О перегибах в языковой политике на примере канадской провинции Квебек, которая благодаря «патриотам» утратила статус финансовой столицы
На минутку предположим, что самая «патриотичная» партия украинского парламента ВО «Свобода» все-таки получила всю полноту власти. Депутаты Михальчишин и Фарион уже не штурмуют скандальными законопроектами парламентские комитеты, а получают возможность реализовать все свои идеи в министерских кабинетах. Отдельные положения закона о 7-летнем тюремном заключении за неиспользование украинского языка висят на видном месте в кабинете каждого чиновника. Можно ли на подобной идеологии построить процветающее государство «на користь українців»?
Доморощенные националисты вряд ли интересуются международным опытом, однако подобный языковой эксперимент некогда провели в канадской провинции Квебек. Этническая ситуация там не очень простая. Исторически Квебек заселен выходцами из Франции – в окружении англоязычной Канады и в соседстве с такими же англоязычными Соединенными Штатами. До 1977 года Квебек официально был единственной двуязычной провинцией Канады, и большинство государственных учреждений там функционировало, используя оба языка, не противопоставляя один другому.
Официальный английский язык использовался в законодательных органах, правительственных комиссиях и судах. Однако после принятия в 1977 году Национальной ассамблеей Квебека Хартии французского языка французский стал единственным официальным языком правительства Квебека.
Нужно также отметить, что в экономическом плане еще несколько десятилетий назад Монреаль – самый крупный город провинции Квебек – был финансовой столицей Канады. Однако местные «патриоты» смогли это «исправить». Были приняты законы, сделавшие обязательным использование французского языка на предприятиях. Новоприбывшие мигранты в обязательном порядке изучали именно французский. Множество неудобных ограничений внедрялось и в сферу образования. Снимались вывески на английском языке, который потерял законный статус на территории провинции. Не правда ли, знакомая ситуация?
Однако идеологическая победа оказалась пирровой. Бизнес, в основном англоязычный, воспринял нововведение в штыки. Что и не удивительно, ведь 70% канадского экспорта идет в США. Люди «проголосовали ногами», покинув национально-сознательную провинцию. Бывшая финансовая столица Канады, ранее славившаяся наиболее высоким уровнем жизни в стране, сейчас имеет показатели ниже среднего! Центр деловой активности переместился в провинцию Онтарио, ВВП на душу населения в которой в полтора раза превышает уровень Квебека.
Еще один трагикомический эпизод языковой войны – это строительство аэропорта «Мирабель» к Олимпиаде-76 в Монреале. Его местоположение специально (!) выбиралось из тех соображений, чтобы аэропортом было неудобно пользоваться пассажирам соседней англоязычной провинции Онтарио. В результате в свое время самый крупный (!) аэропорт в мире стал почти бесполезным. Благодаря «идеологически верному» местоположению он сейчас функционирует только как грузовой. Кстати, именно там Стивен Спилберг снимал фильм «Терминал» – где еще можно найти пустое здание настоящего аэропорта? «Мирабель», конечно, прославился. Но только вот кредиты за его строительство провинция выплачивала на протяжении 30 лет.
Понятно, что тяжелым экономическое положение Квебека в довольно благополучной Канаде может показаться только со стороны. Однако сам пример, когда преуспевающая провинция добровольно поменяла свой статус лидера на второстепенное положение – в обмен на право угнетать английский язык и его носителей… Во многих странах мира этого не понимают. А вот Украине это очень близко и знакомо.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.