О связи религиозности с нетерпимостью

24 квітня 2012, 10:59
Власник сторінки
феминистка
0
О связи религиозности с нетерпимостью

Возлюбить ближнего своего? Нет, если он другой.

Этот блог - своеобразное алаверды Миколе Воротиленко на его блог Мультикультурализм и толерантность в стихах.

Текст ниже взят отсюда.

"Братство всех людей и терпимость к другим остаются обычной темой воскресных проповедей практически в любой церкви, но оказывают ли эти призывы должное влияние? По всей видимости, нет. Новое исследование, основанное на данных, которые собирались почти пятьдесят лет, показало, что религиозные люди из США (особенно христиане-фундаменталисты) гораздо чаще проявляют расизм по отношению к черным и другим меньшинствам по сравнению с агностиками.

Это «парадокс расизма и религии», как его называет Уэнди Вуд, социальный психолог из Университета Южной Калифорнии. По ее словам, данный парадокс тесно связан с самой сутью организованной религии, которая, по своей природе, поощряет людей считать, что одна фундаментальная система верований выше всех остальных. Это требует суждений о ценностях, которые основаны на конфликте «мы против них», и которые способствуют развитию у членов религиозной группы этноцентричных установок в отношении тех людей, которые воспринимаются как другие. Исследование «Почему мы не практикуем то, что мы проповедуем? Мета-аналитический обзор религиозного расизма» было опубликовано в журнале Personality and Social Psychology Review.

«Религия создает очень сильное чувство моральной правды и неправды внутри группы, - говорит Вуд. – Когда вы это делаете, члены группы с большей вероятностью будут принижать любого человека, который не входит в эту группу». И поскольку религия в Америке является очень сильно сегрегированной (согласно одному исследованию, только в 12% конгрегациях США есть хотя бы умеренный уровень этнического разнообразия), то это принижение, это чувство превосходства, которое возникает при принижении других людей, может распространиться дальше религиозных различий и включить различия в расе, классе или национальности.

Как объясняют авторы исследования, этот эффект также усиливается сходством моральных установок людей, тяготеющих к религии, и людей, которые проявляют расистские установки и поведение. Предыдущие исследования показали, что приверженцы религий гораздо чаще агностиков и атеистов имеют консервативные «жизненные ценности», то есть самые важные принципы, лежащие в основе их взгляда на мир.

Эти специфические ценности – социальный конформизм и уважение к традициям – также очень сильно коррелируют с расизмом. Говоря кратко, организованная религия привлекает людей по тем же причинам, по которым люди склоняются к расистскому образу мышления – вере в обоснованность существующего разделения в обществе.

«В религиозности есть очень много позитивных аспектов и преимуществ, - говорит соавтор исследования, Дэбора Холл из Университета штата Аризона. – Однако когда речь идет о темной стороне религии в литературе существуют пробелы. Мы надеемся восполнить некоторые из них».

Холл, Вуд, и их соавтор Дэвид Мац из колледжа Аугсбсурга, проанализировали данные 55 исследований по теме религии и расизма в Америке, которые проводились с начала движения за гражданские права. Ученые обращали внимание не только на такие факторы, как религиозная принадлежность, посещение церкви и другое участие в религиозной жизни, но также и на мотивы религиозного поведения, дабы не объединять всех приверженцев религии в одну категорию. Расовые предрассудки, главным образом, измерялись установками по самоотчетам и наблюдаемым поведением, например, предпочитаемой социальной дистанцией с черными людьми и представителями других меньшинств.

Как и ожидалось, авторы обнаружили положительную корреляцию между религиозной принадлежностью и расизмом. Эта связь была наиболее сильно выражена у тех людей, которые воспринимали религию как механизм для реализации их материальных и социальных потребностей – обеспечения общественного статуса, семейной безопасности или принятия в группе. Религиозный фундаментализм – непоколебимая уверенность в базовых религиозных истинах – в наибольшей степени коррелировал с расистскими взглядами.

Связь между расизмом и религиозностью людей, чья мотивация сводилась исключительно к духовным поискам, выражена менее ясно. Хотя исследователи не выявили никакой корреляции между этой, так называемой «прирожденной религиозностью» и расистскими установками, их реальное поведение не соответствовало их декларируемой расовой толерантности. Их проявления гуманности, в том числе терпимость, похоже, направлены исключительно на членов их группы.

Только агностицизм, который определялся как активная вопросительная ориентация, положительно коррелировал с расовой терпимостью при любых измерениях. (Что совсем неудивительно, утверждают исследователи, поскольку социальный конформизм и уважение традиций – жизненные ценности, тесно связанные с религиозной приверженностью и расизмом – статистически не связаны с агностицизмом, в отличие от фундаментализма).

Следует отметить, добавляет Вуд, что одно исследование, которое выявило самую сильную связь между религией и расизмом, оценивало установки студентов семинарии, то есть было проведено среди образованных и преданных вере людей.

«Речь не идет только о бедных и необразованных людях», - добавляет она.

Хотя исследование касалось только христиан из США, авторы считают, что эти выводы распространяются и на другие культуры и религии, и возможно, помогут распутать сложную сеть веры, страха и недоверия, которые провоцируют ненависть среди религиозных экстремистских групп по всему миру.

В самом деле, в предыдущих исследованиях, включая одно с выборкой из 71 страны, было показано, что мусульмане, иудеи, католики и другие христианские группы мотивируются все теми же консервативными жизненными ценностями (и включаются в такое же внутригрупповое принижение людей вне группы), что и преимущественно белые протестанты в данном обзорном исследовании. Религиозный расизм, по словам Холл, выходит за культурные рамки. В некоторых случаях, он подавляется социальными нормами, в других – переходит в насилие.

И Холл, и Вуд признают смешанные чувства, связанные с публикацией своего исследования. Осуждение религии в наши дни ставится все более популярным, и они опасаются, что их данные будут использованы оппозицией, которая хочет представить приверженцев церкви как приверженцев дискриминации. Не все религиозные люди являются расистами, в то же время желающие очернить церковь наверняка будут на этом настаивать. Нужно отметить, что за последние полвека связь между религией и расизмом неуклонно снижалась, возможно, это произошло вследствие антидискриминационных законов, принятых в США, и изменений социальных стандартов.

Вуд надеется, что ее исследование стимулирует публичную дискуссию о групповой динамике и политике исключения, в первую очередь, вредных последствиях социальных институтов для тех людей, которые не являются их членами. «Я вижу здесь скорее возможность, чем повод для осуждения, - говорит она. – И сама организованная религия находится в идеальном положении, чтобы решать эти проблемы»." (с)
____________________________________________________________

И немного от меня лично. В религии и религиозности самой по себе нет ничего плохого. Религиозность, как реализация трансцендентальных чувств, приобретает в каждом человеке те формы, которые соответствуют его личностным особенностям. Кто-то видит в религии высокий символизм, кто-то догмы или оправдание собственным слабостям. В ней есть и то и другое, и третье. 

Именно потому, что религия догматична, она привлекает людей по своему складу склонных к фанатизму и жесткому противопоставлению категорий. А когда где-то кого-то много, они склонны группироваться и диктовать свое видение. 

Деление мира на "своих" и "чужих", которое, в принципе, свойственно человеку, уже является источником нетерпимости и агрессии. Если религиозным институтам удается конвертировать энергию этой агрессии в нечто конструктивное - хорошо. Если нет, имеем Крестовые походы, арабо-израильский конфликт и Брейвика.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.