Меня пригласили на конференцию на экономическом факультете МГУ, в
рамках ломоносовских торжеств. Разговор пойдёт об интеллекте –
интеллектуальной экономике, интеллекте, как факторе развития, экономике
знаний и т.п. Эта тема мне очень близка. Вот о чём я скажу на этом
чрезвычайно интеллектуальном собрании.
Невежество и мракобесие – мотор современного развития
Профессор Катасонов рассказал в ЛГ. Он любит задавать студентам такой
вопрос: «Что является главным ресурсом современной экономики?» Ответы
разные: нефть, деньги, знания. И всё мимо. «Главный ресурс современной
экономики, – торжественно возглашает профессор, – это дурак.
Ему можно впарить всё». Смех в зале. Забавно, правда? А на самом деле
это не шутка, а, как говаривал Остап Бендер, «медицинский факт». Мотором
современного развития являются невежество и мракобесие.
Остановим её и расспросим: Как дошла ты до жизни такой?
Человечество достигло максимума своей научно-технической мощи в 60-е
годы ХХ века. После этого ничего радикального в науке и технике не
произошло. Движущей силой этого развития была ракетно-ядерная гонка.
Символом и апофеозом научно-технической мощи был выход человека в
Космос. В это время научная профессия
была самой модной и престижной, бородатые физики были героями книг и
фильмов, их любили девушки, им подражали «юноши, обдумывающие житьё». Я
помню, насколько был моден Космос в моё детство – в 60-е годы. Мы знали
на память всех космонавтов, я, помнится, выпускала стенгазету с
заголовком, которым очень гордилась: «Новая веха космической эры –
радиограмма с далёкой Венеры».
Был огромный спрос на инженеров-физиков, математиков. Именно физик
был в те времена современной версией «добро молодца». Каждая эпоха
порождает свою версию героя нашего времени – так вот тогда это был
учёный-физик. Лучшие, умнейшие поступали матшколы, а потом в
какой-нибудь МИФИ или МФТИ. Очевидно: чтобы один стал мировым чемпионом,
тысячи должны начать играть в футбол в дворовой команде. Точно так и
чтобы один совершил мировое открытие, мириады должны выйти на старт:
прилично учить физику-математику, морщить лоб над задачкой из журнала
«Квант», стремиться к победе в районной олимпиаде. И все эти занятия
должны быть модными, уважаемыми, престижными. Так тогда и было. Быть умным считалось модно. В моё детство был альманах «Хочу всё знать!» – там писали по большей части о науке и технике. И дети в самом деле хотели это знать.
Уже в 70-е годы словно закончилось горючее в ракете, и она вышла на
баллистическую орбиту. Всё шло вроде по-прежнему, но шло по инерции,
душа мира ушла из этой сферы жизни. Напряжение ракетно-ядерной гонки
начало сходить на нет. Постепенно ядерные сверхдержавы перестали
взаправду бояться друг друга и ожидать друг от друга ядерного удара.
Страх стал скорее ритуальным: советской угрозой пугали избирателей и
конгрессменов в Америке, а «происками империализма» – в СССР. То есть
гонка вооружений продолжалась: большое дело вообще обладает колоссальной
инерцией, просто так его не остановишь: вон у нас советская жизнь до
сих пор не до конца развалилась. (Я имею в виду и техническую
инфраструктуру, и броделевские «структуры повседневности»).
Гонка вооружений продолжалась, но такого, чтоб министр обороны США
выбросился из окна с криком: «Русские идут!» – такого уже быть не могло.
Гонка вооружений со временем утратила свою пассионарность, стала делом
не боевым, а всё больше бюрократическим. Научно-технические требования
правительств к своим научным сообществам понижались. Политическое
руководство уже не говорило учёным, как тов. Берия тов. Королёву, сидя в
укрытии на атомном полигоне: «Если эта штука не взорвётся, я тебе
голову оторву!». Соответственно и научная профессия, оставаясь
по-прежнему престижной, всё более и более становилась просто одной из
профессий, не более того.
Из анналов истории нашей семьи. Отец и дядя моего мужа на рубеже в
начале 50-х годов поступили в институты: мой свёкор в Бауманский, а его
брат – в МГИМО. Так вот тот, кто поступил в Бауманский, считался в своём
окружении более удачливым и, так сказать, крутым, чем тот, кто поступил
в МГИМО. Уже в моё время, в 70-х годах, шкала престижа изменилась на
обратную. Проявлением этого нового духа оказалась знаменитая Разрядка
напряжённости, под знаком которой прошли 70-е годы. Всерьёз в военную
угрозу никто не верил, не строил бункеры в огороде, не запасался
противогазами. Тогда восторженные певцы Разрядки говорили, что это –
истинное окончание 2-й мировой войны, истинный переход к миру. Вполне
возможно, в духовном, психологическом смысле именно так и было.
Соответственно и мода на науку, на естественно-техническое знание, на
научный образ мышления – постепенно сходила на нет. Наука ведь не
способна развиваться на собственной основе, из себя. Задачи ей всегда
ставятся извне. В подавляющем большинстве случаев это задачи
совершенствования военной техники. Из себя научное сообщество способно
породить только то, что называется «удовлетворением собственного
любопытства за казённый счёт». В 60-70-е годы научный способ мышления
(т.е. вера в познаваемость мира, в эксперимент и логическую его
интерпретацию) всё больше уступала месту разного рода эзотерическим
знаниям, мистике, восточным учениям. Рационализм и свойственный науке
позитивизм стал активно расшатываться.
В Советском Союзе это официально не дозволялось, что только
подогревало интерес. Великий бытописатель советского общества Юрий
Трифонов запечатлел этот переход в своих «городских» повестях. Инженеры,
научные работники – герои его повестей – вдруг дружно впадают в
мистику, эзотерику, организуют спиритические сеансы. На Западе в это же
время распространилась мода на буддизм, йогу и т.п. учения, далёкие от рационализма
и научного подхода к действительности. Это было одной из предпосылок
того, что произошло дальше. Были и другие мощные предпосылки.
Жить стало лучше, жить стало веселей
Примерно в 60-е годы прогрессивное человечество настигла своеобразная
напасть. Примерно в 60-70-е годы в ведущих капиталистических странах
случилось то, чего оно, человечество, не знало с момента изгнания из
рая. То, что об этом никто не трубил и не трубит, лишний раз
подтверждает неоспоримое: и в своей маленькой жизни, и в общей жизни
человечества люди отслеживают пустяки, а большое и главное – даже не замечают. Так что же такое случилось?
Случилось страшное. Базовые бытовые потребности подавляющего большинства обывателей оказались удовлетворёнными.
Что значит: базовые? Это значит: естественные и разумные.
Потребности в достаточной и здоровой пище, в нормальной и даже не
лишённой определённой красоты одежде по сезону, в достаточно просторном и
гигиеничном жилье. У семьи завелись автомобили, бытовая техника.
Ещё в 50-е и в 60-е годы это было американской мечтой – мечтой в
смысле доступным далеко не всем. В Англии 50-х годов даже родилось такое
слово subtopia – склеенное из двух слов «suburb» (пригород) и «utopia»: мечта о собственном домике в пригороде, оснащённым всеми современными удобствами. Пару лет назад назад блогер Divov разместил в своём журнале интересный материал на эту тему. Это перевод фрагмента воспоминаний о жизни в Англии, в провинциальном шахтёрском городке рубежа 50-х и 60-х годов. Так вот там на весь городок была одна (!!!) ванная,
«удобства» у всех жителей были на дворе, содержимое ночных горшков к
утру покрывалось льдом, мама стирала в корыте, фрукты покупались только
когда кто-то заболевал, а цветы – когда умирал.
Так вот достаточный житейский комфорт и обеспеченность стали доступны
примерно двум третям населения в конце 60-х начале 70-х годов. С
напряжением, с изворотами, но – доступны. Речь, разумеется, идёт о
«золотом миллиарде». Прежде этого не было никогда в истории и нигде в
мире! До этого нормой жизни простолюдинов была бедность. И повседневная
напряжённая борьба за кусок хлеба. Так было во всех – подчёркиваю: всех!
– странах мира. Перечитайте под этим углом зрения реалистическую
литературу от Гюго и Диккенса до Ремарка и Драйзера, почитайте «Римские
рассказы» 50-х годов итальянского писателя Альберто Моравиа – и вам всё
станет ясно. И вот всё дивно изменилось. Нормальный, средний работающий
обыватель получил сносное жильё, оснащённое современными удобствами и
бытовой техникой, он стал прилично питаться, стал покупать новую одежду.
Мне доводилось беседовать с пожилыми европейцами, которые помнят этот
тектонический сдвиг, этот эпохальный переход, этот… даже и не знаю, как
его назвать, до того он эпохальный. Помню, один итальянец рассказывал,
как после войны у него была мечта: съесть большую тарелку щедро
сдобренных сливочным маслом макарон. А на излёте 60-х годов он вдруг
обнаружил, что «non mi manca niente» – дословно «у меня ничего
не отсутствует». А это ужасно! Что же получается? Человек отодвигает
тарелку и говорит: «Спасибо, я сыт»! Что же дальше?
Иными словами, модель развития, основанная на удовлетворении нормальных потребностей на заработанные людьми деньги, исчерпала себя.
У людей не было и не предвиделось ни роста наличных денег, ни роста
потребностей. Бизнес мог расти только с ростом населения, которое тоже
как назло прекратило рост в развитых странах.
Достоевский в «Подростке» пророчил. Наестся человек и спросит: а что
же дальше? Смысл ему жизни подавай. Или иные какие цели. Но в реальности
спросил не человек. Его опередили. Опередил глобальный
бизнес. Он первый спросил «Что дальше?» и первый нашёл ответ.
Капитализм не может существовать без экспансии. Глобальному бизнесу
нужны новые и новые рынки сбыта. И эти рынки были найдены. Они были
найдены не за морями (там уже было к тому времени нечего ловить), а в душах людей.
Капитализм начал уже не удовлетворять, а создавать всё новые, и новые потребности.
И триумфально их удовлетворять. Так, операторами сотовой связи создана
потребность непрерывно болтать по телефону, фармацевтическими
корпорациями – потребность постоянно глотать таблетки, фабрикантами
одежды – менять её чуть не каждый день и уж во всяком случае – каждый
сезон. Можно также создавать новые опасности – и защищать от них с
помощью соответствующих товаров. Защищают от всего: от перхоти, от
микробов в унитазе, от излучения сотового телефона. Как маркетолог могу
сказать, что на российском рынке лучше всего идёт модель «бегство от
опасности».
На первый план вышел маркетинг. Что такое маркетинг? В сущности, это учение о том, как впендюрить ненужное. То есть, как сделать так, чтобы ненужное показалось нужным, и его купили.
Почему маркетинга не было раньше, в ХIХ, положим, веке? Да потому,
что нужды в нём не было. Тогда производились нужные товары и
удовлетворялись реальные потребности. А когда нужно
стало выдумывать потребности ложные – вот тогда и понадобился маркетинг.
Такова же роль тотальной рекламы. Маркетологи испытывают
профессиональную гордость: мы не удовлетворяем потребности – мы их создаём. Это в самом деле так.
Для того чтобы люди покупали что попало, разумные доводы отменили.
Поскольку речь идёт о навязанных и ложных потребностях – рационально
обсуждать их опасно. Очень легко может оказаться, что они – ложные, а
то, о чём, говорят, не существует в природе и вообще не может
существовать в силу законов природы. Навязывание потребностей происходит
строго на эмоциональном уровне. Реклама апеллирует к эмоциям – это более низкий пласт психики, чем разум. Ниже эмоций – только инстинкты. Сегодня реклама всё больше апеллирует прямо к ним.
Для того, чтобы процесс шёл бодрее, необходимо устранить препятствие в
виде рационального сознания, привычек критического мышления и научных
знаний, распространённых в массах. Очень хорошо, что эти привычки и
знания стали расшатываться ещё на предыдущем этапе. Всё это мешает
глобальной экспансии капитализма! Это мешает продавать горы ненужных и пустых вещей.
Вообще, включать критическое и рациональное мышление сегодня – не требуется. Это не модно, не современно, не trendy.
С.Г. Кара-Мурза постоянно говорит о манипуляции сознанием (собственно,
одноимённая книжка и принесла ему известность). Это не совсем так.
Глобальный капитализм замахивается на задачу более амбициозную, чем
манипуляция сознанием. Манипуляция сознанием – это всё-таки точечное жульничество, разовая подтасовка.
А сейчас речь идёт о глобальном формировании идеального потребителя,
полностью лишённого рационального сознания и научных знаний о мире.
Известный философ Александр Зиновьев верно сказал, что идеальный
потребитель – это что-то вроде трубы, в которую с одного конца
закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку.
Кто такой идеальный потребитель? Это абсолютно невежественный, жизнерадостный придурок,
живущий элементарными эмоциями и жаждой новизны. Можно сказать, не
придурок, а деликатнее – шестилетний ребёнок. Но если в тридцать лет у
тебя психика шестилетнего – ты всё рано придурок, как
ни деликатничай. У него гладкая, не обезображенная лишними мыслями
физиономия, обритая бритвой «жилет», белозубая улыбка, обработанная
соответствующей зубной пастой. Он бодр, позитивен, динамичен и всегда
готов. Потреблять. Что именно? Что скажут – то и будет. На то он и
идеальный потребитель.
Он не будет ныть: «А на что мне новый айфон, когда я старый-то не
освоил? И вообще мне это не надо». Ему должно быть надо – всё. Схватив
новую игрушку, он должен немедленно бросать прежнюю. Он должен постоянно
перекусывать, испытывая «райское наслаждение» и при этом героически
бороться с лишним весом. И при этом не замечать идиотизма своего
поведения. Он должен постоянно болтать по телефону, и при этом
исступлённо экономить на услугах сотовой связи. Он должен (это уже
скорее – она) непрерывно защищать своих близких от микробов, что
вообще-то совершенно не требуется и даже вредно. И главное, он должен верить – верить всему, что ему скажут, не требуя доказательств.
Вообще, самый феномен рационального доказательства, который когда-то
был большим достижением античной цивилизации, и с тех пор неразрывен с
мыслящим человечеством, на глазах угасает и грозит исчезнуть. Люди уже
не испытывают в нём потребности.
СМИ – виртуальный «остров дураков»
Для воспитания позитивного гедониста – идеального потребителя,
который непрерывно радует себя покупками, обжирается и при этом активно
худеет, не замечая нелепости своего поведения, необходима повседневная
целенаправленная работа по оболваниванию масс. Главнейшую роль в этом деле играет телевидение, как наиболее потребляемое СМИ, но этим дело не ограничивается…