Осторожно, феминизм!
В продолжение недавнего разговора о Милеве Марич, первой жене Альберта Эйнштейна, хочу предложить вам неофициальный перевод (сделанный не мной) эпилога книги "Учебник для битых женщин (для тех, которые не хотят ими быть)" доктора Консуэло Барэа, который я нашла в Сети.
Возможно, вам будет нелегко от того, что привычное знание о мире окажется несколько иным, чем представлялось. Крепитесь!
"Милева Марич (1875 - 1948) родилась в Тителе, Войводина, на севере экс-Югославии. В возрасте 21 года поступила в Цюрихский Политехникум, в том же году, что и Альберт Эйнштейн, который был на три с половиной года моложе. Она была единственной студенткой на курсе. Цюрихский Политехникум был тогда чем-то вроде Массачуссетского Технологического Института, так что Милева должна была быть очень компетентной абитуриенткой, особенно принимая во внимание то, что она была женщиной.
Познакомившись, Альберт и Милева полюбили друг друга.
В одном из писем Милеве Эйнштейн писал: "Как я буду счастлив и горд, когда мы наконец добьемся успешного завершения нашей работы об относительном движении (Теория Относительности - прим. автора)". Джон Стейчел отмечает в своей книге "Einstein and Ether Drift experiments" (1987): "Этот комментарий заставляет нас задаться неловким вопросом о том, какого рода было участие Марич в разработке теории".
Милева провела зимний семестр 1897-1898 гг в Гейдельберге (Германия). В одном из своих писем Эйнштейну она рассказывала об огромном интересе, который вызывает у нее чтение материалов о соотношении скорости движения молекул и дистанции между их столкновениями, тема, ставшая одним из фундаментальных аспектов исследования Эйнштейна по броуновскому движению. Эйнштейн восхищался спокойной независимостью и интеллектуальными амбициями Милевы. Он считал, что ему крупно повезло, когда он её встретил: "Существо, равное мне, такое же сильное и независимое". Позднее, когда Эйнштейн работал над вопросами электродинамики движущихся тел, он неоднократно писал Милеве о Теории Относительности: "наша работа по относительному движению". "наша теория".
Милева забеременела. В 1902 году у неё родилась дочь Лизерль, о которой ничего не известно. Мария Докманович, переводчица писем Милевы, провела расследование, пытаясь выяснить судьбу Лизерль. Скорее всего, девочка была отдана на удочерение через несколько недель после рождения, в 1902 году, чтобы избежать скандала, связанного с рождением вне брака. В связи с этими событиями Милева не смогла сдать дипломный экзамен в институте.
Альберт и Милева поженились 6 января 1903 года (почему не несколькими месяцами раньше, чтобы не было необходимости отказываться от дочери?). В браке у Милевы родились двое сыновей - Альберт и Эдвард. Милева полностью подчинила свои профессиональные планы профессиональному успеху мужа, работая его ассистенткой. Эта работа не давала ей возможности завершить собственный дипломный проект, тогда как Альберт удовлетворительно защитился.
В 1905 году Эйнштейн опубликовал в номере немецкой Annalen der Physik три своих работы. Теория Относительности была одной из них. Эйнштейн прославился.
В биографии Милевы Марич Im Schatten Albert Einsteins: Das tragische Leben der Mileva Einstein-Maric (В тени Альберта Эйнштейна: трагическая жизнь Милевы Эйнштейн-Марич) говорится: "Русский физик А.Ф. Иоффе , в своих "Воспоминаниях об Альберте Эйнштейне" отмечает, что рукописи работ, опубликованных в 1905 году были подписаны как "Эйнштейн-Марич". Иоффе, будучи ассистентом В.К. Рентгена имел возможность видеть рукописи, которые были посланы ему издателем Annalen der Physik для рецензии, и которые впоследствии были утеряны". Милева значилась соавтором в оригинальной рукописи статьи о Теории Относительности в 1905 году.
На самом деле, Иоффе сказал о рукописи: "Её автором был Эйнштейн-Марити" и добавил, полагая, что это имя Альберта Эйнштейна: "никому неизвестный служащий из бернского отдела патентов". Иоффе не знал, что Милева к тому времени изменила сербскую фамилию "Марич" на венгерский вариант "Марити". Таким образом, Иоффе мог утверждать о том, что рукопись была подписана "Эйнштейн-Марити" только в том случае, если сам видел её, так как Эйнштейн ни в одной из своих биографий не высказывался на этот счёт.
После публикации Теории Относительности Эйнштейн неоднократно демонстрировал, что его знания об экспериментах Михельсона-Морли (целью экспериментов, проводимых с 1881 по 1887 год Михельсоном и Морли, было определить скорость Земли относительно теоретической субстанции, известной под названием светоносного эфира) и работах Х.А. Лоренца были достаточно ограниченными. Между тем, знание этих работ и экспериментов было фундаментальным и необходимым для создания Теории Относительности. Нет никаких записей Эйнштейна относительно этих работ, кроме его писем к Милеве, как-будто это было исключительно приватной темой для разговоров с ней. Недостаточное знакомство Эйнштейна с экспериментами Михельсона-Морли и Лоренца делает вполне логичным предположение о том, что именно Милева Марич была экспертом в этой области, и что она поставляла мужу необходимую информацию, а значит, что она так же, как её муж, могла быть автором Теории Относительности.
Кристофер Бьеркнесс в книге "Альберт Эйнштейн - НЕИСПРАВИМЫЙ ПЛАГИАТОР" (2002) говорит:
"Совершенно очевидно, что Альберт Эйнштейн не был единственным автором рукописи 1905 года о "приниципах относительности". Его жена, Милева Марич, могла быть соавтором или единственным автором работы. Хотя работа была представлена в начале либо как соавторство Милевы Эйнштейн-Марити и Альберта Эйнштейна, либо как труд Милевы Эйнштейн-Марити, имя Альберта стало единственным, под которым работа была в конце концов опубликована.
Милева и Альберт и раньше выступали соавторами в научных работах, и Альберт тогда высоко ценил сотрудничество Милевы. Г-жа Сента Трёмель Плёц (Senta Trömel-Plötz) представила обширные письменные источники, в которых видно как бессовестное присвоение Альбертом труда Милевы, так и её молчаливое подчинение".
В письмах друзьям Эйнштейн хвастал: "С женой я обращаюсь как с прислугой, которую не могу прогнать". В письме Милеве, датированном 1914 годом Эйнштейн излагает ей свои условия семейной жизни:
"1. Вы будете следить за тем, чтобы
- моё нижнее и постельное белье было чистым и содержалось в порядке
- мне подавали еду три раза в день в моем кабинете
- моя спальня и кабинет содержались в чистоте и порядке, и чтобы никто, кроме меня, не прикасался к моему рабочему столу
2. Вы откажетесь от любой связи со мной, кроме той, которую необходимо поддерживать на людях. В особенности, Вы не будете претендовать на то, чтобы я
- оставался с Вами дома
- сопровождал Вас в поездках
3. Вы должны будете торжественно пообещать, что
- не будете ждать с моей стороны никаких чувств и не будете упрекать меня за их отсутствие
- будете отвечать мне тотчас же, как только я обращусь в Вам
- беспрекословно покинете как мою спальню, так и мой кабинет по первому моему требованию
- не будете очернять меня перед детьми, ни словом, ни делом"
(опубликовано в Le Monde 18 ноября 1986 года)
Ко времени написания этого письма Эйнштейн уже состоял в связи со своей двоюродной сестрой Эльзой, которая была моложе Милевы.
Милева и Альберт с 1914 года стали жить раздельно, а в 1919 году развелись, - тогда же Альберт женился на Эльзе Эйнштейн Ловенталь.
Милеве присудили опекунство над детьми. К договору о разводе был добавлен пункт о том, что Эйнштейн обязуется выплатить Милеве сумму любой Нобелевской Премии, которую ему могли бы присудить в будущем. Это соглашение держалось Эйнштейном в секрете в течение долгого времени. Можно представить себе как Милева, по горло сытая ложью и подчинением, говорит бывшему мужу: "Или ты отдаешь детям и мне деньги, которые получишь в качестве премии, а себе оставляешь славу, или я расскажу всем правду".
После развода Эйнштейн полностью прекратил общение со своим сыном Эдвардом, больным шизофренией. Милева в одиночку заботилась о нем в течение всей жизни. Когда она была при смерти, Эйнштейн поручил старшему из сыновей, Альберту, чтобы тот написал "своей умалишенной матери" о том, "чтобы она ни о чём не беспокоилась. В том числе, об Эдварде". После смерти Милевы Эйнштейн поместил своего младшего сына в психиатрическую лечебницу, где тот и умер. Отец не навестил его ни разу.
Годы, проведенные в браке с Милевой, были самым плодотворными годами Эйнштейна. После 1914 года его физика становится консервативной, прекратились исследования научной литературы, иссякли новаторские идеи, подобные Теории Относительности. Исследователи полагают, что творческие идеи принадлежали Милеве, и что когда та исчезла из жизни Эйнштейна, исчез и его гений. Физик Эван Харрис Лорент (Evan Harris Lorent) считает, что автором основных положений теории относительности была Милева.
Мария Докманович представляет Милеву в её биографии "как настоящую сербскую женщину, которая шла на всё, чтобы угодить мужу", как воплощение литературного мифа о том, как женщина приносит в жертву себя в порыве романтической любви: "Милеве никто не верил, но она сыграла первостепенную роль в научной работе Альберта".
В 1987 году были опубликованы письма Эйнштейна Милеве. Большинство их относилось к последнему периоду их отношений, многие письма, относящиеся к началу их отношений, были уничтожены Эйнштейном. В 13 из 43 писем Эйнштейна к жене говорится о её работах или о соавторских работах. Эйнштейн никогда не объяснил, как ему пришла в голову идея Теории Относительности: «Секрет творчества – в умении не разглашать твои источники» (А. Эйнштейн).
"Я разделяю с д-ром Стейчелом его беспокойство по поводу жестокого обращения, которому была подвергнута Милева Марич. Но в отличие от д-ра Стейчела, я считаю, что автором этого жестокого обращения, возможно даже физического, был Альберт Эйнштейн. Я мог бы привести пример одиозных и мизогинных диатриб Эйнштейна или представить доказательства его перверзного поведения, его халатного отношения к семье, его жестоких публичных кампаний против Милевы Марич" (Кристофер Бьеркнесс "Ответ на критику Джона Стейчела")
Последствия того, что признанным автором современной физико-математической концепции устройства вселенной может оказаться женщина, а не мужчина, значительны. Эйнштейн представляет собой архетип мужского гения. Его образ стал нарицательным образом рассеянного ученого, слишком занятого своим творческим внутренним миром, которому не должны мешать жена и дети, совершенно неспособные понять его трансцендентную задачу. Мы можем представить себе миллионы женщин, принесённых в жертву ради триумфа их мужей. Исследовательницы, артистки, женщины-философы, женщины-авторы научных и литературных трудов, которые сперва становятся соавторами, затем - помощницами, а потом - и вовсе бывшими жёнами, забытыми и обманутыми теми мужчинами, которым они посвятили жизнь. Каким смешным кажется нам стереотип гордого своими достижениями мужчины, которому жена между грязных тарелок и пеленок царапает на бумажке уравнения, которыми он впоследствие будет щеголять перед миром.
***
Я хочу посвятить эту книгу Милеве, всем Милевам прошлого, настоящего и будущего, с надеждой на то, что они откроют новые концепции вселенной и будут признаны, любимы и уважаемы своими патрнерами.
Надо признать, что в своё время я выбрала естественно-научную деятельность, чтобы понять Теорию Относительности, возможно, в подражание Эйнштейну. Теперь я понимаю, что в действительности я хотела бы подражать Милеве, но Милеве другого, будущего счастливого и равноправного мира"
Консуэло Барэа, Барселона 7 сентября 2003.(С)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.