Грузия: "шелковые" дороги, рухнувшие дома и президент - "еnergizer"

29 вересня 2011, 14:42
0

Для иностранцев эта страна — настоящий рай. А для местных жителей — постсоветское государство, которое живет беднее Украины.


Грузия: "шелковые" дороги, рухнувшие дома и президент - "еnergizer" | Экономика | СЕГОДНЯ
Старый Тбилиси. Несмотря на древнюю историю, успешные реформы и помощь США и стран ЕС , Грузия так и не смогла избавиться от нищеты и социальных проблем. Фото: А. Искрицкая

С наступлением темноты Тбилиси совершает головокружительный прыжок из настоящего в прошлое. Легкая рука французского дизайнера освещения Филиппа Мартино рассыпала световые кристаллы так умело, что ночью современные постройки не видны и старый Тифлис предстает во всей своей красе. Мы стоим на берегу петляющей в невысоких скалах реки Куры, и нам кажется, что расположенные на холмах церковь Метехи, кафедральный собор Сиони и цитадель Нарикала «смотрят» на нас прямо с неба…

Читайте также Эксперты: перемен в Грузии ждать не стоит

Тем временем, местные чиновники, с которыми мы отправились на прогулку, не упускают случая ненавязчиво использовать красоту города, чтобы «пропиарить» собственные достижения. Даже в 2008 году, в разгар военного конфликта с Россией, у них находилось лишних полчаса, чтобы усадить иностранных журналистов в свои огромные внедорожники и прокатить с ветерком по вечернему Тбилиси! Тогда они показывали нам сверкающую огнями, словно новогодняя елка, телевышку — высотой 274,5 метра в парке «Мтацминда» (мол, даже несмотря на войну с РФ, у нас на все хватает средств!). А теперь хвастаются новостройками.

— Сейчас мы поедем в исторический район Тбилиси — Авлабари, где находится увенчанная стеклянным куполом администрация президента, — рассказывает сотрудник одного из грузинских министерств, который решил устроить нам автоэкскурсию. — Потом будем проезжать сотканное из стекла и бетона здание министерства внутренних дел. А затем снова вернемся в старый город. Смотрите! Этот мост через Куру называется мостом Мира. Он сделан из покрытого стеклом 156-метрового стального каркаса и стоит на четырех мощных опорах…


Стиль минимализм. Стеклянный мост мира через реку Кура. Фото: А. Искрицкая

Конечно, вкусы у всех разные. Но контраст между кричащим сплавом стекла и метала и сдержанной красотой средневекового города равносилен звуку разорвавшейся струны. Холодная роскошь минимализма подошла бы одной из северных столиц. Но Теплому городу (так переводится Тбилиси), где льются реки вина, вьется вкусный дымок хачапури, а люди живут с душой нараспашку и считают своим долгом ежедневно носить еду своим бедным соседям, — совершенно не к лицу.

— Минимализм — «фишка» нашего президента Михаила Саакашвили, — признается, пропустив пару бокалов вина, наш провожатый. — Многим горожанам этот стиль не нравится. Но всем не угодишь…

Читайте также: Михаил Саакашвили: "Я общался с Тимошенко. Но Украина должна решать свои вопросы самостоятельно"

ПРЕЗИДЕНТ-«ЕNERGIZER»

Впрочем, новостройки в Тбилиси — лишь внешняя сторона деятельности Михаила Саакашвили. После «Революции роз» 2003 года в Грузии произошли более серьезные перемены. Агентство Международного развития США (USAID) назвало преобразования в этом государстве самыми обширными и быстрыми реформами, которые проводились в мире за последние полвека. А в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка «страна Михо» заняла 11-е место, опередив Финляндию, Швецию и Японию. Кроме того, журнал Forbes пришел к выводу, что по простоте уплаты налогов Грузия является самой либеральной в Европе.

— Наше государство уже не является постсоветским, — заявил нам во время интервью сам Саакашвили. — Мы изменили состав чиновников. Все члены нашего правительства — намного моложе меня (напомним, что Михаилу Саакашвили 44 года. — Авт.) и никогда не работали в СССР. Соответственно они не могут применить этот негативный опыт на практике и не являются бюрократами и коррупционерами. Тем более, что получают за свой труд хорошую зарплату.

Любопытно, что помощники президента Грузии в шутку сравнивают его с «еnergizer». Он может работать сутками и чуть ли не все происходящие в стране процессы старается контролировать лично. Такой же преданности «делу» Михаил Саакашвили требует от высокопоставленных чиновников. Но сумасшедший ритм жизни выдерживают далеко не все. И тем, кто устал, приходится уходить.

— Еще мы отделили бизнес от власти! — говорит президент. — Теперь богатые люди не могут лоббировать свои интересы на законодательном уровне. Вот вам пример. Какое-то время тому назад мы приняли закон, который существенно сократил цены на лекарства и доходы ведущих фармацевтических компаний. Признаюсь, что накануне голосования я немного переживал. Ведь один из наших парламентариев являлся владельцем крупной фармацевтической компании. И что вы думаете? Он даже не пикнул!

Кроме того, в Грузии была проведена масштабная приватизация (государство продало все, кроме почты и железной дороги!).

После чего сюда слетелись инвесторы со всего мира. В том числе и россияне! РАО ЕЭС купила дистрибьюцию электроэнергии. А банк ВТБ (он, кстати, на 90% принадлежит правительству РФ!) открыл свои филиалы. Стоит ли говорить о том, что на центральном проспекте города, Шота Руставели, по вечерам сверкают вывески отельных сетей Marriott, Radisson и Sheraton…


Поющие фонтаны. В парке «Европа» в старом центре Тбилиси. Фото: А. Искрицкая

— Почему люди вкладывают инвестиции в нашу страну? — задает риторический вопрос Михаил Саакашвили. — Я думаю, из-за того, что после реформ в МВД (напомним, что после кардинального сокращения штата в этом ведомстве подняли зарплаты, и теперь рядовой полицейский получает около $700, а начальник отделения — около $2000) заниматься бизнесом у нас безопасно. По качеству этого показателя мы занимаем второе место в Европе после Исландии.

Но самое главное, по словам главы государства, заключается в том, что инвестиции в Грузии идут не только в столицу. Активно развивается курортный Батуми, где строятся отели, развлекательные комплексы и рестораны. Порт в Поти купили толстосумы из Арабских Эмиратов. Аэропорты в Тбилиси и Батуми реконструировали богачи из Турции.

БИЗНЕС — НЕ ДЛЯ ГРУЗИН

Ясно, что после общения с местными чиновниками от грузинских реформ захватывает дух у всех иностранцев. Всего за 7 лет эта маленькая страна прошла путь, с которым большая Украина так и не справилась! Но так ли это на самом деле? Судить о реальной ситуации только по сухим данным экспертных исследований все-таки неправильно.

— Для чужого капитала у нас действительно созданы все условия, — вздыхает чиновник одного из министерств Зураб, с которым мы разговорились в одном из кафе Тбилиси. — Но эти льготы не касаются грузин — для нас налоги очень высокие. И не стоит верить, что в Грузии полностью истребили коррупцию. Да, наши полицейские, в отличие от украинских гаишников, взятки не берут. Но в верхах, по слухам, коррупция все еще существует. Например, если кто-то из твоих родственников работает в правительстве — у тебя есть шанс уйти от налогов. А если нет, о бизнесе и не думай — невыгодно!

Не все так просто и с зарплатой госслужащих. У силовиков, военных, налоговиков и сотрудников министерств, оклад, и вправду, высокий: от $700 до $3 тысяч. Но учителя и медики получают не более 120 лари (518 гривен). А в целом, средняя заработная плата в Тбилиси варьируется от 100 до 200 лари (431—863 грн.). При этом цены на продукты и товары первой необходимости вполне сопоставимы с украинскими. Относительно дешево стоит только проезд в такси и мобильная связь. Несложно догадаться: если такая ситуация с зарплатами в столице, то в регионах люди получают еще меньше и живут еще беднее! Исключением, пожалуй, являются лишь стремительно развивающиеся за счет иностранных инвестиций туристические районы. Например, Батуми. Примечательно также, что даже на маленькие деньги найти работу в Грузии непросто. По официальным данным, в этой стране не трудоустроены около 20% населения. А по мнению независимых экспертов — более 50%!

— Иностранные инвестиции, в основном, вкладываются в отельно-ресторанный бизнес либо торговлю, — говорит пожелавший остаться инкогнито грузинский эксперт-экономист. — А крупные производственные предприятия, которые могли бы трудоустроить большое количество людей, после развала СССР прекратили свое существование. Ну что у нас осталось? Цветная металлургия и химия — и все! А были трикотажные фабрики, машиностроение и «оборонка». Вот сейчас вы у меня спросите: за счет чего же вы живете? Думаю, что слухи о том, что США вкладывают в нашу экономику крупные средства, близки к реальности...

В принципе, экономические проблемы Грузии хорошо известны. Страна экспортирует меньше, чем импортирует, дыра в торговом балансе иностранными инвестициями не закрывается и «дебет с кредитом» сводится благодаря обильной финансовой помощи стран Запада. «В Грузию входит больше товара, чем мы продаем — наша страна становится ориентированной на потребление...», — говорит исполнительный директор Института Кавказа Давида Нармания. Кстати, большинство продуктов в магазины и супермаркеты Тбилиси привозят из Украины, Турции и Польши. Местной продукции, по словам продавцов, здесь мало.

— А чему вы удивляетесь? — продолжает наш собеседник. — Хуже всего у нас обстоят дела в сельскохозяйственной Западной Грузии. Колхозы и предприятия по переработке продуктов питания развалились, и в прежних объемах у нас делают лишь воду (сладкую и минеральную). А когда-то процветающее производство чая, эфиромасличных культур, овощных и фруктовых консервов почти исчезло. Кроме того, после того как РФ ввела эмбарго на грузинское вино, сильно пострадала и отрасль виноделия. Сейчас она работает практически вполсилы. Поскольку рынки Украины и Казахстана (именно в эти страны мы поставляем товар) слишком малы.

А бороться за рынки США и Западной Европы — непросто. Там требования к продукции намного выше и грузинское вино никто не знает. По сути, нам приходится начинать с нуля и вкладывать большие деньги в рекламу. Одно хорошо: вино стало качественнее.

ЗОЛОТОЙ РАЙОН В РУИНАХ

Как же грузины выживают? Как выяснилось, в супермаркеты за продуктами они почти не ходят. А покупают все необходимое на рынке — где значительно дешевле. По чудесной дороге (кстати, трассы в Тбилиси на европейский манер — словно шелк!) мы отправились из центра города на рынок Дезертирский. Почему он так называется, местные уже не помнят. Но посещают его регулярно. Выбор сыров и овощей здесь просто потрясающий!

ФОТО Уличная торговля в Грузии: базар на мосту и "рынок дезертиров"

— Я приезжаю сюда продавать сладкий перец и помидоры, — рассказывает Ольга Назарова. — Мясом не торгую — его плохо покупают из-за дороговизны (1 кг свинины — около 12 лари или 64 грн.; у нас стоит 45-65 грн. — Авт.). Кстати, мы с мужем, тремя сыновьями и невестками тоже «сидим» на сыре, овощах и птице. А мясные продукты берем только внукам. — Нам государство уже не первый год обещает помочь купить сельхозтехнику, — говорит фермер Гия. — Если бы это произошло, моя большая семья могла бы выращивать и продавать даже пшеницу. А пока ограничиваемся овощами.


Золотой район. После землетрясения дома держатся на подпорках. Фото: А. Искрицкая

Неподалеку от Дезертирского рынка находится один из самых старых и известных в Тбилиси районов — Золотой. Когда-то тут проживали ювелиры. А затем — воры в законе, которые после ужесточения уголовного законодательства якобы уехали в Москву. Не удивительно, что дома в этом районе очень старые. Несколько лет назад, во время очередного землетрясения, они сильно пострадали и теперь держатся лишь благодаря хлипким деревянным «подпоркам».

— Мы много раз просили городские власти сделать ремонт, — вздыхает 72-летняя Нази Вауачкури. — Но ответ один: нет денег. А в нашем доме живут одни старики (вся молодежь уехала на заработки за рубеж), и пенсия у нас — около 100 лари (431 грн.). Причем половину этих денег приходится отдавать за коммунальные услуги. Если бы мне сын не помогал, я бы уже умерла от голода.


Улица Пиросмани в Тбилиси. Рухнувшие дома, лужи и грязь. Фото: А. Искрицкая

— Мы живем в горах — среди каналов, — мрачно шутит еще одна пенсионерка, профессор филологии с улицы художника Пиросмани — Ирина Клочко. Окно и двери ее квартиры выходят на обвалившийся соседний дом. По улице текут ручейки грязи, и местные жители пробираются домой по шатким деревянным настилам.

Чуть позже в одном из двориков, где сушится на веревках белье и греются на солнышке ленивые кошки, мы замечаем худенького мальчишку лет десяти. Паренек словно сошел с полотен Врубеля: огромные миндалевидные глаза, вьющиеся волосы до плеч. Вместе с мамой и бабушкой он ютится в однокомнатной квартирке с кухонькой метр на метр.


Гига. Если бы у его мамы были деньги — танцевал бы ансамбле. Фото: А. Искрицкая

— Моего сына зовут Гига, — рассказывает мама мальчика — 44-летняя Теа Джебаридзе. — Его отец погиб, и я воспитываю ребенка одна. Вместе с нами живет моя 72-летняя мама. В молодости она руководила ансамблем народного танца. Вот и Гига хорошо танцует. Но 50 лари в месяц, чтобы отправить его в ансамбль, у нас нет. В этом году собрать ребенка в школу стоит 300 лари. В том числе приходится покупать и учебники. А где взять деньги, я еще не знаю. Ежемесячный бюджет нашей семьи составляет 200 лари: моя зарплата (я юрист, но из-за возрастного ценза мне пришлось идти уборщицей на вокзал) и мамина пенсия. Недавно наш президент заявил, что все школьники страны получат ноутбуки для занятий, а учить английскому их будут носители языка из США. Конечно, это чудесно. Но лучше бы он дал нам бесплатные учебники…

 

Оригинал публикации http://www.segodnya.ua/news/14293366.html

 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
ТЕГИ: Украина,Грузия,Саакашвили,президент,нищета,блеск,шелковые дороги,рухнувшие дома,еnergizer,беднее Украины
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.