Некоторые стараются представить, что добрососедство украинцев и русских висит на волоске, но этот волосок – канат, сплетенный из миллионов нитей
Украина, Россия и Беларусь в эти дни празднуют
1025-летие со дня Крещения Руси. Поскольку обсуждать роль и значение христианства
можно бесконечно, в данном случае я бы хотел сделать акцент лишь на той
объединяющей роли, которое православие сыграло в истории наших стран.
Понятно,
что история христианства на наших землях началась задолго до того момента,
когда Владимиром Великим был сделан окончательный выбор. Еще в I веке нашей эры
в Крыму проповедовал святой Климент, четвертый Папа Римский, по легенде
рукоположенный самим апостолом Петром. Здесь же он принял мученическую смерть,
а впоследствии его мощи, вывезенные княжеской дружиной из Херсонеса, стали нашей
первой и главной христианской реликвией. В IV столетии так называемые «готские
апостолы» крестили живших в Северном Причерноморье германцев. В IX веке
появляются церкви в Киеве и на Закарпатье.
То есть наш народ не вдруг
обратился к христианству, однако именно с 988 года мы заявили о себе как о
народе историческом. Со времен святого Владимира Русь становится в один ряд с
цивилизованными государствами той эпохи. Союз племен превращается в страну, а с
появлением здесь письменности, началом литературы и летописания обретает свой
культурный стержень. Ни один христианин, конечно, не будет приветствовать церковный
раскол XI века, породивший католичество и православие, однако факт в том, что
это событие подтолкнуло наш народ к поиску своего пути и к созданию своей
цивилизации. Родственной, но не тождественной западноевропейской.
Да, мы стали другими. Мы
что-то заимствовали у своих западноевропейских соседей, что-то отвергали,
оставаясь самими собой. На столетия православие стало хранителем
самоидентификации народа, источником надежды в наиболее трудные времена
истории. Между Батыем и Богданом Хмельницким – четыреста лет, и все эти годы православная
церковь хранила историческую память о единстве восточнославянских народов, отводя
Киеву роль духовного центра и «Богохранимого града».
С
тех пор многое изменилось, в том числе и роль церкви. Она уже не столько
направляющая сила общества, сколько спокойный и ненавязчивый советчик. Никто
никого не будет учить вере и жизни: хочешь – возьмешь сам. Сам знаешь где.
Общество может не признаваться в том, что нуждается в духовной поддержке,
однако это действительно так. Кризис имеет место, причем не только в духовной
сфере. Его экономические и культурные последствия грозят свести наше
историческое существование к африканскому уровню, а позиционирование Украинской
державы как противника России и Белоруссии грозит, к сожалению, не только
потерей очевидных экономических выгод от сотрудничества.
Православие в этих
условиях остается одной из важнейших культурных основ, которые нейтрализуют
попытки представить украинцев и русских как народы исторически чуждые,
враждебные друг другу. Да, некоторые стараются представить, что добрососедство
наших народов висит на волоске. Но этот волосок – общая многовековая культура и
история, общая вера, наши общие родовые
корни – канат, сплетённый из миллионов и миллионов нитей. Не так-то просто его
оборвать. Нам небезразлична наша общая история и наша общая судьба, которая не
может не быть общей только потому, что кто-то очень хочет разорвать по живому те миллионы нитей, что нас связывают. Я, как и
многие украинцы, верю в то, что, несмотря на все старания вбить клин между братскими
народами, наша судьба и наша история останутся общими. Потому что мы – РУСЬ! И
нынешняя годовщина, наш общий праздник – Крещение Руси – дает мне все основания
говорить, что эта вера и надежда небеспочвенны.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.