Ниже представлена подборка фотографий Львова в первые три дня немецкой оккупации. Немцы вошли в город рано утром 30 июня 1941 г. Украинские националисты (фракция С. Бандеры в ОУН) вышли из подполья и тут же создали в городе "украинскую народную милицию" в помощь немцам. В городе начался трехдневный еврейский погром 30.06-2.07.1941 г. Подобные акции националистов (немцы их называли акциями "самоочищения") в первые дни оккупации были не только во Львове, но и в других городах Галиции. То же самое происходило в Литве и Латвии. Особенностью львовских погромов был масштаб (погибло около 4000 чел.), а также присутствие на месте большой группы профессиональных фотографов и кинооператоров. Их прислало Министерство пропаганды д-ра Геббельса для подготовки агитматериалов. Кроме того, в городе на тот момент находилась 1-я дивизия горных егерей ("стрелки из "Эдельвейс"), которые также сделали любительские фото погрома. На память.Фотографии львовских погромов 1941 сегодня хранятся по всему миру - в госархивах Германии и Австрии, Библиотеке Вайнера (Лондон), коллекции Дэвида Ли Престона (Филадельфия), в музеях "Яд-Вашем" и "Гетто файтерс" (Израиль), Мемориальном музее Холокоста в США (Вашингтон), частной коллекции "Вильно Гетто" и т.д.. Любительские фото горных егерей, как правило, взяты с e-Bay, где они выставлялись на продажу в 2000-х гг.Предупреждение! На фото ниже - сцены уличного насилия, унижения женщин, издевательств в форме мытья тротуаров, маршей по улицам на коленях и с поднятыми руками, сцены сгона евреев бандеровской милицией на работы в бывш. тюрьмы НКВД, где после различных издевательств их расстреливали во внутренних дворах.Женщину избивают палками на улице.
Юные галичане забивают еврейку камнями. Та же женщина на другом фото.
Девушка и пожилая женщина (скорее всего мать или другая родственница) среди толпы погромщиков.
Одно из наиболее жутких фото львовских погромов 1941 г.Жертва , по всей видимости, обращается с какими-то словами к палачам или немцу-фотографу. Это, вероятно, пожилая женщина, которая на фото выше. С неё сорвали одежду, как и с молодой девушки рядом.
По всей видимости, снова эта же женщина. Погромщик бьет её палкой. Молодой девушки, которую она прижимала к себе перед раздеванием - уже нет рядом. Издевательство путем публичного раздевания начинается.
Та же женщина, по всей видимости, но уже раздетая.
Раздетая жертва погрома сидит посреди толпы.
По всей видимости, снова та же женщина, что на фото выше.
Галицаи полны ненависти.
Снова издевательства в виде публичного раздевания. Одухотворенные лица двух львовских интеллектуалов. Раздевают очередную жертву.
Ключевым участником погрома была бандеровская "народная милиция", созданная ими в первый же день прихода немцев. Милиционеры ходили в гражданском с повязками белого цвета или цветов украинского флага. На фото - бандеровский милиционер с повязкой издевается над девушкой - её заставляют идти по улице на коленях и с поднятыми руками.
Еще группа евреев на коленях и с поднятыми руками.
Один из персонально идентифицированных участников погрома - член украинской "милиции" некто Ковалишин. Для многих участников погром был веселым народным гулянием, карнавалом по-галичански - обратите внимание на кривляние "свидомого" украинца перед камерой на фото справа.
Еще один персонально идентифицированный участник погрома - бандеровский милиционер Михайло Печарский.
Раздевали не только женщин.
Издевательство путем публичного мытья тротуаров. Как в Вене в 1938 г. на погроме в честь аншлюса. Девушка на заднем плане - искренне радуется.
Погромщики в приподнятом настроении тащат еврея. За ним несут бюст Ленина. Зачем - будет видно на следующем фото.Бандеровский "милиционер" с повязкой (справа) тоже в гуще событий.
Еврея с предыдущего фото заставляют целовать Ленина. Борьба толпы с "жидо-большевимом".Занятно, что погромщик в центре пришел на погром в украинской национальной рубашке-вышиванке.
Бандеровская милиция хватала евреев в домах и на улицах и сгоняла их в тюрьмы НКВД.
Украинские нацисты конвоируют евреев на работу в б. тюрьму НКВД.
По дороге продолжаются избиения.Толпа встречают тех, кого привели в тюрьму. На переднем плане - мужчина в темном костюме и шляпе, идет по направлению к толпе. На левой руке видна повязка. Бандеровская милиция засветилась во всех основных эпизодах погрома.
На погром как на праздник. Один пришел в вышиванке, другой одел костюм, галстук и пошел бить ногами пожилого еврея.
Избитого ногами мужчину с фото выше - утаскивают. Немец-часовой не вмешивается, "акция самоочищения" все-таки.
В тюремном дворе. Бандеровец с повязкой сторожит приведенных на экзекуцию.
Насилие продолжается и в тюремном дворе.
Худшее еще впереди. На снимке - группа евреев во внутреннем дворе тюрьмы в ожидании казни.
Финал. Фото ниже было сделано в одном из внутренних дворов тюрьмы Бригидки. Это фото часто выдают за "жертв НКВД", вырытых из могил, однако , на самом деле это жертвы погрома. Для жертв НКВД только что выкопанных из земли (где они пролежали 3-4 дня на тот момент) тела слишком чистые, без признаков разложения, на одном из убитых (мужчина в белой рубашке в центре) одеты подтяжки, на его соседе справа - поясной ремень. В тюрьмах этих вещей у заключенных быть не может Та же сцена крупным планом, видны подтяжки - на мужчине справа...
Стоп-кадр с немецкой кинопленки, вид сверху. Судя по всему, огонь был открыт прямо по толпе, зажатой в трех стенах тюремного двора.
Пару слов стоит сказать и об организаторах погрома со стороны ОУН-Б. Ответственность за погром во Львове 30.06-2.07.1941 г. несет прежде всего Ярослав Стецько, который руководил бандеровским "правительством" во Львове на тот момент. Когда немцы разогнали это "правительство" и Стецько попал под арест, он написал для немцев свою автобиографию, где указал, что: "Москва и жидовство – самые большие враги Украины... Поэтому стою на позиции уничтожения жидов и целесообразности перенести на Украину немецкие методы экстерминации еврейства, исключая их ассимиляцию".И слова у Стецько не расходились с делом: в первый же день провозглашения независомого бандеровского государства во Львове (30 июня 1941) в городе начался перенос на Украину "немецких методом эстерминации еврейства", и хорошим темпом - не менее 4 000 трупов за три дня .Стецько в годы войны со своими тогдашними хозяевами...И после войны с новыми....
Помимо Стецько другим организатором погрома и массовых убийств во Львове был руководитель бандеровской милиции Иван Равлик, по совместительству - зам. главы службы безопасности ОУН-Б. Это подчиненные Равлика, ковалишины и печарские, издевались над женщинами на улицах Львова, арестовывали 9-летних детей и гнали их на коленях в тюрьмы на экзекуции. По иронии судьбы, когда отношения ОУН-Б с Гитлером временно охладились, нацист Иван Равлик сам попал в руки к коллегам - немецким полицаям из гестапо. Ну, и те применили к нему и его семейству немецкие методы экстерминации.Ну, и напоследок - характерный фрагмент из мемуаров одного бандеровца, Богдана Казанивского, изданных на Западе после войны. В первые дни оккупации Б. Казанивский вместе с Равликом был одним из создателей бандеровской милиции во Львове, потом связным местного провода ОУН. После войны Казанивскому удалось эмигрировать на Запад. В 1975 г. он издал в Лондоне мемуары под названием "Шляхом легенды".Естественно, мемуары представляют собой восхваление ОУН и УПА. Однако уже тогда в западной печати выходили свидетельства очевидцев про львовские погромы 1941 г., в которых участвовала ОУНовская милиция. Казанивскому пришлось как-то объяснять, что же это за "шлях легенды" такой был у ОУН-Б и куда он вел. Казанивский предпочел самый простой вариант: нагло врать. В главе "«ЧИ БУВ У ЛЬВОВІ ПОГРОМ?» он пишет:"30 червня раненько до міста увійшли німці, а до св. Юра вмашерувала чота українських Дружинників під командою сотника Романа Шухевича. За його дорученням була створена тимчасова Команда Львова, яку очолив Омелян Матла. Я, не маючи приличного одягу, в тюрмі все розніс, примістився в тій Команді і на бюрку спав. До Команди приходили різні люди, оповідали про ситуацію в місті, про те, що німці зганяли жидів до Бригідок витягати з підвалів трупи і розкладати по подвір'ю. Ніхто ні словом не згадував про якісь погроми жидів. Службовик Команди Коник, який їздив автом по місту і забезпечував магазини перед міськими вандалами, теж нічого не говорив про погроми".То есть все дни погрома во Львове один из организаторов бандеровской милиции в городе "примістився на бюрку спав", а люди, которые приходили к ним в "Команду Львова" (т.е. в штаб-квартиру бандеровской милиции) ні словом не згадував про якісь погроми жидів.Той же позиции придерживаются и бандеровцы нынешнего поколения. Делают вид, что к погромам во Львове 1941 г. и тысячам их жертв ОУН-Б отношения не имела. В общем, идут все тем же шляхом легенды по проторенному маршруту. А куда ведет шлях легенды ОУН - можно наглядно увидеть по фотогорафиям львовских погромов 1941 г.Статью и фото на ТРИБУНУ НАРОДА прислал Януш Воячек, г. Львов. |