Прощение – это не то, что можно даровать. Прощение – это выбор и труд. Насколько глубоко вы можете зайти в прощении без вреда для себя?
Считается, что исцелиться от обиды можно только лишь простив обидчика и
себя. Но кто бы знал, сколько вреда натворил миф об обязательности прощения
врагов своих. Используя стремление
человека как можно быстрее избавиться от причиненной боли, мантры о прощении
загоняют его в пучину вины, стыда или гордыни.
В ситуации причинения вреда всегда есть две стороны: обидчик и его
жертва. И два варианта развития событий, при которых может быть восстановлено
равновесие и появляется возможность начать отношения с чистого листа: месть и
прощение. Есть и третий вариант – когда ни то, ни другое не возможно в силу
различных причин – консервирующий несправедливость и крайне токсичный для
участников драмы.
Инструменты мести разнятся: вендетта, правосудие, общественное
порицание. Результат одинаков – обидчику наносится вред, сопоставимый с вредом,
нанесенным жертве. Раскаяние обидчика не требуется. Единственное условие мести
– она не должна быть более жестокой, чем обида, иначе спираль насилия
раскручивается дальше.
Истинное прощение подразумевает компенсацию пострадавшему нанесенного
вреда. Его этапы таковы:
1) Отпускание жертвой страдания и негативных чувств, оставление их
бремени в прошлом. Этот этап состоит из двух процессов, не всегда совпадающих
во времени: отпускание боли, или вины, или стыда – чувств, направленных внутрь;
а также отпускание гнева, ненависти и ярости в адрес обидчика.
2) Помилование, обязательным условием которого является искупление
обидчиком своего поступка, компенсация причиненного вреда. Помилование ставит
точку в ситуации насилия и пострадавший больше не предъявляет обидчику
дополнительных требований.
3) Примирение как готовность к возобновлению отношений между жертвой и
обидчиком.
Прохождение всех этих этапов не обязательно, если пострадавший не желает
возобновлять отношения, и невозможно, если обидчик не считает искупление
необходимым. Даже отпускание негативных переживаний требует определенной
готовности и внутреннего ресурса. Особенно если нанесенный вред значителен.
К сожалению, поверье о том, что «надо уметь прощать» зачастую требует от
жертвы невозможного, а обидчику дает возможность избежать возмездия. Так,
некоторые считают, что попросить прощения достаточно, и неважно получат ли они
его. Другие чувствуют, что неспособны простить, и от этого ощущают себя
неполноценными, плохими. Третьи вообще не нуждаются в том, чтобы быть
прощенными. Есть и люди хронически не допускающие в сознание чувство обиды и от
этого легко раздающие прощения, не замечая насколько поверхностны в своей
гордыне.
Человек, подвергшийся насилию, пострадавший, обиженный больше всего
хочет избавиться от страданий. Однако когда прощение осуществляется не из
позиции свободы выбора («хочу – прощаю»), а из позиции вынужденности («должен»
себе, другим, Богу), он ощущает безысходность, его истинные чувства игнорируются.
Решение простить, как свободный выбор, позволяет человеку определить,
насколько полным будет его прощение: достаточно ли отпустить негатив или у него
существует потребность возобновить отношения с чистого листа. Желание обидчика
не может определять, будут ли восстановлены отношения.
Иногда прощение преждевременно, так как рана слишком глубока, и его
форсирование лишь принесет дополнительные страдания. Только сам человек может
почувствовать момент готовности к работе отпускания обиды.
Готовность отпустить появляется после того, как человек выработал
собственное отношение к случившемуся. Подсчитал и оплакал потери. Понял, с чем
придется жить дальше.
Не спешите прощать. Дайте себе время. Это ваше право.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.