Роман Черненко о LIVE IN BLUE BAY 2012 года в преддверии джазового фестиваля-2013 в Стране Коктебель
Счастье в каждом звуке
Джазовые заметки с фестиваля "Live in Blue Bay" в
Коктебеле
www.sevjazz.info
Сентябрь в Крыму уже давно и прочно ассоциируется с джазом,
а в году 2012-м Совет Министров Автономной Республики Крым эти впечатления и
ожидания закрепил документально, объявив первый осенний месяц на полуострове
месяцем джаза. Джазовые мероприятия плавно перетекают из одного крымского
города в другой, доставляя удовольствие ценителям музыки и бархатного сезона.
Самая демократичная музыка
Международный фестиваль джазовой музыки "Live in Blue
Bay" в крымском курортном посёлке Коктебель прошел уже четвёртый раз.
Упорству и энтузиазму его организаторов можно позавидовать: проводить
бесплатное для зрителей мероприятие с участием десятков исполнителей
высочайшего класса не так-то просто. Идейный вдохновитель фестиваля "Live
in Blue Bay" и председатель его оргкомитета, большой любитель и знаток
джаза, директор пансионата «Голубой залив» Константин Зелинский всегда
подчёркивает, что «фестиваль – это итог труда большого количества людей, многие
из которых трудятся на общественных началах, помогая нести джаз в массы». На
мой вопрос о финансовой составляющей мероприятия Константин Иванович ответил,
что помогают спонсоры, неравнодушные к джазу люди, а многие музыканты выступают
за символическую плату или даже бесплатно.
По словам К.Зелинского, «фестиваль становится всё более
международным, состав и география участников весьма расширились, в этом году в
нём принимают участие джазовые коллективы и исполнители из Украины, России,
Беларуссии, Италии, Англии, Швейцарии и Испании». Наш девиз по-прежнему: «Live
in Blue Bay»: счастье в каждом звуке!» и мы стараемся работать для вас».
То, что оргкомитет работает для любителей джаза, нельзя не
заметить. Программа четырёх дней фестиваля составлена со знанием дела, так что
каждый меломан найдёт свой любимый джазовый стиль или музыкальное направление:
от классического джаза до джаз-рока и фанка с соулом. Фестиваль "Live in
Blue Bay" в Коктебеле – не просто серия концертов, а некое общее
пространство, где люди могут пообщаться на самые разные темы и найти человека
своей энергии. Впрочем, сколько любителей джаза, столько и мнений. Да и стилей
джаза не меньше. Перед концертами и после них между слушателями разворачивались
настоящие дискуссии: джаз это или не джаз. Хотя точный ответ на этот вопрос
зачастую затрудняются дать даже составители джазовых энциклопедий. Ведь у
каждого своя музыка и у каждого свой джаз, который является самой демократичной
музыкой.
Трансформации первого дня
Четверг, 6 сентября, первый день "Live in Blue
Bay". Вещи наскоро брошены в уютном номере пансионата, также наскоро
совершён «бросок» в волны ещё по летнему тёплого моря и, скорее в джаз-кафе
«Богема». Здесь, традиционную пресс-конференцию открытия фестиваля, проводит
оргкомитет в полном составе и лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич.
Он привёз в Коктебель вместе с братьями Бриль и другими музыкантами программу
«Джазовые трансформации».
Общение проходило в непринуждённой обстановке, Андрей
Вадимович был весел, остроумен и расслаблен и старательно и обстоятельно
отвечал на вопросы рыцарей пера (мышки), микрофона и видеокамеры.
Более всего пишущую и снимающую братию интересовало, почему
известный рок-музыкант ударился в музыку для избранных, на что Андрей ответил:
«Человек в течение жизни проходит какой-то путь развития. Его вкусы и интересы
меняются, когда он взрослеет. Если кто-то в преклонном возрасте такой же, как в
детстве, то это уже диагноз. В джазе гораздо больше красок, оттенков, что
выражается в различных течениях и стилях».
Тут же последовал вопрос, надолго ли хватит красок джаза, на
что мэтр парировал: «Джаз бесконечен, это бесконечно разнообразная музыка».
Многие музыкальные обозреватели и критики считают «дрейф»
Макаревича в сторону джаза ожидаемым и прогнозируемым.
А сам он на вопрос «Считает ли он себя джазовым музыкантом?»,
ответил просто: «В джазе больше степеней свободы, больше возможностей для
самовыражения. Я себя особым джазменом не считаю, вот члены моего коллектива –
это настоящие мастера».
Последовавшую провокационную реплику насчёт того, не
является ли это изменой убеждениям его рок-н-ролльной юности, Андрей Вадимович
легко парировал: «Очень многие исполнители со временем приходили в джаз и я не
исключение. Это более свободная музыка. А рок остаётся со мной, мы продолжаем
выступать с «Машиной времени».
Рассказывая о джазовых пристрастиях, Макаревич отметил, что
больше всего любит традиционный джаз: «Это Дюк Эллингтон, Эррол Гарнер,
гитарист Джо Пасс».
Пресс-конференция плавно перешла к общению за фуршетным
столом, но, уже через несколько минут, ответив на вопросы особо любопытных,
Андрей Макаревич ушёл готовиться к вечернему выступлению.
Через час с небольшим фестиваль открылся музыкальным
шествием с участием диксиленда Dixie Brothers Band по главным улицам и
набережной крымского посёлка. Строго говоря, выступления на малой сцене у
причала начались гораздо раньше и гуляющая вдоль моря публика останавливалась
послушать молодые коллективы. Здесь выступили: «Wise Guys» (Харьков-Симферополь),
«Странствующее озеро» (Челябинск), Jungleman (Киев) и The Three Waves Trio (США-Польша-Украина).
В шесть вечера главная сцена фестиваля на территории
пансионата «Голубой залив» засверкала огнями и в джазовую борьбу вступил
Оркестр МВД Автономной республики Крым. «Джазовые милиционеры», хотя и не
надели в этот день форму, порадовали своей слаженностью и исполнением известных
джазовых стандартов, от Джорджа Гершвина и Дюка Эллингтона, до композиций
современных авторов. И доказали, что играть могут не только военные марши.
Во время выступлений следующих двух коллективов классический
джаз сделал трёхчасовой перерыв. Украинская группа Salsa-Band
"Dislocados" зажигала сердца зрителей (коих собралось несколько
тысяч) бразильской сальсой. Танцевальные движения получались сами собой.
Впрочем, латино и есть латино. Карнавальный джаз, одним словом.
Привлечённые громкой и зажигательной музыкой жители и гости
Коктебеля подтягивались к сверкающей огнями главной сцене, площадка у которой,
кстати, вмещает 7-8 тысяч зрителей.
Вслед за бразильскими украинцами по сцене бурей пронеслись
настоящие итальянские итальянцы – команда "Spagetti Swing". Свинг в
их выступлении присутствовал только в названии. Зато на сцене не только играли
и пели, а также готовили спагетти, угощали ими зрителей, а одному лысому
гражданину для иллюстрации песни даже побрили до блеска голову. Популярные
итальянские мелодии и песни никто и не пытался называть джазом, зато было
весело. Фронтмен и по совместительству клавишник "Spagetti Swing" со
скоростью пулемёта постоянно говорил то на английском, то на итальянском,
общаясь со зрителями и своими одногруппниками. Великолепный ведущий фестиваля
Эдмунд Кашевский умудрялся всё это адекватно переводить в он-лайне. Как
оказалось, этот мастер конферанса свободно владеет чуть ли не половиной
европейских языков.
Закончив на бис итальянской попсой 80-х, «макаронники» ушли
со сцены, предварительно выстрелив в воздух несколькими килограммами сухих
спагетти. Такая у них фишка.
Казалось, ещё больше накалить атмосферу трудно. Что это не
так, доказал выход на сцену под рёв публики лидера группы «Машина времени»
Андрея Макаревича. Он был на этот раз без «Машины», но со своими товарищами по
«Оркестру креольского танго» пианистом Евгением Борец, контрабасистом Сергеем
Хутасом и барабанщиком Сергеем Остроумовым. В рамках программы «Джазовые
трансформации» к ним присоединились братья Бриль – Александр и Дмитрий (тенор и
сопрано-саксофон).
Опять на джазовом фестивале звучал настоящий джаз. С яркими
и виртуозными импровизациями и нестандартными аранжировками. Со старыми песнями
маэстро в джазовой обработке и с собственными композициями. С вокалом Полины
Касьяновой и неожиданным выходом на сцену кларнетиста Александра Гуреева,
который присоединился к выступающим во время одной из длинных импровизаций.
Всё прибывающая и прибывающая публика неистовствовала (все
концерты фестиваля абсолютно бесплатны, поэтому можно свободно входить и
выходить на площадку у главной сцены). Но концертная программа «Джазовые
трансформации», к сожалению, закончилась.
Уже в воскресенье Макаревич даст с «Машиной времени» концерт
в Москве и ему надо отдохнуть перед дорогой. Поэтому, практически в полночь,
«Трансформаторы» откланялись. Так закончился первый день четвёртого фестиваля
"Live in Blue Bay".
День второй: от мэйнстрима до бульба-фанка
Второй день Международного фестиваля джазовой музыки
"Live in Blue Bay" в Коктебеле отличался разнообразием стилей:
традиционный свинг и бибоп, эклектичный мэйнстрим, зажигательный мануш,
«неадекватный бульба-фанк» и современная поп-музыка.
7 сентября программу главной сцены фестиваля открыл Big-Band
Сергея Щербакова (г.Антрацит). Джазовые стандарты звучали профессионально, но
как-то суховато из-за отсутствия живой импровизации. Спрятавшиеся за пюпитрами
музыканты даже сольные партии исполняли по нотам. Не хватало драйва.
Отсутствие последнего решили восполнить участники
интернациональной, но, почему-то называемой норвежской, группы Polar
Expedition. Норвежцами в ней являются барабанщик и клавишник, прямо на сцене,
кстати, отметивший день рождения. Басист был из Польши, а гитарист из Харькова.
По заверениям ведущего концерта, Polar Expedition играет в стиле мэйнстрима
(основного течения), что они и попытались доказать, выдав сложную и
многоплановую композицию минут на 25-30. В группе все оказались виртуозами
достаточно высокого класса, кроме, к сожалению, гитариста Евгения Пугачёва,
показавшего какой-то дворовой уровень игры на гитаре.
Что такое настоящая джазовая гитара, сумели доказать
джазмены из Ялты. В группе «Ялта-Джем», исповедующей джаз-мануш (цыганский
джаз) солирующим инструментом является именно гитара. Лидер-гитарист Виталий
Макукин – настоящий ас. Собственные композиции и классика джазовой гитары
заставили ожить приунывшую во время выступления норвежцев публику. Акустическая
гитара, электрогитара в руках Виталия Макукина звучали божественно. Мелодичные
импровизации на невероятной скорости переходили в игру аккордами. А когда
Макукин сыграл сольную композицию на акустической гитаре в технике двурукого
тэппинга, все присутствующие поняли, что Энверу Измалову в Крыму уже наступают
на пятки. Ведь этой уникальной и ранее редко встречающейся техникой владеют немногие
гитаристы. Выступления «Ялты-Джем» весьма оживлял экспрессивный басист,
буквально исполнявший танец вокруг контрабаса.
Но, что такое настоящая экспрессия, публике, скопившейся на
площадке пансионата «Голубой залив», ещё предстояло узнать. Бульба-фанк оркестр
"Chiefs Band" из Минска показал, что такое настоящий драйв! Самым
спокойным участником этого безбашенного коллектива оказался барабанщик. Лидер
группы, он же фронтмен и бас-гитарист … Мышкевич рассказал, что они играют
музыку в стиле «джаз-оттопырка». «Мы играем неадекватный джаз. За Белоруссию!
За город-герой Минск! Пусть будет секс и счастье в каждой хате!», - вещал он со
сцены, откалывая немыслимые па как на бас-гитаре, так и ногами и всем телом.
Под стать ему оказался и соло-гитарист, виртуоз высочайшего класса и очень
заводной парнишка. Не отставали от них и трубач с тенор-саксофонистом.
Бульба-фанк оказался весьма энергичной музыкой.
И когда у зрителей уже звенело в ушах от экстремальных
белорусов, на сцене появились Фил Строган (Fil Straughan) и группа "Continent" из Лондона. Впрочем, кроме вокалиста, в ней
оказались все наши бывшие или настоящие соотечественники. Весёлый англичанин
сразу задал тон финальной части второго дня фестиваля, выдав несколько
известных вещей, хотя и не совсем джазовых, но всё же из классики популярного
вокала. Эпатажный «афроангличанин» первым из участников фестиваля спустился со
сцены и пошёл в массы. Путь в народ ему преградили диваны и столики VIP-личностей, но это Фила не
остановило. Присев и обнявшись с непростыми зрителями он продолжал петь. Звучал
мелодичный соул и откровенная попса. Темнокожий исполнитель активно двигал
пятой точкой и призывал это делать зрителей. Было уже давно за полночь, дул
северный ветер, поэтому публика его слушалась.
Второй день фестиваля "Live in Blue Bay" в
Коктебеле закончился на мажорной ноте. А иначе и не могло быть, ведь его девиз
«Счастье в каждом звуке!».
Третий день наслаждения джазом
Намечавшийся целый день дождь так и не пошёл, поэтому ничто
не омрачило радость от третьей встречи с джазом.
Джаза, как и в первые два
дня, было много. На малой сцене возле причала на набережной продолжали
выступать разнообразные коллективы, в том числе, и выступавшие на сцене
главной. Группа Verlibena
из Симферополя порадовала ценителей задумчивым джазом, близким к стилю фьюжн.
Днепропетровцы Le Noir
оглушали зрителей децибелами, а уже знакомые по вчерашнему дню Polar Expedition из Норвегии были
верны джазовому мэйнстриму.
К 18.00 площадка у главной
сцены на территории пансионата «Голубой залив» была полна под завязку и, с
небольшим опозданием, под лучи софитов вышли члены группы Jazz Lyre (Киев).
Основой их композиций были мелодичные гитарные соло, а кто-то из маститых
знатоков уловил сходство с игрой гитариста Дидюли. Тем не менее, зрителям музыка
киевлян понравилась и Jazz Lyre покинули площадку под аплодисменты.
Диксиленд из
Ростова-на-Дону Dixie Brothers Band в стильных гангстерских полосатых жилетках
и шляпах сразу завоевал доверие публики. Классика джаза 30-х годов прошлого
века в их исполнении звучала великолепно. «Внезапно» и, как они всегда заявляют
на концертах, «прямо из Италии», к ростовчанам присоединился вокалист Алекс
Туччи. Хриплый, с песком, баритон итальянца, одежда в стиле крёстного отца
американской мафии прекрасно гармонировали с ярким джазом диксиленда. Во время
одной из композиций подыграть музыкантам вышел тенор-саксофонист из Севастополя
Виктор Никулин. Его фантастическая импровизация возбудила зрителей до предела и
можно было посочувствовать, что в диксиленде не предусмотрен саксофон.
Аплодисментами и рёвом
встречала публика своего любимца – народного артиста Украины, всемирно
известного гитариста Энвера Измайлова. Многих присутствующих, незнакомых с его
творчеством, игра мэтра на гитаре повергла в шок. Человек-оркестр показывал,
как может звучать этот удивительный инструмент. Композиции «Битлз» в джазовой
обработке, вплетённые в джаз народные российские и татарские мелодии, элементы
рока, кантри и многих других стилей. Группа крымских татар скандировала
«Машалат», что, по-видимому, значит «молодец». А, может быть, и «Браво!».
Программу продолжил
квинтет Давида Ткебучавы в составе его самого на ударных, братьев Бриль
(Дмитрий на сопрано и Александр на тенор-саксофоне), Евгений Борец (клавишные),
на контрабасе Сергей Хутас. Четверых последних мы уже видели в программе Андрея
Макаревича «Джазовые трансформации» в первый день фестиваля. Музыканты любят
объединяться в различные проекты, вот и сейчас единомышленники решили показать
своё видение и новые аранжировки джазовых стандартов, а также собственные
композиции. С первых звуков сольных импровизаций братьев-саксофонистов
раздались аплодисменты, а экспрессия и виртуозная игра Евгения Борец пришлась
по душе разогретым энергией квинтета зрителям. «Ну, прямо как Хэрби Хэнкок», -
делились впечатлениями маститые меломаны у сцены. Чуть позже к квинтету
присоединился кларнетист Александр Гуреев и доказал, что дело Бадди ДеФранко и
Бенни Гудмена живёт. Кларнет весьма органично вписался в квинтет, и Ткебучаве,
возможно, стоит задуматься о его расширении до секстета.
Ближе к полуночи, но, почему-то почти на час раньше
заявленного времени, объявили группу "The Clients" из Швейцарии. Не
знавшие об «ускорении» программы швейцарцы немного опоздали и вбежали на сцену
прямо с рюкзаками и зачехлёнными инструментами. Лидер группы попросил «five minutes» и, пока музыканты
подключали инструменты, публика разглядывала диковинную внешность музыкального
руководителя «Клиентов». А посмотреть было на что: лысая голова, бородка
морковкой, под курткой - красная подпоясанная рубаха в русском стиле.
Подключившись и подстроив звук, парни начали рубить энергичный фанк. Лидер
"The Clients" то солировал на саксофоне, то читал некий джазовый рэп.
Зрители пританцовывали и хлопали в такт. Загрузив народ фанко-рэпом, представители
страны банков и молочного шоколада откланялись далеко за полночь.
Последние звуки джаза
Днепропетровск-Севастополь. Джазовый проект из этих городов
под названием Jazz Do It & Юлия Разина открывал последний день фестиваля
"Live in Blue Bay" на гостеприимной территории пансионата «Голубой
залив». Играющий фанк и фьюжн коллектив задал задорный темп финала фестиваля.
Лидер Jazz Do It и талантливый гитарист Александр Бочкарёв разражался
заливистыми соло, а севастополец Виктор Никулин использовал поразивший публику
духовой электронный инструмент EWI.
Его использовали в своем творчестве такие гранды джазовой сцены, как, например,
Майкл Бреккер (), Грег Вэйл (Greg Vail), Лонли Шеперд (Lonely Shepherd), Сэмюэль
Хэйслет (Samuel Hejslet), Кэвин Перт (Keven Peart) и многие другие. Как
рассказал сам Виктор Никулин, от родного тенор-саксофона он отказываться не
собирается. «Просто EWI
открывает новые возможности в творчестве», - говорит он. Мужской коллектив
оживляла своим присутствием и сочным вокалом Юлия Разина. Межгородской бенд
ушёл со сцены под аплодисменты.
Квинтет Владимира Прихожая под названием D.R. Jazz порадовал
присутствующих тем же фьюжном, но уже с солирующими клавишными в исполнении
своего экспрессивного лидера.
Сумчан на сцене сменили другие сумчане - апологеты
умеренного фанка Funky Hohols Band. Они не брезговали и элементами smooth
джаза, саксофонные соло сменялись гитарными. Для ещё большего драйва к группе
присоединился талантливый севастопольский альт-саксофонист Роланди Ниавадзе,
мелодичные импровизации которого в «змеином» стиле Бада Фримена (Bud Freeman)
привели в восторг любителей джаза.
Настоящие московские "Пижоны" привезли на юг смесь
из джаза, рок-н-ролла, буги-вуги и даже попсы. Играли энергично, мощно, но
как-то заученно и без импровизаций. Стильные костюмы и яркое сценическое шоу,
безошибочный подбор песен веселили отдыхающих, но не смогли обмануть настоящих
ценителей.
Их грусть развеяли темпераментные испанцы – хэдлайнеры
завершающего дня фестиваля. Талант и магия перкуссиониста Хави Турулла и
гитаристов Диего Кортеса и Кристо Фонтецилла превратили сцену в фонтан из
фламенко-джаз-фьюжн. Лавина страсти, темп и тонкие оттенки их музыки нарушали
привычные границы стилей, чтобы дать волю сложным теллурическим ритмам.
Импульсивность Роджера Блавиа на барабанах, изобретательные пассажи на басу
Джорди Франко и теплый голос Розалии Вила – всё гармонично сплеталось в
феерические испанские ритмы. Не сплясать под латино с элементами фламенко в
исполнении группы "Kejaleo" было просто невозможно. Драйв и джайв.
Фестиваль закончился на мажорной ноте.
Дух джаза
Завершая рассказ о празднике джаза, невозможно не упомянуть
об особом духе джаза, осеняющем Коктебель в фестивальные дни. В сентябре
крымский посёлок у подножья Карадага оживляется многотысячными толпами
любителей джаза, чтобы после этого впасть в зимнюю спячку, до нового курортного
сезона. Публика в Коктебеле, как и музыка, самая разная. Как у Маяковского:
«которая пролетарская, а которая буржуазная». Но весьма добродушная и
доброжелательная. Джентльмены во фраках на набережной нами замечены не были, но
некоторые кадры в костюмах от Армани гордо вышагивали среди хиппи, растаманов и
прочей курортной публики в шортах, маечках и банданах. Но это, скорее,
исключение.
Разумеется, дело не в одежде. «Замученных» обилием солнца,
моря и фруктов отдыхающих сменяют любящие джаз люди. Они отличаются от обычных
курортников взглядами на жизнь и окружающий мир, необыкновенной
доброжелательностью и радостью в глазах. И далёкие от «музыки избранных» люди
заражаются и заряжаются этой радостью, слушают звучащий отовсюду джаз и увозят
из Коктебеля новые и необычные впечатления.
А после фестиваля дух джаза поселяется в джаз-кафе «Богема»
на территории пансионата «Голубой залив», чтобы снова взлететь солнечными
звуками в новом сезоне.
Роман Черненко.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.