Позиция украинской власти на траурных мероприятиях к 70-летию Волынской трагедии должна базироваться на соглашениях 2003 года
Верхняя палата Польского Сейма поставила украинскую власть в действительно неудобное положение. После двух месяцев обсуждения в Варшаве приняли резолюцию, которая определяет действия «бандеровской фракции ОУН» на Волыни в 1943 году как «этническую чистку с признаками геноцида». Это, конечно, шаг назад по сравнению с принятой десять лет назад декларацией о примирении, которая подводила итог историческим обидам. Тогда, накануне 60-летней годовщины Волынской резни, мы с официальной Варшавой пришли к компромиссу: «Прощаем и просим прощения». Сейчас, в канун 70-летия, Польша стремится нарушить уже достигнутое примирение.
Ни в коем случае нельзя оправдать такую политику Варшавы. Но, согласитесь, за последние десять лет в Украине произошли определенные изменения. Сегодня политики, провозглашающие себя идейными продолжателями дела ОУН и УПА, уже обрели полноценную парламентскую фракцию – я имею в виду ВО «Свобода». Идет прямое возвеличивание людей, причастных к массовым убийствам поляков и евреев. Например, главному организатору Волынской резни Климу Савуру возведен памятник в Ровно. Понятно, что подобные события не могли оставаться незамеченными для наших соседей. Им бы и не дали такой возможности. Так, еще на стадии подготовки резолюции один из руководителей парламентской фракции "Свобода" "объяснил" действия Сейма тем, что "очевидно, в Польше есть группа людей, заинтересованных в том, чтобы Украина не была независимой от Москвы (!) державой", а по поводу, собственно, Волынской трагедии лицемерно спросил: "Разве УПА воевала на польских землях?"
Сейчас, когда в рамках траурных мероприятий ожидается визит президента Бронислава Коморовского, Виктор Янукович оказался перед трудным выбором. Его участие в траурных мероприятиях вместе с президентом Польши может быть истолковано как солидаризация с позицией Польского Сената. С другой стороны, неучастие в мероприятиях может истолковываться как солидаризация с позицией «Свободы», вообще не признающей ответственности за смерть многих тысяч поляков (по польским данным, число жертв достигает 100 тысяч человек) и объявляющей их убийц героями.
Так или иначе, президент, судя по всему, выбрал второй вариант. Но, на мой взгляд, обязательно должно быть заявление, дающее принципиальную оценку трагическим событиям тех лет. Это выступление следовало бы выдержать в духе «Совместного заявления о примирении…» 2003 года, воздав дань памяти жертвам обоих народов и осудив эти преступления – то есть зверское уничтожение мирного населения и с польской, и с украинской стороны. Это страшная трагедия для обоих народов, в истории которых хватало и светлых, и тёмных пятен. Но история никогда не бывает объективной, если ее пишут политики.
Подобный шаг навстречу официальной Варшаве нужно было бы использовать для того, чтобы добиться от Польши изменения ряда формулировок. Безусловно, для нас неприемлемо то, что Сейм Польши продолжает делать упор на «геноциде» и преступлениях «украинской стороны», называя таковой вооружённые отряды УПА и мобилизованных ими крестьян. Но, повторюсь, есть цивилизованный прецедент взаимного прощения – это «Совместное заявление» 2003 года. Я принимал участие в работе совместной государственной украинско-польской комиссии по этому вопросу. И очень хорошо помню, сколько было потрачено времени и усилий для сбора объективной информации. Сколько было проведено консультаций с учеными-историками, представителями религиозных конфессий как со стороны Украины, так и со стороны Польши. Было проведено большое количество заседаний украинско-польской государственной комиссии, которую мы с господином Сивецом, тогда главой Бюро национальной безопасности Польши, совместно возглавляли. Поверьте, было очень непросто найти компромиссный, удовлетворяющий обе стороны вариант решения вопроса и прийти к формуле «Прощаем и просим прощения». В том же году парламенты Польши и Украины приняли совместное заявление аналогичного характера.
Надеюсь, что сегодня обе стороны тоже смогут найти взаимопонимание – это в наших общих интересах. Есть такое важное слово – «примирение», и для того, чтобы оно стало реальностью, надо, чтобы обе стороны проявили добрую волю, как это уже случилось в 2003-м. Со своей стороны, мы не должны допускать, чтобы кто-то спекулировал на этой трагической теме, а тем более пытался морально оправдать тех, кто принимал участие в убийствах мирного населения на Волыни.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.