Я пишу этот текст 17 Тамуза — в день, связанный с историей с Золотым Тельцом.
В свете идей работы с искрами и клипами — у меня возник интересный комментарий на эту историю.
Комментарий — не претендует на «истину в последней инстанции», но мне показа
Я пишу этот текст 17 Тамуза — в день, связанный с историей с Золотым Тельцом.
В свете идей работы с искрами и клипами — у меня возник интересный комментарий на эту историю.
Комментарий — не претендует на «истину в последней инстанции», но мне показалось ценным нахождение параллелей.
Рассмотрим историю с Золотым Тельцом.
Евреи делают Тельца, Б-г сообщает об этом Моше, Моше разбивает скрижали, потом сжигает Тельца и убивает зачинщиков этой идеи.
Обычно Телец рассматривается как пример волюнтаристской «отсебятины»,
которую внесли евреи в служение. И в классических комментариях эта
история однозначно рассматривается как пример неправильного «соучастия»
евреев в создании механизма служения Вс-вышнему.
То есть евреи (включая Эрев Рав — примкнувших Египтян) — захотели
сделать какое-то свое добавление в процесс служения Б-гу, а Вс-вышний -
это отверг.
А теперь сделаем более тонкое наблюдение.
= - = - =
Практически все комментаторы подчеркивают, что Телец не являлся
откровенно и однозначно негативным «проектом». Можно назвать эту
ситуацию
смесью искр и клипот.
Приведем несколько примеров «позитива внутри негатива».
а) Бык — это Царь домашних животных.
Еврейская традиция рассматривает ецер а-ра — как животное начало,
которое у человека обычно находится в диком — неприрученном состоянии.
И приручив наше животное начало — мы можем воспринимать его как Царя домашних животных — Быка. (Бык — вместо Тигра или Волка)
б) Бык — это тягловое животное. Бык — в ярме, это важнейший символ животного начала, используемого для конструктивной работы.
в) Бык — это символ Йосефа, который был одним из ключевых персонажей во всей истории. Его «звание» было — цадик.
То есть — евреи имели в виду создание института цадиков.
г) Бык — это один из четырех символов, находящихся у подножия Престола Славы Творца.
д) Золото из которого сделан Телец — это символ чистоты и величия.
е) форма склонившихся друг к другу рогов на голове быка напоминает
склонившихся навстречу друг другу ангелов-крувим на крышке арон
а-кодеша.
Существуют и другие описания позитивных идей, содержавшихся в символе Золотого Тельца, см. например комментарий рава Гирша.
= - = - =
На языке каббалы мы можем сказать, что идеи из нашего списка — это искры, которые евреи «вложили» в проект Тельца.
Но — с другой стороны, создание объемного изваяния, плюс опасность
поклонения этому изваянию, плюс опасность подмены Б-га этим изваянием —
это классические клипот, которые перевели этот проект в «некошерный».
Кроме того, бык — является одним из архетипов ущербов (незикин), при
чем представляет собой сразу как минимум три вида базовых ущербов — рог
(бодать), нога (топтать) и зуб (жевать).
Мы видим, что бык — это уникальное сочетание искр и клипот, которое
можно даже представить — как архетип «смеси» из искр и клипот.
= - = - =
Посмотрим под углом идеи рава Кука — на дальнейший сюжет.
Моше разрушает не идеи, которые были заложены в Тельце — а саму конструкцию в которой были перемешаны искры и клипот.
Далее Моше отправляется к Б-гу на еще две аудиенции.
Во время второй аудиенции Моше выпрашивает у Б-га прощение за те клипот, которые были вложены в проект Тельца его создателями.
Во время третьей аудиенции Моше получает от Б-га конструкцию Мишкана.
В определенном смысле мы можем сказать, что как минимум два последних
пункта из нашего списка — были вложены Б-гом в конструкцию мишкана.
То есть частично — Б-г дал Моше инструкцию кошерного использования некоторых из искр, которые были заложены в Тельце.
= - = - =
Более того, есть комментарий, который говорит, что Телец — это было проявление желания реализации Творческого Начала — евреями.
Реализация Творческого Начала — это одна из самых больших искр.
И создание Мишкана — это откошерованная искра — творческое начало на службе Вс-вышнему.
Мы знаем, что в синагогах и в предметах культа — еврейские мастера
могли найти применение своим талантам — как архитектурным (здания
синагог), так и скульптурным и другим.
= - = - =
Кстати, интересно, что в ХХ веке евреи стали «зачинщиками» многих видов абстрактного искусства.
Если считать, что Тора запрещает натуралистические скульптурные
изваяния, то абстрактные подходы в искусстве — были великолепной
реализацией откошерованной тяги к творческому самовыражению.
= - = - =
Вернемся назад — в историю развития иудаизма.
Идея подчинения и приручения животного начала — не является в явном виде сформулированной в тексте Торы.
Она появляется в более поздних трудах мудрецов.
Можно сказать, что эта модель, (взятая из Тельца) — стала искрой,
которая в кошерном виде пришла в иудаизм в соответствующее время.
= - =
Идея четырех животных в подножии Трона славы — это идея из
каббалистического мира, которая пришла в иудаизм в явном виде еще
позже.
= - =
А идея цадика, который ведет народ (Телец должен был «вести» евреев в
отсутствие Моше) — наиболее многогранно реализовалась относительно
недавно — в хасидской интерпретации (хотя конечно она функционировала и
раньше).
= - = - =
Мы можем сформулировать нашу концепцию в следующем виде.
Евреи — всегда будут стремиться проявить свое творческое начало.
Устремление этого процесса к зловредным и разрушительным идеям — это
проявление незрелости и неопытности, связанной в том числе с
отсутствием надзора (Моше — был далеко, на аудиенции у Б-га).
Но в глубине стремлений их святых душ — будет идея поиска искр.
= - = - =
Важно осознать, что одно из объяснений негативности Тельца — было в том, что туда вмешались Эрев-Рав — Египетские маги.
И здесь мы видим еще одну иллюстрацию. Евреи вносили искру, а «диверсанты» (из Эрев-Рав) — внесли в проект клипот.
В результате — получившийся «продукт» Золотой Телец — не подлежал исправлению.
Но разобрав на части — искры и клипот — мы можем этими искрами обогатить и развить иудаизм.
= - = - =
Возможно нам также важно, что на второй аудиенции у Вс-вышнего — Моше
просил прощение за результат тех клипот, которые вели евреев к
деструктивным последствиям.
Это может означать, что когда мы анализируем какой-то -изм, (например
коммунизм или христианство) мы должны потребовать раскаяния за все те
бесчинства, которые «под руководством клипы» совершили «неразумные»
евреи-большевики или христиане, совершавшие гонения на евреев.
= - = - =
Третья аудиенция — на которой шла речь о Построении Мишкана — говорит о
том, что на уровне пророка Моше — освоение искр — шло «под диктовку»
Вс-вышнего, который показал Моше как использовать (в том числе) идеи
(искры) — из проекта Телец — на святые цели.
В дальнейшем — в дело включались мудрецы, которые развивали идеи-искры — в более поздние этапы созидания еврейской мысли.
= - = - =
Если эта идея правильная, то нам тем более важно — в этот День — 17
Тамуза — правильно ее осознать, с помощью поста совершить раскаяние за
все те клипот, которые неразумные евреи допустили в проекте Телец, но и
пробудить стремление к Более Высшим Ценностям.
= - = - =
Кстати, у меня возникла еще одна гипотеза. 17 Тамуза — Моше спускал Первые скрижали, которые были разбиты.
Если провести более тонкий анализ, то можно сформулировать гипотезу,
что Б-г учитывал, что евреи захотят проявить свое творческое начало,
так как мы особенный народ.
И если бы мы смогли сохранить это творческое начало поиска искр в
кошерной чистоте, мы бы удостоились 17 Тамуза — получения Первых
Скрижалей.
Говорится, что обломки этих скрижалей (подобно кусочкам паззла)
хранились в Арон а-кодеше в Мишкане, и впоследствие (перед разрушением
Первого Храма) были спрятаны, чтобы быть найденными при создании
третьего Храма.
И возможно, что когда мы сможем очистить свою искро-образующую функцию, нам будет дан доступ к Первым скрижалям.
Это напоминает идею Света первого дня, который был скрыт для праведников.
Праведник — в современном мире — это не только тот, кто просто
выполняет волю Б-га, не проявляя своей инициативы. Каждому человеку
Вс-вышний дает особый талант.
И реализация этого таланта и использование этого таланта — в духовных и кошерных целях — это и есть наша миссия.
Таким образом, настоящий цадик — это творческий человек, который
максимально (и максимально кошерно) реализует свой потенциал (подобно
Йосефу). И таким людям откроется и Свет Первого Дня Творения и
«доступ» к Первым Скрижалям, которые дожидаются нашего взросления.
= - =
В процессе обсуждения статьи с коллегой, возникло еще множество новых граней этой истории.
Постараюсь и их "внести в дело".
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.