.
Когда Василий услышит фамилии людей, написавших это письмо, он не поверит. Ему дадут документ в руки. Под "письмом, заклеймившим позором", он увидит три подписи. Павлычко, Драч, Яворивский. Голова Василия упадет на грудь. Он прикроет глаза, подожмет губы. Спустя минуту он обратится к судье:
- Я не политик. Не борец какой-то там… Я - поэт, понимаете? Поэт… За 257что вы меня судите? За стихи?
Ответом ему будет приговор - восемь лет за "националистическую деятельность и клевету на советскую действительность"…
Текст доноса:
Председателю КГБ СССР тов. Андропову Ю.В.
копия: Первому секретарю правления СП СССР тов. Маркову Г.
Уважаемый Юрий Владимирович!
Мы, украинские советские писатели, решительно осуждаем действия так называемых литераторов Светличного, Стуса, Сверстюка, Караванского, братьев Горыней, Мороза, Черновола, Осадчего, математика Д. Плюща, В. Некрасова и др., погрязших в националистическом болоте и не раскаявшихся в своей антисоветской деятельности. Нет и не может быть прощения им, замахнувшимся на самое святое - на социализм, на вековечную дружбу между русским и украинским народами, на чувство семьи единой. Их писания, создаваемые с целью подрыва и ослабления советской власти, будут отброшены народом и историей. Заверяем Вас, что никаким отщепенцам не удастся рассорить нас с ленинизмом, с коммунистической партией, с законом. Украинский народ никогда им этого не простит.
Подписи: Дм. Павличко, Ив. Драч, Вл. Яворивский
…Главным аргументом обвинения на суде будет письмо на имя Андропова от "украинских советских писателей".
"… Мы, украинские советские писатели, решительно осуждаем… он замахнулся на самое святое - на социализм!.. нет и не будет прощения… заклеймим позором… решительно осуждаем…".
***