С тем фактом, что нам придется всем умереть, при чем умереть в любой произвольный момент, нужно что-то делать.
Как бы мне ни
хотелось, перейти в своих размышлениях уже к более конкретным картинкам и живым
примерам, комментировать актуальную реальность и выливать свои эмоции. Но, я не
могу этого себе позволить, пока не упорядочу хотя бы в какой-то степени, в
первую очередь в собственном сознании, базовые представления о человечестве.
Везет тем, кто, довольствуясь лишь обрывками мозаики, берется комментировать и
обсуждать любые общественные вопросы. У
меня хотя и тоже так отчасти получается, но постоянно остается внутреннее
ощущение неверности подобного подхода. Мне же кажется необходимым создать хотя
бы эскиз действительности, чтобы уже
отталкиваясь от него, начать работать с частностями и конкретикой. Правильно
это или нет, но так меня учили делать в школе.
Важное
отличие человека от животного, заключается в том, что под действием негативных
природных сил, животное преимущественно изменяет себя, человек же изменяет в
первую очередь саму природу. Там где
шерсть собаки становится более густой, человек строит более теплый дом, не
изменяя при этом свой организм. Это отсутствие способности к приспособлению на
уровне инстинктов и физиологии, делает его очень слабым перед лицом природы.
Однако вместе с тем из этой слабости рождается великая сила – разум.
Животные
либо живут в гармонии с природой, либо погибают. Медведь в лесу у себя дома,
ящерица в пустыне тоже. А у человека такого дома нет. Когда-то в непроглядной
тьме веков, прачеловек утратил способность выживать самоизменяясь подобно
остальным животным. Он сделал попытку изменить окружающий мир - так человек
стал человеком. Это превращение и отказ человека от первобытной гармонии,
описано в одной известной всем авраамической легенде о первородном грехе и
изгнании из рая. В ней содержаться сразу несколько ключевых символов
человеческого существования – отказ от гармонии и утрата дома, осознание своей
смертности и разделение человека на мужчину и женщину. Это легенда о появлении
человека.
И вместе с
человеком, родились глубинные
противоречия в его существовании, которые лежат в основе психологии каждой
личности.
1.
Жизнь и смерть . Человек появился чтобы жить и в
то же время он должен умереть. Вечный
вопрос, состоит в том, в чем смысл человеческой жизни. И что такое смерть ?
Делает ли смерть бессмысленной всякую деятельность или наоборот, является
моментом подведения лишь итогов и началом чего-то другого, нового?
2.
Одиночество и единство. Еще одно противоречие
заключается в том, что человек одновременно и одинок и связан неразрывным
единством с другими людьми. Никогда прежде и никогда после, уже не будет
существовать этой одной, неповторимой личности. Каждое я уникально и при этом предоставлено
само себе. И одновременно с этим, в каждом человеке, заключены все признаки и
черты человечества вообще. Пытаясь оторваться от людей и остаться в
одиночестве, человек никогда не может сделать этого до конца. В то же время он
никогда не может и полностью избавиться от одиночества, как бы он не стремился
к он всегда остается кем-то другим, не таким как все.. Это противоречие
единства и одиночества, проходит от рождения до смерти через жизнь каждого.
3.
Часть природы и нечто не принадлежащее ей.
Глубоким противоречием также отмечено и отношение человека к природе. С одной
стороны, человек подчиняется тем же законам, что и весь окружающий нас
природный мир и тем самым находится с ним в единстве. Но с другой стороны, человек представляет
собой нечто совершенно отличное, от окружающего мира. Он способен глубоко
понимать происходящие в природе процессы, восхищаться ее красотой,
преобразовывать её. Но психологически он всегда остается как бы снаружи, в
гостях, природа перестала быть домом.
Для удобства восприятия, эти
противоречия разделены, но на самом деле они образуют единый комплекс
раздвоенности, появившийся в тот же момент, когда человек обрел самосознание,
разум и воображение. Человеческая
история превращается в поиск ответов на эти вопросы, превращается в создание
новой мировой гармонии, базирующейся на уникальности человеческого
существования.
Как относится к смерти? Как
преодолеть свое одиночество? Как вернуться к взаимной гармонии с природой? Каково
лично моё место, во всем этом процессе, в чем состоит моя уникальная роль в
существовании человечества? Н один человек, кем бы он ни был, не может
полностью оставить их без внимания, сама жизнь требует ответов. И тогда
возникают «учения» или же, как у Фромма, системы ориентирования, призванные
дать такие ответы.
Эти «учения» можно разделить на
несколько типов опять же, только для удобство восприятия, на самом деле все
типы будут взаимодействовать, и содержать в себе элементы друг друга.
1.
Примитивные культы.
2.
Религии с наличием бога.
3.
Религии бога не имеющие.
4.
Идеологии.
Итак, все эти «учения» призваны разрешить базовые вопросы
существования и в связи с найденными ответами, направить деятельности все новых
и новых приходящих в этот мир личностей. Одновременно с этим, попытки разобраться в базовых непреодолимых для человека
противоречиях, порождают новые противоречия – исторические.
Например, идея о том, что человек
создан для того, чтобы придаваться размышлениям и духовной деятельности,
привели к возникновению рабства в античном мире. То есть превратили часть
человечества в средство добывания материальных благ для тех, кто занят духовной
и интеллектуальной работой. Это
историческое противоречие было преодолено лишь тогда, когда появилась
техническая возможность для достижения нового общественного уровня.
Так и продвигается история, пытаясь создать некую систему,
снимающую глобальные вопросы, при этом порождая новые проблемы, на которые люди
вынуждены искать ответ. За все тысячелетия истории, хотя мы далеко продвинулись
в создании и снятии противоречий исторических или «искусственных», мы все же так
и не нашли универсального утешения в вопросах о смерти, одиночестве, природе и
смысле каких-либо усилий в столь краткой и случайным образом начинающейся и кончающейся жизни. Проходят
века, но эти вопросы поднимаются все с той же силой и первозданностью, как и пять тысяч лет
назад.
Теперь же, думаю,
пришла очередь рассмотреть те типы «учений» или систем ориентирования, которые имеют
заметное значение для нашего общества. А также, что происходит с человеком,
когда ни одна система, не дает заслуживающего полного доверия ответа. Так мы
сможем вернуться к вопросу о неврозах и о том, откуда же все-таки берется зло в
человеке.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.