Падение рынков и обвал рубля из-за возможного ввода войск на Украину лишают экономику России и без того слабой возможности роста. Стране обеспечена рецессия, говорят эксперты
Выразив готовность ввести войска на территорию автономной республики Крым, российские власти нанесли сильнейший удар по собственной экономике. Падение рынков и обвал рубля поставили крест на и без того очень слабой возможности роста российского ВВП в этом году, считают эксперты.
Официальный прогноз роста ВВП в 2014 году — 2,5%. Однако еще две недели назад замминистра экономического развития Андрей Клепач признался, что показатель будет понижен как минимум до 2%. Сейчас в Минэкономразвития не говорят, насколько сильным может быть снижение, ссылаясь на нестабильность ситуации. Прогноз будет пересмотрен в середине марта.
С начала 2014 года статистика демонстрировала падение ключевых макропоказателей до четырехлетнего минимума. Инвестиции в январе упали в сравнении с январем прошлого года на 7%, розница замедлилась до 2,4%. По оценке Минэкономразвития, рост экономики в годовом сравнении (январь 2014 года — к январю 2013 года) сократился до 0,7%, по отношению к декабрю спад составил 0,5%. И без дополнительных кризисных условий налицо был риск рецессии. Последний драйвер экономического роста — потребление — начал существенно замедляться на фоне падения реальных доходов населения.
«Если до начала острой фазы украинского кризиса была вероятность, что рост может вернуться, то в свете событий последних дней, ожидания эти очевидно откладываются в долгий ящик, — говорит Наталья Акиндинова, директор Института «Центр развития» ВШЭ. — Даже если дальнейшей эскалации конфликта не будет, рост все равно не возобновится».
Рецессия и, как минимум, нулевые темпы роста ВВП по итогам года России уже обеспечены.
И даже такие прогнозы оптимистичны. «Если ситуация зафиксируется на сегодняшнем моменте, то все равно будет плохо, — убежден Олег Буклемишев, доцент экономического факультета МГУ, экс-помощник министра финансов России. — Рост по итогам года будет в минусе».
Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич считает, что экономический кризис, обозначенный эскалацией конфликта на Украине, еще только начинает набирать обороты. Ожидаемое сворачивание инвестиций приведет к тому, что по итогам года отток капитала увеличится в два с лишним раза по сравнению с официальными прогнозами и составит рекордные $150 млрд, а среднегодовой курс рубля с учетом рисков может возрасти до 39 рублей за доллар. Такие масштабы оттока будут означать не просто бегство спекулятивных капиталов с финансовых рынков, это, по сути, вывод средств из производства.
В Высшей школе экономики (ВШЭ) более сдержаны в прогнозах и предполагают, что отток все-таки не превысит $70 млрд. Вопрос оттока капитала — вопрос доверия и желания вкладываться в нашу страну. Гурвич тоже считает, что экономическая динамика может стать отрицательной.
Объявленное 3 марта Банком России повышение ключевой процентной ставки на 1,5 процентных пункта (с 5,5% до 7% годовых), которое ЦБ объясняет инфляционными рисками, вряд ли переломит ситуацию. По мнению Гурвича, повышение ставок не компенсирует ослабление рубля. Но экономический рост «грохнется окончательно», убежден Буклемишев. «Строили долгие годы частную экономику, государство, которое смотрит не только на Белоруссию с Венесуэлой, а теперь имеем ровно противоположную ситуацию, где частный сектор будет влачить жалкое существование», — отмечает эксперт. Поскольку инвестировать в Россию никто не захочет, экономика будет полностью зависеть от госсектора и государственных монстров вроде «Газпрома» и «Роснефти».
Директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко убежден в дальнейшем усугублении политического кризиса. По его мнению, «пора доставать план финансовых мероприятий на случай войны». В случае вооруженной эскалации конфликта ЦБ надо вводить физическое ограничение на снятие депозитов, нужно предусматривать закрытие биржи, введение моратория на оплату экспортных контрактов, перевод средств за границу и закупку золота Центробанком, так как ему мгновенно закроют все счета.
«Если мы находимся в ситуации войны, поднятие ставки [ЦБ на 1,5 процентных пункта] — это слону дробина», — соглашается с коллегами экономист.
«Военный» сценарий развития экономики — наихудший, он приведет к оглушительной экономической катастрофе. Искусственными ограничениями, в том числе в части валютного регулирования, можно продержаться год-два. «А после этого — еще более сокрушительный обвал и очень серьезные социальные, экономические и политические последствия», — предостерегает Игорь Юргенс, глава Института современного развития.
Последствия украинского кризиса могли бы быть мягче, если бы Россия провела реформы и диверсификацию экономики, о которых так много говорилось, напоминает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Потенциал российской экономики исчерпан: внешний спрос, инвестиции, потребление либо ушли в минус, либо замерли. «До того как разъяснятся позиции между Россией и Украиной, никаких особых подвижек не будет», — говорит Ясин. По его словам, неблагоприятные тенденции на рынках будут развиваться еще несколько недель, хотя и более медленными темпами.
Согласие российских властей создать группу по расследованию ситуации в Крыму под эгидой ОБСЕ, в силу неопределенности перспектив, пока никак не успокоило экономическую истерику.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.