Небезпечне забезпечення розвитку вищої освіти в Україні
27 февраля 2013 года прошли комитетские слушаня на тему:
«Про законодавче забезпечення розвитку вищої освіти в Україні».
Их стенограмма выставлена по адресу:
http://kno.rada.gov.ua/komosviti/control/uk/publish/article?art_id=54842&cat_id=54841Обсуждение, напоминавшее заседание партхозактива, текло вяло, прерываясь время от времени дежурными аплодисментами. Оно могло пройти совершенно незаметно даже для его участников, если бы под занавес на авансцену не ворвалась Ирина Фарион – мастер отважного эпатажа и глубинной демагогии.
Как правило, заявления этого автора содержат в себе интригу – нелегко понять, с какой целью и по какому случаю они делаются? Если исходить из агрессивной лексики – «Це люди, яким я ніколи не подала б руки» – можно предположить, что эти слова произносятся на митинге, но никак не на официальном мероприятии.
Сам текст небольшой – чуть меньше 200 слов. Но, несмотря на миниатюрность, в нем сумели поместиться до двух десятков разных форм личных местоимений. В сжатом выступлении недопустимы повторы. Фарион, однако, настойчиво толчет воду в ступе. И в начале, и в конце текста упоминаются депутаты Литвин и Калетник. Трижды докладчик касается темы ‘духа и буква закона’. Дважды упоминается «культ праці і культ знань» (типичный советский шаблон).
Несмотря на свою лаконичность, текст весьма сумбурен. Трудно поверить, что он принадлежит дипломированному филологу, автору четырех монографий.
В логике Ирина Дмитриевна не нуждается. Вот пример псевдорассуждения: «Якщо ми виростимо... культ праці і культ знань, тоді нам набагато легше буде творити все решту, тоді ми правильно будемо вибудовувати взаємини між собою». На самом же деле, человек – многомерное существо. Пара отдельных факторов не в состоянии детерминировать все остальные. И почему обходится сфера этического, так необходимая для «вибудовування взаємин між собою»?! Впрочем, представление о правилах хорошего тона у Фарион отсутствует: «Чому я мала слухати їх?»
Выступление пани Ирины во многом посвящено себе любимой с ее жизненными перепетиями («я вчу», «я... повернулася»), переживаниями («я волію»), восприятием («я чула», «я сприймаю»), рефлексией («Мене... цікавить», «в мене виникає»). Наиболее интимное признание звучит так: «я щоб не вмерти у Верховній Раді повернулася на роботу у Львівську політехніку».
Для стиля кандидата филологических наук характерно украшательство, оснащение его как наукообразной лексикой, так и раскидистыми метафорами. Например, что стоит за фразой: «металева структура з бетонованими плитами, яку я сприймаю як розділи законопроектів»? Если речь идет «про три законопроекти», почему «металева структура» употреблена в единственном числе? Если учесть, что законы довольно разные, то и метафоры их должны разниться. Но поскольку в данный момент речь идет о проектах, то это, скорее всего, перестраиваемые конструкции, далекие от железобетонности. Кстати, докладчица отождествляет эту «структуру» с «риштованням», т.е. «строительными лесами». Но если законы зарегистрированы, то леса к этому моменту сняты.
Здесь впору вспомнить, что Ирина Дмитриевна носит титул «Голова підкомітету з питань вищої освіти». Исходя из этого, можно было ожидать, что именно она будет играть первую скрипку на слушаниях. Но скорее всего, организаторы побаивались, что ее выступление может превратиться в очередной сеанс разоблачения антиукраинской мафии.
Докладчица далековато ушла от темы комитетских слушаний. Ключевая ее идея соотносится с ней по принципу от противного – дух закона противопоствлется его букве. Напомним, однако, что современная цивилизация вся построена на идее права, на неукоснительном следовании ему. Существует солидное сообщество юристов, следящих за соблюдением буквы закона. А кто же, спрашивается, должен контролировать верность духу (который, к тому же, внятно не артикулируется)? Наверное, тот, кто считает себя его пророком! Фактически, Фарион призывает вернуться в средневековье со всеми его прелестями – крестовыми походами и кострами инквизиции.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.