Более 1000 берестяных грамот, найденных в
окрестностях Новгорода, являются неоспоримыми свидетельствами того, что
русы были грамотными тогда, когда «просвещённые» европейские монархи с
большим трудом подписывались крестиком...
В нашей современной жизни SMS-ки – такое же неотъемлемое явление, как
общение по телефону, Интернет, телевидение, чтение книг и газет. Мы так
привыкли ко всем этим благам цивилизации, что без них уже не
представляем своей жизни, и нам кажется, что так было всегда, хоть в
нашу жизнь всё это вошло совсем недавно.
Но как показывают исследования прошлого, так действительно было уже
очень и очень давно! По крайней мере, люди действительно писали друг
другу письма, записки – современные SMS, читали книги и умели считать. И
всё это было не где-нибудь на «вонючем и непросвещённом» Западе (вонючем – потому, что не мылись годами, а точнее только дважды в жизни – при рождении и после смерти; а непросвещённом – потому, что читать и писать в то время ещё не умели не то что простые люди, а даже короли), а у нас на РУСИ.
Уже давно не секрет, что есть древние книги наших предков, которым более 20 тысяч лет (Велесова Книга), и даже есть 40-тысячелетние летописи (Славяно-Арийские Веды),
но мне недавно попалось одно не очень древнее – XI век н.э. –
упоминание, о том, как наши предки писали любовные записки друг другу,
так называемые, берестяные грамоты.
Это кора берёзы, на которой вырезались или вычерчивались, откуда
названия черты (отсюда произошли слова чертить, черчение) и резы
(резать, вырезать), тексты, в которых обычные, простые люди писали друг
другу записки – берестяные грамоты, а по новомодному – SMS-ки – о всяких житейских делах, в том числе и любовных.
Итак, цитирую первую из найденных (по крайней мере, других не встречал ещё) любовную SMS-ку наших предков: «От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев»!
Удивительно, что выглядит она, как и наша современная SMS-ка, к
которым мы так привыкли сейчас, и даже характер написания очень похож на
современный! И таких записок есть не одна. Их уже нашли больше тысячи
под Новгородом. Привожу примеры и других записок – SMS-ок,
иллюстрирующих самые разнообразные моменты повседневной жизни наших
предков.
ГРАМОТА № 605
Поклон от Ефрема к брату моему Исихию. Не расспросив, ты разгневался.
Меня игумен не пустил, а я отпрашивался. Но он послал меня с Асафом к
посаднику за мёдом. А вернулись мы, когда звонили. Зачем же ты
гневаешься? Я ведь всегда твой. Для меня оскорбительно, что ты так плохо
сказал: «И кланяюсь тебе, братец мой!» Ты бы хотя бы сказал: «Ты – мой,
а я – твой!»
ГРАМОТА № 549
Поклонение от попа к Гречине. Напиши мне двух шестикрылых ангелов на
две иконки на верх деисуса. И целую (приветствую) тебя. А Бог (не
постоит) за наградой, или же уговоримся между собой.
ГРАМОТА № 395
Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен. Воита и сына подвергли пытке после суда о воровстве.
ГРАМОТА № 42
Во имя отца и сына и святого духа. Се аз, раб божий Михаль, отхождя
живота сего, пишю рукописание при своем животе, что ми Кобилькеи 2 рубля
ведати ...
ГРАМОТА № 53
Поклон от Петра к Марье. Покосил есмь пожню, и Озерици у меня сено
отъели. Спиши список с купной грамоты да пришли семо, куды грамота
поводе. Дать ми розумно. (Петр просит Марью прислать копию купчей
грамоты для подтверждения его прав на сенокосный участок перед местными
жителями.)
ГРАМОТА № 46
Невежа писал, Недума показал, а кто это читал...
ГРАМОТА № 415
Поклон от Февронии к Феликсу с плачем. Избил меня пасынок и выгнал
меня со двора. Вели мне ехать в город или сам приезжай сюда. Избита я.
ГРАМОТА № 317
...слёзы проливаются перед богом. За то гнев божий на вас мечет,
поганые. А ныне покайтесь в том беззаконии. А на то дело окаянное
немногих наущает. А от тех бы добровольно и не отречься.
ГРАМОТА № 43
От Бориса к Настасии. Как придёт эта грамота, так тотчас пришли мне
слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху,
рубахи забыл.
ГРАМОТА № 49
Поклон от Настасьи к господину, к моей братье. У меня Бориса нет в живых. Позаботьтесь, господа, обо мне и моих детях.
ГРАМОТА № 271
Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у
Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего
чтения. Да прикажи привезти мне... Если же не будет овса, то... Возьми с
собою...
ГРАМОТА № 272
От Савелия к Максиму. Как договаривались, пришли мне второго коня. Ну
зачем ты во второй раз подверг меня такой опасности? Рать ударила под
Копорьем. А я, не имея второго коня, имущество побросал, а часть его
растерял. А теперь пришли... Очень плохо мне с одним конём – ни дома...
ни дров привезти, ни матери послать не на чем... А со мною...
ГРАМОТА № 497
Поклон от Гаврилы Посени к зятю моему Григорию. К куму и к сестре
моей Улите. Поехали бы вы в город к радости моей, а своего обещания не
отложили. Дай бог вам радости. Мы же своё обещание помним.
ГРАМОТА № 125
Поклон от Марины к сыну моему Григорию. Купи мне зендянцу хорошую. А
деньги я дала Давыду Прибыше. И ты, чадо, сделай это сам да привези
сюда.
ГРАМОТА № 10
Есть град между небом и землёю, а к нему едет посол без пути, сам немой, везёт грамоту неписаную.
ГРАМОТА № 135
Челобитье от Иова к Василию Игнатьеву. Что ты послал – детину, да
сёдла, да собаку, то, опознав, отбили, а что было имущества твоего и
моего, то всё взяли, а детину смертью казнили. А теперь, господин,
печалься с детьми моими.
* * *
Как видно из записок, грамота и чтение было не просто нормой во всём
древнерусском обществе, а люди ещё и разбирались в том, какие книги были
хорошими или достойными для прочтения, и заказывали привезти себе
именно хорошее чтение (грамота 271), а не абы что.
Наличие во многих грамотах упоминая о боге, говорит о том, что уже в
те времена греческая религия полностью поработила души наших предков из
западных провинций Великой Русской Империи.
В общем, подводя итог, можно смело констатировать факт наличия не
только письменности, но и грамотности среди самых обычных жителей
древней Руси ещё тысячу лет тому назад и раньше, о чём свидетельствуют
древние книги, которые, несмотря на все старания врагов народа русского в
лице церкви и правящих династий, всё же благополучно сохранились и
дошли в неизменном виде до наших дней.