Героический образ заключенного Манделы был создан без его участия, но уже на свободе он оправдал возложенные на него надежды
Поэт и по совместительству профессор Дартмутского колледжа
Лев Лосев вспоминал историю, демонстрирующую особеннности восприятия личности
Нельсона Манделы в СССР: «Как-то году в 90-м, когда я преподавал в вермонтской
летней русской школе, у меня в комнате зазвонил телефон. Звонили из Москвы, из
Союза Писателей, просили позвать к телефону Окуджаву. Он был гостем вермонтской
школы, жил в том же общежитии, но у него не было в номере телефона. Я позвал.
Слышу, Окуджава говорит: «Нет, этой премии я принять не могу». Потом добавляет:
«А потому, что он коммунист и террорист». Потом ему еще что-то говорят, и
Окуджава произносит смущенно: «Ах, ну это другое дело». Ему послышалось, что он
получил премию Манделы, а на самом деле речь шла об итальянской премии Монделло.
То, как Булат Окуджава воспринял известие о награждении
вполне типично для советской интеллигенции того периода – Мандела олицетворял всю прихотливую
изломанность политики и идеологических заблуждений XX века.
Родившийся в 1918 году, еще во время Первой мировой войны
Мандела прошел очень сложный путь. Детство его было вполне доцивилизационным –
сын одной из нескольких жен вождя жил примерно также как жили люди его племени
до прихода белых. Но как представителю родовой аристократии ему повезло попасть
в школу (родители были неграмотны), где он овладел английским, а после долго
учился в разных колледжах, получая урывками высшее образование. Он стал едва ли
не первым чернокожим юристом в Южной Африке, но адвокатская деятельность
Манделу успела разочаровать. Он не видел, что она способна что-то изменить в
неполноправном положении соотечественников на их родной земле. Еще в
студенческие годы Мандела увлекся не изучением права, а политической
деятельностью, примкнув к Африканскому национальному конгрессу.
Тогда он еще не был радикалом, выступал против марксизма, в
первую очередь по религиозным соображениям
- мать воспитала его в христианском духе, и принять безбожную доктрину
юному Манделе было затруднительно. Но сближению с коммунистами помогли
тогдашние власти ЮАР, провозгласившие в 1948 году апартеид государственной
политикой.
Разделение рас было викторианской утопией XIX века, и,
одновременно, ответом на угрозу деколонизации.
Буры и англоязычные белые не видели никакого способа
сохранить привычное существование, кроме как отделить себя от черных
непроходимым барьером, и забрать власть в свои руки. Но особенность ЮАР – в
отличие от Австралии или Новой Зеландии, заключалась в том, что африканцы
численно резко преобладали. Они не являлись меньшинством как австралийские
аборигены или маори. Загнать их в резервации-бантустаны было невозможно.
Политика апартеида вызвала гигантское давление на ЮАР вплоть
до приостановления де-факто ее членства в ООН. Правда, мировое сообщество
предпочитало карать ЮАР за расизм, и одновременно аплодировать выступлениям Иди
Амина и Муамара Каддафи в той же ООН. При этом африканцы из «освобожденных»
стран всеми правдами и неправдами рвались на работу в Южную Африку. В бывших
колониях, ставших свободными, наблюдалось резкое падение уровня жизни
населения, всеобщее одичание, вернулись голод и эпидемии, вместо демократии
устанавливались каннибальские диктатуры с обязательным культом личности
вождей-освободителей, полыхали гражданские войны, гибли в общей сложности
миллионы и миллионы людей.
ЮАР же была единственной страной, где уровень жизни черного
населения рос.
Здесь никому в голову не приходило запрещать африканские
верования, национальную одежду, вообще, ломать привычный образ жизни. Той
социальной инженерии, какая практиковалась в Эфиопии или в Экваториальной
Гвинеи, там не наблюдалось. Но в конкретных условиях минувшего столетия
эксперимент с апартеидом априори был обречен на неудачу, и ничего кроме вреда
принести не мог, при всей своей внешней безобидности, мол, европейцы живут по-европейски,
африканцы – по-африкански, и никто ни к кому не лезет.
Нельсон Мандела «повезло» сравнительно рано попасть за
решетку. Находясь в изоляции, он не был вовлечен в террористическую активность
и близкое сотрудничество АНК с коммунистами в 60-80-е. (Хотя он и успел
основать боевую группу АНК – «Копье нации», за что и был арестован в 1962-м)
Еще одно своеобразное «везение» — из-за пожизненного заключения Мандела стал
символом борьбы чернокожих за свои права. Убеждения и взгляды Манделы играли
второстепенную роль в процессе его прижизненной канонизации. «Раскрутка» его
образа началась где-то в середине 70-х, и главным в ней была его личность несгибаемого борца,
томящегося на страшном острове Роббен.
Как ни странно, можно провести параллель между Степаном Бандерой
и Нельсоном Манделой – оба они стали олицетворением борьбы своих народов за
свободу находясь в тюрьме, не имея реального влияния на свои политические
организации, не будучи до заключения первыми людьми в них. Но оба вышли на
свободу уже признанными лидерами.
В третий раз Манделе повезло, а вместе с ним и всей Южной
Африке, когда распад системы апартеида совпал с распадом «мировой
социалистической системы». Левые идеи на момент приход черного большинства к
власти были дискредитированы, Советского Союза не существовало, Куба пребывала
в тяжелейшем экономическом кризисе, а Китай успешно проводил капиталистические
реформы, и не был заинтересован в социалистическом эксперименте в ЮАР.
Поэтому ЮАР под властью АНК не последовала путем соседнего
Зимбабве, хотя все предпосылки к тому имелись.
Долгожители Мугабе и Мандела на самом деле –
близнецы-братья, просто первый пришел к власти в 1980 году, когда социализм был
на взлете и наступал по всему свету – от Никарагуа до Афганистана. И величайшая
историческая заслуга Нельсона Манделы заключается в том, что он пошел вопреки
своим былым убеждениям, и не стал заниматься осуществлением утопических
прожектов, а смирился с реалиями 90-х, и стал строить пусть скучное и
банальное, но правовое государство с рыночной экономикой. Точнее, ЮАР и была
таким обществом, но с исключением черных и цветных из системы «общего права». В
известном смысле Южная Африка при апартеиде была чем-то вроде южных штатов США
до эпохи гражданского пробуждения 60-х. И в этом смысле Манделу можно сравнить
с Мартином Лютером Кингом. Только в Америке расизм был неформальным, коренился
в обычаях, а не законах, а в ЮАР под него была подведена правовая база. Как и
доктор Кинг, Мандела, выйдя из тюрьмы, отказался от насилия, и сыграл
выдающуюся роль в мирном переходе от апартеида к демократии.
Сильнейшим шагом Манделы стала организация Комиссии по
правде и примирению, призванной расследовать темное прошлое страны на основе
чистосердечного раскаяния, без вынесения приговоров, с привлечением к ответу
обеих сторон.
Поскольку современное западное общество – общество в своей
основе леволиберальное, то понятно, что Нельсон Мандела не мог не стать его
любимцем. Все-таки, академик Сахаров, и уж, тем более, Александр Солженицын
(одногодок Манделы) выступали против социалистической утопии, и тем самым, были
подозрительны, а Мандела идеально соответствовал запросам западной
интеллигенции – представитель угнетаемой расы, борец с апартеидом (величайшее
зло по ее шкале), да еще и левых воззрений, но при этом не экстремист, не
грабитель вроде Мугабе. Плюс всеобщее чувство вины европейцев по отношению к
Черному континенту, эмоциональная связь с Южной Африкой, в которой проживали
миллионы выходцев из Великобритании, за дела которых лондонские и прочие белые
интеллектуалы чувствовали ответственность.
Слава Манделы привела к установке ему еще при жизни
памятника в Лондоне (названных в честь него объектов в мире – десятки и
десятки). Ей не могла повредить ни дружба с Каддафи и Кастро, ни скандалы
вокруг второй жены - Винни, замешанной в
банальной уголовщине. Ничто не прилипало к нему, и Мадиба, как его звали на
родине, заслуженно наслаждался в свои последние годы статусом отца нации.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.