На днях решил отсканировать весь семейный фотоархив. В процессе наткнулся на фотографию датированную 14.06.1938, на которой изображена моя бабушка вместе с подругой на ялтинском пляже. Так и родилась идея сделать эту подборку из нашего семейного альбома. Получилась краткая история крестьянства на примере нашей, вполне средней семьи.
Бабушка в Крыму (справа)
В то же время я знал, что в Ялту она переехала после замужества 01.12.1938, а до этого жила в пос. Биюк (сегодня Октябрьское), в 40 км. от Симферополя, причем замуж выходила именно в Биюке, а дед уроженец села Новоцарицыно (сегодня Садовое) Белогорского района в тот момент проживал с ней в одном селе.
Кроме того, эта фотография навела еще на некоторые размышления - ведь у крестьян не было паспортов, и, как утверждается, выехать куда-либо за пределы своей деревни они не могли. Пришлось за ответами идти к бабушке. Ей (желаю еще крепкого здоровья) 9 мая исполнится 91 год (она 1919 г.р.), но память у нее еще крепкая.
Вкратце даю пояснения.
Она с подругой часто ездила отдыхать. В июне 1938 г. они поехали в Ялту на море. Ялта очень понравилась. И когда бабушка вышла замуж, она уговорила деда переехать в город. Паспорт они получили в сельсовете. Пришли, и сказали, что уезжают в город на постоянное место жительства. В тот же день паспорта были получены. На следующий день после переезда в Ялту она устроилась на работу бухгалтером в ялтинский банк, дед стал работать баянистом в санатории. В тот же день от банка им была выделена однокомнатная квартира в двух минутах ходьбы от Набережной (для знающих Ялту - пер. Народный, дом напротив музея Леси Украинки).
Итак, какие можно сделать выводы: в сталинском СССР любой крестьянин мог получить паспорт, если выражал желание переехать в город. Любой крестьянин мог позволить себе поехать отдыхать на курорт.
Здесь мне могут возразить, что бабушка была из зажиточной кулацкой семьи. Даю справку (по рассказам бабушки).
Бабушка - Грязева (Патринец) Елена Харитоновна родилась в 1919 г. в селе Македоны Кагарлицкого р-на Киевской обл. В 1932 г. из-за голода семья была вынуждена переехать в Крым в село Биюк. Семья состояла из родителей и пятерых детей. Голод возник из-за того, что кто-то ночью вывез у них амбар картошки. Время было тяжелое, кроме картошки еды не было. Помощь соседей и колхоза сильно не помогала. Наступил голод.
Итак, выводы: голод возник из-за кражи, а не из-за "голодомора". Запас картошки измеряется амбаром, а не углами или сусеками. Соседи и колхоз были в состоянии оказывать помощь. Небольшую, но помощь, что в "голодомор" сделать вообще невозможно.
Бабушка (слева) 18.06.1938 Надпись находится сзади фотографии
Итак, общий итог. В сталинском СССР бедный крестьянин в 1932 г. еще спасался от голода, а в 1938 г. мог уже позволить себе выезжать на курорт. И, все сами могут убедиться, как выглядели крестьянки в сталинском СССР.
Справедливости ради следует сказать, что конечно, возможность-то была, но в общем, хозяйке-крестьянке поехать далеко от дома на отдых было малореально - как оставить дом, скотину, приусадебное хозяйство, детей и пр. Можно было оставить хозяйство на старшую незамужнюю дочь, но в целом, для женщины, на которой держится хозяйство, всё всегда намного сложнее. Так, впрочем, всегда и везде в мире. Поэтому, по большей части, ездили молодые девушки и парни. Раньше про это нельзя было и мечтать как, впрочем, и про всеобщее бесплатное образование и медицинское обеспечение.
По всей стране открылось множество домов отдыха для крестьян и рабочих. В целом, ситуация быстро улучшалась - появились кооперативные сельские магазины, крестьянкам во многих местах уже не надо было печь хлеб самим, появилось много улучшений жизни - велосипеды, другие промышленные товары, керосин, а затем и электричество, кардинально улучшился транспорт. В целом, шансов выбраться на отдых стало существенно больше, но однако - женская доля на селе всегда была нелегка.
Прапрадед. Время и место неизвестны
Сложно назвать имена и кто еще изображен на фото, но знаю, что это мой прапрадед. Предки мои появились в Крыму в 1857 году, когда после Крымской войны шло переселение крепостных крестьян на земли Тавриды. Знаю, что приехали они из Орловской губернии, деревни Грязевки (Грязево?), откуда и пошла фамилия Грязевы.
Мой прадед Григорий Грязев был женат на крымской болгарке Татьяне. У них было пятеро детей Павел (1909), Василий (1913), Иван, Елена (1919), Николай. Проживал в селе Новоцарицыно (ныне Садовое), имел мельницу.
В 1934 году мельница была национализирована. Прадед перестал быть собственником мельницы, но остался на ней директором. Никто никуда его не высылал, кур в колхоз не отнимал, семью на улицу не выгонял, как нам сейчас любят рассказывать по телевизору. На судьбе семьи его сельскокапиталистическое прошлое не отразилось вообще никак. Видимо оттого, что он сам не пакостил Советской Власти и односельчанам.
В октябре 1934, возвращаясь на грузовике из Симферополя, уступил место в кабине голосовавшей на дороге женщине, а сам пересел в кузов. Было уже холодно, шли дожди. В результате тяжелой простуды он скоропостижно скончался.
Первая фотография моего деда Василия датирована 1935 г. Тогда он работал баянистом в пионерлагере им. Тельмана в г. Алуште. Сзади фотографии имеются какие-то надписи на немецком языке. Могу предположить, что это был пионерлагерь для детей немецких коммунистов, спасавшихся от гитлеровского режима.
Отец бабушки - Харитон по приезду в Крым устроился работать конюхом в милиции села Биюк (ныне Октябрьское). В 1934 г. лошадь нанесла ему тяжелую травму, он был отправлен в больницу Симферополя, где и скончался.
Бабушка, после окончания семилетки, с 15-летнего возраста, работала в бухгалтерии колхоза. Сообразительная и аккуратная крестьянская девушка без всяких проблем, как сейчас говорят, "делала карьеру". В 1937 году мой дед переехал в Октябрьское, где и познакомился с бабушкой.
С ними произошло то, что и с десятками миллионов крестьян в то время - они переехали в город. Начиналось, как нам сейчас объясняют "раскрестьянивание." Шла Индустриализация и страна, состоявшая на 90% из крестьян, ещё вчера неграмотных на 80-90% стремительно превращалась в городскую. Повсюду требовались городские профессии и для сообразительной работящей крестьянской девушки или парня сделать невероятную для дореволюционных времён карьеру не составляло особой проблемы. В города ехала в основном молодежь - селянину морально очень непросто навсегда оставить своё хозяйство.
Бабушка 1938 (?)
01.12.1938 г. они расписались и переехали в Ялту на постоянное место жительства - не испытывая ни малейших проблем с паспортным вопросом. Также со временем в Ялту переехал и брат деда Павел.
В то время велась борьба с прогульщиками на производстве. Как-то дед опоздал на работу на 15 минут (он работал баянистом в санатории), в результате чего отдыхающие не вовремя начали зарядку. В тот же день он был уволен. Но, т.к. в СССР безработица отсутствовала, он на следующий день уже работал баянистом в другом санатории.
На прогулке в парке Алупкинского дворца 1939 г.
Бабушка работала в ялтинском банке бухгалтером.
Сотрудники банка каком-то праздничном мероприятии. Бабушка крайняя слева в нижнем ряду.
В 1939 г. дед был призван в армию. Служил на флоте радистом. Участвовал в войне с белофинами.
Дед на Флоте 1940 (?)
В январе 1940 г. У них родился Валерий - мой дядька. Дед, наверное, служил неплохо - пару раз приезжал в отпуск в 1940 и 1941.
В сентябре 1941, когда немцы были возле Перекопа, бабушка уехала к родственникам в Биюк. Там через месяц родилась моя мать.
Что интересно, свидетельство о рождении матери и дядьки написано на двух языках - русском и крымско-татарском. Только в свидетельстве 1940 г. крымско-татарский язык на латинице, а в 1941 г. - на кириллице.
Последнее письмо на фронт перед оккупацией. Октябрь 1941 г. Мой дядька. Фото вернулось с войны.
Брат деда Павел был также призван на фронт. Защищал Севастополь. В декабре 1941 г. попал в плен. Бежал. Также жил в Биюке. Устроился работать в немецкий клуб - играл на баяне (тоже был баянист).
Брат деда Иван был на фронте. Николай был угнан в Германию.
Дядька, бабушка и мать. Начало 1943 г.
По рассказам бабушки, во время оккупации жить было очень тяжело, а с грудным ребёнком - особенно. Она работала на элеваторе, за что получала мешок зерна в месяц.
В апреле 1944 г. вернулась Советская Армия. Биюк был освобожден.
Сразу после освобождения Крыма (1944)
Если сравнить с другими фотографиями - похудела очень сильно.
Брат деда Павел прошел проверку, был снова зачислен в ряды Советской армии и войну закончил в Берлине. Ни разу до конца его жизни в 1987 г. никто его ни пленом, ни работой в немецком клубе не попрекал.
В 1944 г. моя прабабушка Татьяна и ее дочь Елена, как лица болгарской национальности (Болгария являлась союзницей Германии) были депортированы в Казахстан в г. Гурьев (они по паспорту были записаны как болгары, а дед и его братья, как русские - поэтому и остались в Крыму), где им была предоставлена квартира и работа. Приезжать в Крым к родственникам им не возбранялось.
Мать, прабабушка и дядька. Ялта. Начало 50-х
Дед после японской войны, участником которой он тоже являлся, вернулся домой.
По его воспоминаниям (это тоже по рассказам бабушки - дед умер в 1981 г., когда мне было 4 года) за три войны самое страшное, что он видел было под Туапсе. Еще из интересных воспоминаний - представили его к Красной Звезде. В те же дни доверили ему конвоировать военнопленного. По дороге он наткнулся на командира полка.
- Грязев, мать твою перетак, почему пленный несет твою винтовку? Так Красную Звезду дед не получил.
В 1945 г. он с бабушкой и детьми вернулся в Ялту. Стал работать преподавателем музыки в педучилище, а бабушка бухгалтером в системе госторговли. Старая квартира была уже занята, им дали другую, двухкомнатную.
Жизнь потихоньку налаживалась
1946
Годы Летят. 1950
Бабушка говорит, что проблемы с продуктами закончились в 1947-48 гг., а в 1951 они смогли купить себе уже приемник "Балтика". Одеты были тоже явно не в тряпьё.
В Магазине. Начало 50-х
На Кассе. Начало 50-х
Бабушка в ялтинских магазинах. Надписи "фруктовые соусы" и "фруктовые консервы" и товары под ними - специально для тех, кто говорит об отсутствии продуктов и их ассортимента в СССР.
Возле памятника Вождю - тому кто смог вести страну и людей от победы к победе
К началу 60-х благосостояние семьи позволяло уже вызжать за границу (Болгария, Румыния) по турпутевкам (поездки по СССР - ежегодно). Обычные среднестатистические советские люди.
Румынская Народная Республика 1962 г. Дед во втором ряду второй слева
Моя мать стала учительницей, дядька - завкафедрой в институте. Так складывалась судьба вчерашних крестьян и их детей.
В 1979 г. дед и бабушка получили квартиру в новом доме по программе улучшения жилищных условий.
Дед умер в 1981 г. Он был обыкновенным человеком, не считался инвалидом войны, но его очень уважали ветераны. Его я помню очень плохо. Жаль, что он не смог мне рассказать всё, что происходило когда-то, очень давно.
Бабушке 9 мая исполнится 91 год. Дай бог ей здоровья.
http://www.rusproject.org/node/283