Майдан, который треснул

22 січня 2014, 09:32
Власник сторінки
Журналист
0
Майдан, который треснул

Трещины раскола буквально исполосовали Евромайдан…


 В принципе, Евромайдан не был един изначально. Первым сформировался майдан народный, вслед за ним, когда проснулись политики – сформировался политический майдан. Впоследствии, хоть они и слились, а лидеры оппозиции стали представлять общие интересы, противоречия постоянно прорывались наружу. Прежде всего, это касалось вопросов пассивности политической оппозиции и безрезультатности акции.

Очевидно, что за два месяца «стояния» Евромайдан изрядно «застоялся». А что делают люди, если они не заняты делом? Если поблизости нет телевизора или компьютера, то большей частью начинают думать. То же самое произошло и с майдановцами. Люди начали задавать себе вопросы: чего стоим, для чего стоим, за что стоим? Но внятного ответа так и не получил. Поэтому, параллельно с лидерами оппозиции, часть майдановцев выработала свою программу действий.

Спектр предложений, как обычно, был широк: от пацифистского «стояния» и «требования» до радикальных акций. Именно здесь отображаются первые трещины Майдана. С одной стороны – Майдан не понимает лидеров оппозиции и того пути, по которому они, якобы, ведут протестующих, с другой – сам Майдан не может определиться с методами дальнейшей борьбы.

Как нельзя лучше это проявилось 19 января на очередном майдановском «Вече». Все три лидера оппозиции были освистаны: Кличко, после заявления о переговорах с властью; Тягнибока, после его заявления о необходимости продолжения мирных акций протеста; а Яценюка, после того, как он на вполне конкретный вопрос – «кто является лидером сопротивления», ответил, что это «украинский народ».

А вот здесь, можно перейти к следующей линии раскола. Это раскол внутри оппозиции. Вопрос о том, кто является лидером сопротивления во время «Вече», возник отнюдь не случайно. Его задал один из лидеров «Автомайдана» Сергей Коба. Перед этим он о чем-то пошептался с Виталием Кличко, который давно и не безосновательно претендует на лидерство среди оппозиционной троицы.

 

 

А уже на следующий день 20 января Автомайдан делает заявление о поддержке Виталия Кличко в качестве лидера сопротивления. «В самое трудное и самое опасное время для народа Украины только один лидер был с людьми на первой линии фронта! Это Виталий Кличко!», - сказано в сообщении. На мой взгляд, связь очевидна: за спиной Автомайдана отчетливо видны «уши» лидера Удара.

Ему как никому другому необходимо укрепление своих позиций, так как в последнее время, благодаря усилиям соратников, они серьезно пошатнулись. Сначала «Батькивщина» протащила в парламенте законопроект, который не дает нашему чемпиону возможности баллотироваться на предстоящих президентских выборах, затем депутат Зиньковского горсовета от фракции этой же партии Сергей Сало сделал запрос к лидеру «УДАРа» по поводу ордена, который ему вручило правительство Германии, а про взлом почтового ящика Виталия вообще лучше не вспоминать, ведь из-за этого чуть не пострадала «семья», какая уж тут политика…

Фактически, Арсений Яценюк ведет войну на два фронта. С одной стороны он воюет за власть в стране с «режимом», а с другой – со своими же соратниками. Олега Тягнибока в этом вопросе спасает лишь то, что он просто не соперник Арсению Петровичу. Главный его соперник - Виталий Кличко, отсюда и «100 несчастий», свалившихся на голову чемпиона.

Не следует также забывать, про интересы Олега Тягнибока, а также о том, что среди оппозиционеров присутствует еще один кандидат в Президенты на будущих выборах. Это Петр Порошенко. Пока что его позиция и действия не решающие, но его вес неоспорим, и он еще скажет свое веское слово. Но внесет ли это единство в ряды оппозиции? Очевидно, что трещина по данной линии еще появится. Впрочем, Порошенко на Майдане воспринимают ничуть не лучше, чем других лидеров оппозиции – «на безрыбье и рак рыба»…

Не сошлись оппозиционеры во мнении и по поводу переговоров с властью. Например, «Свобода» вначале решительно отмежевалась от переговоров до выполнения ряда условий, а именно: отмены «антидемократических законов», освобождения от преследования участников акций протеста, привлечения к ответственности всех, ответственных за избиение демонстрации, отставки действующего правительства и внеочередных президентских и парламентских выборов. Однако, впоследствии, видимо передумала, так как ее представитель все же принял участие в консультациях.

По информации, рассказанной Анной Герман, уже состоялся первый «обмен мнениями». В переговорах, которые проходили в кабинете главы СНБО Андрея Клюева, участвовали: от объединения «Майдан» Юрий Луценко, Руслан Кошулинский от партии «Свобода», Виталий Ковальчук от УДАРа и Александр Турчинов от «Батькивщины». «От власти присутствуют Клюев, Андрей Портнов и Елена Лукаш. И мы надеемся, что сегодня будет сделан первый шаг для понимания того, каким образом мы будем договариваться и на какие компромиссы удастся пойти», - сказала она. 

Как будто мало было оппозиционерам своих проблем и проблем с Майданом, как тут, словно «чертик из коробочки», нарисовался «Правый сектор». Вначале эта организация была боевым крылом «Майдана», обеспечивала охрану, порядок и все такое. Команды получала от коменданта Андрея Парубия. Однако, вскоре пассивная позиция лидеров оппозиции, на словах называвших Евромайдан – революцией, а на деле, не готовых к решительным действиями, стала вызывать раздражение и непринятие среди радикалов. Ряды «Правового сектора», вначале состоявшего из таких организаций, как «Патриот Украины», «Тризуб», СНА, УНА-УНСО, «Білий Молот», начали пополняться за счет радикально настроенной молодежи, и это даже несмотря на то, что организация против евроинтеграции Украины, и выступает, прежде всего, за развитие национального общества и свержение режима, с последующим переустройством Украины на свой лад.

В принципе, уже одно упоминание «Тризуба» среди участников объединения вызывает подозрения, так как данная организация уже не раз была замечена в ярко выраженных провокационных акциях, более выгодных для иностранных государств, чем для украинцев. Но это другая история.

«Правый сектор» не скрывает своего пренебрежения к оппозиционерам. «Мы напоминаем оппозиционным политикам, что они и так вызвали огромное разочарование среди широких масс украинского населения. Поэтому призываем их не идти на предательские, сепаративные переговоры с узурпатором. Мы считаем, что временное правительство должно формироваться на основе тех, кто реально продемонстрировал собственную склонность к руководству в революционной борьбе. При этом мы допускаем присутствие в этом правительстве представителей нынешних оппозиционных партий как таковых, тех, что продолжают пользоваться определенной поддержкой у граждан. Поэтому призываем лидеров оппозиционных партий перейти на сторону народа и поддержать наши революционные требования. Народ сможет победить и без них, но они без народа станут политическими трупами». То есть они готовы терпеть оппозицию, только бы та не мешала.

Но лидеры оппозиции не готовы к полномасштабной революции со всеми вытекающими отсюда последствиями. Им куда комфортнее действовать в общепринятых рамках, лишь иногда переходя грань. Действуя по образцу 2004 года, оппозиция ожидала такого же исхода, как и 10 лет назад, то есть компромисса. Но власть решила взять Майдан измором и затянула время. Конечно, оппозиционеры были не готовы к этому и также начали тянуть время, кормя Майдан сказками и бесконечными угрозами «разгона».

Но вспыхнуло не там, где они ожидали. «Правый сектор» поломал игру и, на фоне переговоров оппозиции с властью, устроил на ул. Грушевского в Киеве светопреставление, в результате которого уже несколько человек остались инвалидами. Противостояние затянулось. С одной стороны никто не в состоянии повлиять на вышедших из под контроля беспредельщиков, так как они попросту презирают оппозицию и ненавидят «режим», с другой – власть остерегается применять силу, так как вслед за этим могут последовать санкции со стороны европейских государств и США.

Так что у официальной оппозиции, для выравнивания баланса сил, просто нет иного выхода, кроме как просить власть погасить жар «Правого сектора», только в этом случае они смогут себе вернуть «первую роль» в разворачивающейся драме. Уверен, страны ЕС поддержат их в этом вопросе или закроют глаза, так как вести дела с «Правым сектором» они также не могут.

«Правый сектор», на сегодняшний день – главный фактор раскола Майдана и именно он сегодня является «первой скрипкой». Но уж слишком много у него врагов. И дело даже не в лидерах оппозиции. Абсолютное большинство людей, которые стоят на Евромйадане, не поддерживают такие действия, а красочная картинка на ТВ с выбитыми глазами и оторванными конечностями у многих отобьет охоту выходить на акции протеста. Кроме того, все эти бесчинства, как нельзя лучше демонстрируют своевременность принятых 16 января законов, ужесточающих наказание за экстремизм.

Таким образом, на сегодняшнем Евромайдане процветает противостояние по нескольким параметрам и векторам:

 

· Майдан мирный – Майдан радикальный

· Оппозиция – часть Майдана

· Оппозиция – оппозиция

 

И как отельный игрок

 

· «Правый сектор» - Майдан

· «Правый сектор» - оппозиция

 

Отсутствие единства в рядах оппозиции, да и Майдана в целом, привело к тому, что радикально настроенные элементы, такие как объединение «Правый сектор», взяли инициативу в свои руки, как следствие, произошло то, чего все так боялись – появились жертвы. И еще не известно, кто на самом деле возложил на алтарь очередного «сакрального барана», ведь кровь власти, практически выигравшей раунд абсолютно не нужна.

В то же время, какого только оружия мы уже не видели на Майдане, Банковой, Грушевского: биты, ножи, заточки, «коктейли Молотова», даже катапульта была, так что мешает радикалам принести огнестрелы. Уверен, они там есть, но не со стороны «Беркута», а со стороны националистов.

Поэтому, в свете последних событий следует ожидать самоликвидации майдана, несмотря на то, что многие ожидают новой волны протеста. Дальнейший ход событий будет диктоваться именно происшествиями на Грушевского. Во-первых, оппозиция не поддержит радикалов, устроивших войну в центе Киева; во-вторых, власть будет вынуждена прекратить беспорядки, которые уже даже отдаленно не напоминают мирную акцию. В-третьих, выходом из тупика может быть только стол переговоров, но не на языке ультиматумов, а действительно с желанием предотвратить дальнейшее кровопролитие, что возможно только в том случае если власть и лидеры оппозиции объединят свои усилия в борьбе с радикально настроенными элементам.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.