строительства АЭС в Белене. Аргументация оппозиции состояла в том, что новая атомная электростанция позволит заметно снизить стоимость электроэнергии.
Референдум состоялся 27 января этого года. 61% высказалось за достройку «Белене». Однако явка составила всего лишь 20%. Большинство избирателей проигнорировало возможность воспользоваться механизмами прямой демократии, посчитав, что их этот вопрос непосредственно не касается. Через месяц эти же люди в приступе глубокого негодования свергли правительство Борисова.
И здесь мы сталкиваемся с еще одним уроком болгарского кризиса: пассивность гражданского общества, нежелание использовать прямую демократию порождают бесконтрольность властей.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.