Многие тянут Украину на Запад. При этом рассказывая много о его преимуществах и его принципах. Но стоит посмотреть на историю этого самого Запада. Чтоб просто понимать, что за люди и что за принципы.
Сравнительная история зверств На
протяжении почти всей истории человеческая жизнь стоила в Западной
Европе ничтожно мало. Сегодня без погружения в специальные исследования
даже трудно представить себе западноевропейскую традицию жестокосердия
во всей её мрачности.
Английская «королева-девственница»
Елизавета I отрубила голову не только
Марии Стюарт, она казнила ещё 89 тысяч своих подданных. В отличие от своего современника
Ивана Грозного, называвшего её «пошлой девицей», Елизавета (чья мать,
Анна Болейн,
кстати, тоже была обезглавлена) не каялась в содеянном ни прилюдно, ни
келейно, убиенных в «Синодики» не записывала, денег на вечное
поминовение в монастыри не посылала. Европейские монархи таких привычек
вообще сроду не имели.
Будете
в Лондоне — купите билет на обзорную экскурсию по центру города в
открытом двухэтажном автобусе. Там есть наушники, можно слушать
объяснения на разных языках, включая русский. У Гайд-парка вы услышите,
что там, где ныне «уголок оратора», находилось место казней. Казни были
основным общественным развлечением лондонцев в течение многих веков.
Главная
виселица представляла собой хитроумную поворотную конструкцию: там, на
разновысоких балках, были 23 петли, так что она, возможно, что-то
напоминала англичанам — то ли ёлку с украшениями, то ли что-то ещё. У
неё было и более нейтральное имя — «машина
Деррика», по фамилии самого заслуженного из здешних палачей, бытовала даже поговорка «надёжный, как машина Деррика».
Там,
где нынче Паддингтонский вокзал, стояла ещё одна знатная виселица,
устроенная, в отличие от предыдущей, без всяких затей: три столба, три
перекладины, по восемь петель на перекладине, так что можно было разом
повесить 24 человека — на одного больше, чем «у Деррика». Историк
Лондона
Питер Акройд перечисляет ещё с дюжину известных мест
казней, добавляя, что нередко виселицы стояли просто на безымянных
перекрёстках. И работали они без простоев, недогрузки не было. В толпе
зрителей время от времени случалась давка, число затоптанных насмерть
однажды (в начале XIX века) достигло двадцати восьми.
Охота за зубами
Жестокость как стихийное бедствие
Московское издательство Ad Marginem выпустило в 1999 году перевод работы
Мишеля Фуко
«Надзирать и наказывать» (кстати, на обложке — очередное сдирание
кожи), содержащей немало цитат из предписаний по процедурам казней и
публичных пыток в разных европейских странах вплоть до середины прошлого
века. Европейские затейники употребили немало фантазии, чтобы сделать
казни не только предельно долгими и мучительными, но и зрелищными — одна
из глав в книге Фуко озаглавлена «Блеск казни». Чтение не для
впечатлительных.
Жестокость
порождалась постоянными опустошительными войнами западноевропейских
держав уже после Средних веков (которые были ещё безжалостнее).
Тридцатилетняя война в XVII веке унесла половину населения Германии и то
ли 60, то ли 80% — историки спорят — населения её южной части. Папа
Римский даже временно разрешил многожёнство, дабы восстановить народное
поголовье. Усмирение
Кромвелем Ирландии стоило ей 5/6 населения.
От этого удара Ирландия не оправилась уже никогда. Что касается России,
она на своей территории почти семь веков, между
Батыем и
Лениным, подобных кровопусканий не знала и с такой необузданной свирепостью нравов знакома не была.
Сожалею,
но придётся сказать неприятную вещь: история западной цивилизации не
настраивает на громадный оптимизм — настолько кровопролитной и зверской
была её практика. И не только в далёком прошлом — в недавнем ХХ веке
тоже. По размаху кровопусканий и зверств ХХ век превзошёл любое прошлое.
По большому счёту, нет гарантий, что эта цивилизация не вернётся к
привычной для себя практике. Это гораздо, гораздо более серьёзный
вопрос, чем привыкли думать наши западолюбивые земляки. Зная то, что мы
знаем о западной цивилизации (частью которой был
Гитлер), трудно не констатировать: её самолюбование выглядит достаточно странным.
Звучит неожиданно? Тогда процитирую одного из виднейших историков современности, оксфордского профессора
Нормана Дэвиса: «Всякий
согласится, что преступления Запада в ХХ веке подорвали моральное
основание его претензий, включая и прошлые его претензии».
* * * * * * *
По подсчётам историка
Р.Г.Скрынникова,
знатока эпохи Ивана Грозного, при этом царе было безвинно казнено и
убито от 3 до 4 тысяч человек. Скрынников настаивает, что мы имеем дело
не с чем иным, как массовым террором, особенно по отношению к
новгородцам, и с ним трудно не согласиться, хотя Иван Грозный — кроткое
дитя рядом с
Людовиком XI по прозвищу Паук,
Ричардом III (которого
Шекспир охарактеризовал как «самое мерзкое чудовище тирании»),
Генрихом VIII,
Филиппом II,
Яковом I Стюартом, герцогом
Альбой,
Чезаре Борджиа,
Екатериной Медичи,
Карлом Злым (без номера),
Карлом V (сыном
Хуаны Безумной),
Карлом IX (устроившим
Варфоломеевскую ночь), Марией Кровавой, лордом-протектором Кромвелем и
массой других симпатичных европейских персонажей...
Но
продолжу примеры. Крестоносцы в ходе альбигойских войн вырезали больше
половины населения Южной Франции. Усмиритель Пруссии, великий магистр
ордена крестоносцев
Конрад Валленрод, разгневавшись на
курляндского епископа, приказал отрубить правые руки всем крестьянам его
епископства. И это было исполнено! 16 февраля 1568 года (время разгара
опричнины Ивана Грозного) cвятая инквизиция осудила на смерть всех (!)
жителей Нидерландов как еретиков, а испанский король Филипп II приказал
привести этот приговор в исполнение. Это не вполне удалось, но
королевская армия сделала, что смогла. Только в Харлеме было убито 20
тысяч человек, а всего в Нидерландах — 100 тысяч.
То,
что сегодняшняя политкорректность воспринимает с ужасом, всего век с
небольшим назад никого особенно не отвращало. Ещё один классик
английской «истории для читателей»
Джон Ричард Грин в 1874 году спокойно цитировал отчёт Кромвеля о проделанной работе в Ирландии: «Я
приказал своим солдатам убивать их всех... В самой церкви было перебито
около тысячи человек. Я полагаю, что всем монахам, кроме двух, были
разбиты головы...».
Революционные затейники
1
августа 1793г. революционный французский Конвент издал декрет с
предписанием «уничтожить Вандею». В начале 1794г. армия взялась за дело.
«Вандея должна стать национальным кладбищем», — провозгласил храбрый генерал
Тюрро, возглавивший «адские колонны» карателей.
Расправа
длилась 18 месяцев. Расстрелов и гильотин (из Парижа доставили даже
детские гильотины) для исполнения указа оказалось недостаточно.
Уничтожение людей происходило, по мнению революционеров, недостаточно
быстро. Решили: топить. Город Нант, как пишет Норман Дэвис, был «атлантическим портом работорговли, в связи с чем здесь под рукой имелся целый флот огромных плавучих тюрем».
Но даже этот флот быстро иссяк бы. Поэтому придумали выводить гружённую
людьми баржу на надёжной канатной привязи в устье Луары, топить её,
потом снова вытаскивать канатами на берег и слегка просушивать перед
новым употреблением. Получилось, пишет Дэвис, «замечательное многоразовое устройство для казни».
Просто
умерщвлять людей революционным затейникам было мало. Они находили
удовольствие в том, чтобы до погрузки на баржи срывать с них одежду и
связывать попарно. Беременных женщин обнажёнными связывали лицом к лицу
со стариками, мальчиков со старухами, священников с девушками, это
называлось «республиканскими свадьбами».
Чтобы спрятавшиеся в лесах не выжили, а умерли от голода, был вырезан скот, сожжены посевы и дома. Якобинский генерал
Вестерман воодушевлённо писал в Париж: «Граждане
республиканцы, Вандея более не существует! Благодаря нашей свободной
сабле она умерла вместе со своими бабами и их отродьем. Используя данные
мне права, я растоптал детей конями, вырезал женщин. Я не пожалел ни
одного заключённого. Я уничтожил всех». Обезлюдели целые
департаменты, было истреблено, по разным подсчётам, от 400 тысяч до
миллиона человек. Как ни печально, национальную совесть Франции Вандея,
судя по всему, не мучает.
В России до появления большевиков
ничего похожего на вандейскую гекатомбу не случалось. А потом случилось:
на Дону, в Тамбовской губернии, в других местах.
Как и всякая
империя в период своего строительства, Россия тяжко прошлась по судьбам
ряда малых народов — сибирских и северокавказских, — там было не до прав
и свобод человека в современном их понимании. Одно можно утверждать с
уверенностью: геноцидов в полном смысле слова на совести России нет. Всё
познаётся в сравнении. Американский историк
Дэвид Стэннард в
своей книге «Американский холокост: завоевание Нового Света» показал,
что освоение Америки сопровождалось самой страшной этнической чисткой в
истории человечества: за 400 лет пришельцы из Старого Света физически
уничтожили около 100 миллионов (!) коренных жителей. На Пятом континенте
англичане истребили большинство австралийских аборигенов и всех (!)
тасманийцев.
Америка
и Австралия были далеко, но когда русским властям становилось известно,
что злодеяния творятся вблизи границ империи, они порой шли на прямое
вмешательство. «Уманская резня» в июне 1768 года, во время так
называемой «Колиивщины», унесла жизни 20 тысяч евреев. Многие тысячи
евреев погибли, помимо Умани, также в Лысянке, Каневе, Черкассах,
Жлобине, Корсуни, Фастове, Белой Церкви и особенно в Балте. Хотя всё это
происходило на «суверенной польской территории», вести о размахе
зверств побудили русские власти послать против гайдамаков корпус
генерала
Кречетникова, который разбил их в несколько дней и, возможно, спас евреев Правобережья Днепра от полного истребления.
Убийства по закону
Ещё
в 1819 году в Англии оставалось 225 преступлений и проступков,
каравшихся виселицей. Когда врач английского посольства в Петербурге
писал в своём дневнике в 1826 г., насколько он поражён тем, что по
следам восстания декабристов в России казнено всего пятеро преступников,
он наглядно отразил понятия своих соотечественников о соразмерности
преступления и кары. У нас, добавил он, по делу о военном мятеже такого
размаха было бы казнено, вероятно, тысячи три человек.
Т
ак
смотрели на вещи повсюду в Европе. В Дании в 1800 году был принят
закон, предусматривавший смертную казнь для всякого, кто «хотя бы
советовал» отменить неограниченную форму правления. И вечную каторгу
тому, кто осмелился порицать действия правительства.
А теперь возьмём «Русскую правду», она вообще не предусматривает смертную казнь! Из «Повести временных лет» мы знаем, что
Владимир Святославич
пытался в 996 г. ввести смертную казнь для разбойников. Сделал он это
по совету византийских епископов, но вскоре был вынужден отказаться от
несвойственных Руси жестоких наказаний.
Впервые
понятие смертной казни появляется в России на пороге XV века в Уставной
Двинской грамоте (за третью кражу) и в Псковской судной грамоте (за
измену, кражу из церкви, поджог, конокрадство и троекратную кражу в
посаде).
Уложение
1649 года предусматривает смертную казнь уже в 63 случаях — много, но
всё ещё бесконечно меньше, чем в Европе. Долгая поездка по Западной
Европе в 1697-98 гг. произвела на внимательного и пытливого
Петра Первого
большое впечатление. Среди прочего он решил, что материальный прогресс
посещённых им стран как-то связан с жестокостью тамошних законов и
нравов, и сделал соответствующие выводы. Совсем не случайность, что
самая жестокая и массовая акция его царствования, казнь 201 мятежного
стрельца 30 сентября 1698 года в Москве, произошла сразу после
возвращения молодого царя из его 17-месячной европейской поездки.
Однако
бороться с устоявшейся системой ценностей — дело чрезвычайно трудное.
По числу казней Россия даже при Петре и отдалённо не приблизилась к
странам, служивших ему идеалом, а после его смерти этот вид наказания
резко пошёл на убыль. Середина XVIII века отмечена фактической отменой
смертной казни. В 1764 году оказалось, что некому исполнить приговор в
отношении Василия Мировича. За двадцать лет без казней профессия палача
попросту исчезла.
В 1907 году в Москве вышел коллективный труд «Против смертной казни». Среди его авторов были
Лев Толстой,
Бердяев,
Розанов,
Набоков-старший,
Томаш Масарик
и другие известные писатели, правоведы и историки. Клеймя жестокость
царской власти, они приводят полный, точный и поимённый список казнённых
в России в течение 81 года между восстанием декабристов и 1906 годом.
За это время было казнено 2445 человек, то есть совершалось 30 казней в
год.
На эту цифру, правда, повлияли два польских восстания 1830 и
1863гг. и начало революции 1905-1907гг. Если же брать мирное время,
получится 19 казней в год. На всю огромную Россию! О чём говорит эта
цифра с учётом того, что в течение всего этого периода смертная казнь за
умышленное убийство применялась неукоснительно? Она говорит о том, что
сами убийства случались крайне редко. (Кстати, в очень буйных народах
тогда числились финны, они чаще кавказцев пускали в ход свои знаменитые
«финки».)
Ещё
две иллюстрации к вопросу об отношении к человеческой жизни. В уставе
русской армии, авторство которого принадлежит Петру I, предписана помощь
раненым во время боя. В прусском уставе помощь раненым была
предусмотрена лишь после боя. Французские и английский уставы того
времени помощь раненым не предусматривали вообще.
Более
ранний пример. Обязательной частью государственной политики Руси-России
был выкуп своих пленных. Вот что гласит глава «О искуплении пленных»
Стоглавого Собора 1551 года: «В ордах и в Цареграде и в Крыму... всех плененых окупати из царевы казны».
Послы располагали целевыми деньгами на оплату выкупа, которые им потом
возмещала казна. Но это ещё не всё. Богатые левантийские торговцы и
дипломаты иногда прибывали в Россию с целыми свитами, в составе которых
могли быть пленные христиане. Вывезти их обратно русские власти не
позволяли ни под каким видом: «А которых православных хрестьян
плененых приводят, окупив греки и туркчане, армени или иные гости, да
быв на Москве, восхотят их с собою опять повести, ино их не давати, и за
то крепко стояти; да их окупати из царевы же казны».
Экспорт народонаселения
А
вот пример совершенно другого отношения к своим. Это польский пример,
но Польша всегда страстно хотела быть и слыть Европой, Европой, Европой.
Осенью 1653 года польский король
Ян Казимир рвался разобраться с
Богданом Хмельницким,
хотя последний временно имел сильного союзника в лице крымского хана.
Когда поляки, казаки и крымцы сошлись на берегу Днестра у местечка
Жванец, оказалось, что крымский хан уже не союзник Хмельницкому: поляки
загодя сумели склонить хана к сепаратному миру. Но на каких условиях!
Хан порывает с Хмельницким — и в награду может на обратном пути грабить
всё, что ему вздумается, уводить с собой сколько угодно пленников. В
землях польской короны! До конца года крымцы невозбранно грабили
шляхетские дома («по самый Люблин») и увели в плен множество шляхты
обоего пола — это было им гораздо выгоднее, чем грабить бедных
малороссийских «хлопов».
Многие немецкие князья торговали своими подданными, поставляя пушечное мясо за границу. Король Саксонии
Фредерик Август I
(1670-1733), более известный как Август Сильный, очень любил фарфор и
был счастлив выменять у французского короля 150 фарфоровых предметов
(так называемый «кабинет») всего-то за два полка своей пехоты. Этот
пример любят приводить в доказательство того, как высоко ценился в
начале XVIII века фарфор, но почему-то никогда не приводят, чтобы
показать, насколько низко ценилась в Европе того времени человеческая
жизнь.
Согласно
Брокгаузу и
Ефрону (т. 16, с. 580), ландграф
Гессен-Кассельский Фридрих «впал
в долги, для покрытия которых продал Англии 17 тысяч человек своего
войска для войны с американскими колониями за 21 млн. талеров».
Точнее, он продал просто всё своё войско, больше ему было не наскрести:
население ландграфства уменьшилось от этой продажи на 8%. Подобную же
торговлю вели герцог
Брауншвейгский, ландграфы
Вальдеки,
Ганау,
Аншпах,
другие мелкие немецкие монархи. Немецкие солдаты из владений
западнонемецких княжеств покупались систематически также французским
правительством. В большом количестве немецких солдат закупала английская
Ост-Индская компания, используя их при завоевании Индии.
Почти за полтора века до этого, наоборот, англичане предлагали своё пушечное мясо. В июне 1646 года лорд
Страффорд и член парламента Флеминг говорили русскому посланнику в Лондоне
Герасиму Дохтурову: «Если
царскому величеству нужны будут служилые люди, то у парламента для
царского величества сколько угодно тысяч солдат готово будет тотчас».
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.