Мэр Садовый очень сожалеет о том, что украинские политики, преследуя корыстные интересы, постоянно натравливают украинцев друг на друга, чтобы «взрастить ненависть и получить голоса на выборах». Теперь это может привести к распаду Украины, а значит, «всем надо включить ум и самообладание». Городской глава также заверил, что уважает право представителей всех национальностей «развивать свою культуру» и «разговаривать на своих языках». «Давайте посмотрим друг другу в глаза, увидим там родственные души и не пустим ненависть в наши сердца. Наша сила в единстве!» – заключил коренной львовянин Садовый, записавший все обращение на русском языке.
Невозможно спорить с тем, что призыв львовского мэра злободневен и мудр. Однако важно понимать, что значительная доля его упреков в адрес корыстных политиков – самокритика, хотя по акцентам этого и не скажешь. Да, лично Андрей Садовый сделал многое для антагонизма и взаимного недоверия между западом и востоком Украины.
Вообще Садовый – популярный мэр, небезуспешно управляющий городом уже восемь лет. У него стабильно высокий рейтинг, развитое политическое чутье и очевидные организаторские способности (еще одно следствие этих способностей – 144-е место в списке самых богатых украинцев по версии журнала «Фокус»). Кроме того, Садового часто называют «тефлоновым мэром»: огромное количество критики в его адрес буквально растворяется в пространстве. А ведь обвиняли Садового (через одного из депутатов горсовета) ни много ни мало в организации нападений на львовских предпринимателей, а также во взяточничестве и махинациях с городской землей.
Реагирует Садовый на эту критику по-разному. То промолчит и улыбнется. То покажет неприличный жест протестующим горожанам. То уволит из городской газеты неугодных журналистов (кадровые решения по руководству газеты «Ратуша» впоследствии обжаловали в суде, Садового же обязали извиниться за высказанные в адрес журналистов обвинения во взяточничестве, что он проигнорировал и был в итоге оштрафован).
Силен Садовый и тем, что умеет дистанцироваться от всех львовских политических сил (хотя прежде и состоял в «Нашей Украине») и, являясь объектом нападок со стороны каждой из них, по факту полностью контролирует горсовет. Главное же, пожалуй, в грамотном пиаре – мэр всегда знает, как потрафить чаяньям целевой аудитории. А раз целевая аудитория – жители Львова, на чувства русскоязычных украинцев все эти годы можно было не обращать внимания.
В частности, можно вспомнить крупный скандал 2011 года, связанный с празднованием во Львове Дня Победы. Когда к воинскому мемориалу на холме Славы прибыли ветераны войны, чтобы традиционно возложить цветы в память о погибших, их встретили активисты главной политической силы Львова – «Свободы». Националисты попытались прорвать милицейское оцепление, и частично им это удалось. Стариков оскорбляли, активистов восточных партий провоцировали на драку, дошло и до рукоприкладства, в частности, свободовцы срывали с одежды приехавших георгиевские ленточки, мол, с «москальским знаком» вход на холм запрещен. Досталось и генконсулу России во Львове Олегу Астахову: у него отобрали венок, который дипломат собирался возложить на военном кладбище. При этом он выразил уверенность, что каждый львовянин на месте свободовцев поступил бы точно так же. В целом действия националистов мэр назвал искренними и адекватными.
Ветеранов Великой Отечественной войны во Львове и правда не жалуют. Это территория героизации ОУН-УПА и дивизии СС «Галичина». Личное расстройство Садового в том, что ветераны-бандеровцы до сих пор не объявлены героями на республиканском уровне. Но со своей стороны мэр делает что может – и «герои ОУН-УПА», и дожившие до наших дней эсэсовцы пользуются в городе теми же льготами, что и ветераны ВОВ на всей Украине. С одной существенной разницей: если для ветеранов ВОВ предусмотрена 50-процентная скидка на квартплату и на коммунальные услуги, то ветераны-бандеровцы во Львове не платят вообще ничего. Кроме того, по личной инициативе Садового у «однополчан» Бандеры и Шухевича имеется доплата к пенсии в размере одной тысячи гривен. «Они этого заслуживают», – убежден мэр.
К самим Бандере и Шухевичу (заместитель командира в спецподразделении «Нахтигаль») Садовый относится с нескрываемым уважением. «Львовяне должны твердо стоять на позициях. Шухевич, Бандера – это наши герои, воевавшие за независимость нашей страны, они не захватывали чужой территории, они защищали нашу землю», – заявлял, в частности, он. Мэр многое сделал для открытия на Лычаковском кладбище мемориала УПА (это было объявлено «стратегически важной задачей для города») и в обязательном порядке принимал участие в ежегодных шествиях, посвященных памяти Бандеры. По старой национал-социалистической традиции шествия проводятся при свете факелов.
В целом участие некоторых украинцев в войне на стороне Гитлера настолько важно для львовского мэра, что он подчас вмешивается в дела и тех регионов, где отношение к Великой Отечественной войне принципиально иное. Так, он письменно выразил возмущенный протест коллеге из Харькова Геннадию Кернесу, когда в городе по требованию ряда общественных движений была демонтирована памятная доска патриарху Украинской греко-католической церкви Иосифу Слипому. Львовянин назвал это «надругательством над украинскими достопримечательностями» и потаканием «антиукраинским шовинистическим организациям», пригрозив Харькову «естественным сопротивлением украинцев». Иосиф Слипый известен, в частности, тем, что, будучи еще епископом с правом преемничества, провозгласил: «Слава немецкой армии-освободительнице! Слава Великогерманскому рейху и его вождю Адольфу Гитлеру!». После вступления нацистов на территорию Украины епископ поклялся в верности «фюреру и Великогермании», а также принял активное участие в создании той самой дивизии СС «Галичина» – один из вербовочных пунктов был организован непосредственно в возглавляемой Слипым семинарии.
Отметился Садовый и на почве борьбы с «недержавной мовой», в частности с вывесками на русском языке (во Львове сейчас за них штрафуют на крупные суммы). В области запрещено даже использование русских форм имен в СМИ (нельзя Петя, можно Петрик, нельзя Алена, можно Оленка и т. д.), дабы не вредить (в формулировке депутата от «Свободы» Ирины Фарион) «моральному здоровью украинцев».
Поддержал мэр и очередное намерение горсовета ограничить употребление во Львове негосударственных языков, причем общение на русском сравнил с алкоголизмом. «У нас уже есть опыт противостояния пагубным для украинской нации явлениям. В прошлом году в рамках борьбы с алкоголизмом запретили продажу алкогольных изделий в темное время суток, то есть тогда, когда алкоголизм больше всего процветал. А теперь таким же способом мы запретим употребление региональных языков (фактически русского) в светлое время суток», – заявил Садовый со свойственным ему чувством юмора.
С юмором мэр относится и к популярным на Майдане играм-кричалкам типа «кто не скачет, тот москаль». Но при этом категорически отрицает все обвинения в русофобии. «Русские – не москали. Русских у нас всегда уважали», – заявлял, в частности, он.
Подытожим. Юг и восток Украины во времена национальной революции на Майдане вели себя в основном пассивно и даже после свержения Януковича перешли к активной контрреволюции не сразу. В накрывшей восток нестабильности западноукраинские элиты (ставшие в одночасье элитами республиканскими) виноваты сами. Поспешная отмена закона о государственном языке, разговоры о мести, снос памятников, призывы запретить Партию регионов и КПУ (их на востоке и юге, при всем скепсисе, считают представителями своих интересов), фактический приход националистов к власти и вольница для ультраправых активистов переполнили чашу терпения русскоговорящих.
Поняв, что кончится это плохо, новые власти дали «полный назад». На отмену языкового закона наложено вето, а недавние борцы со всем русским принялись выступать с примирительными заявлениями. В их числе – мэр Андрей Садовый.
Только вот осознавать, к чему приведет антирусская риторика, нужно было несколько раньше. «Не чiпай лихо, доки воно тихо», – говорят в таких случаях на Украине.
http://vz.ru/world/2014/3/3/675354.html