Автор остроумно и увлекательно рассказывает о примитивном, детском мышлении, которое нам привили за годы демократической оккупации. Но это только часть правды. В действительности всё обстоит не совсем
«Мы не философы, у нас зарплата не та», – говорил колхозник Глеб Капустин из рассказа Шукшина «Срезал».
Наши начальники
тоже не философы. По-настоящему государственной мысли никто ни на каких
уровнях не придаёт никакого серьёзного значения. Государственным людям
это кажется фитюлькой, пустой игрой ума.
Началось такое отношение не вчера: последним руководителем, который
придавал значение, притом важнейшее, государственной мысли, был тов.
Сталин. Он, как передают, говорил: «Нам без теории смерть!». Как в воду
глядел Генералиссимус. После него государственная мысль существовала в
чисто ритуальной форме: ну, полагается при благоучреждённом правлении
иметь всяких там философов-политологов – ну их и держат. Вроде как
вазочка на буфете или картинка на стенке – положено так, а вообще-то
можно и обойтись.
Серьёзного значения плодам их умствований начальники не придают, а уж
самим этим делом заниматься – упаси, Боже: есть дела и поважней. При
советской власти это были пятилетки, посевы, обмолоты, выплавки и
запуски, сегодня – разруливание финансовых потоков. И всё в режиме
«здесь и сейчас». Это всякие там Каддафи сочиняли свои «зелёные книги» (на что обратил моё внимание один из читателей), а нашим – некогда.
Общее обезмысливание государственной жизни гармонирует с
постмодернистской «глобальной песочницей». Свою роль тут играет и наша
российская историческая традиция – нелюбовь к мысли и даже боязнь её.
Недаром все наши социологические и политические учения – импортные,
заёмные. Об этом век назад много писал Николай Бердяев.
Русские, в том числе и интеллигенты, любят и ценят только простые мысли,
одноходовки. (Социализм хорош – капитализм плох. Капитализм – хорош,
социализм плох. Всё зло в КПСС, долой шестую статью Конституции! Частная
собственность – всегда прекрасна! Частная собственность оказалась
ужасна!). То есть, общая атмосфера государственного безмыслия, царящая в
мире, усиливается нашей домашней традицией умственной лености. Я всегда
говорила, что мы – страна мирового гротеска.
Малое значение, которое придаётся государственной мысли, проявляется
ещё вот в чём. Спичрайтерши первых лиц – тётеньки. Мы, русские, ещё не
так сильно заморочены политкорректностью, как западные люди: на ключевых
(взаправду, ключевых) постах у нас всё-таки мужики. А тут всё дамочки.
Значит, дело это – для блондинок. Так оно – возможно,
неосознанно – ощущается. Всякие там сказительницы, пленённые Гари
Потером, поэтессы – шут их разберёт. Кстати, та разлитая в воздухе
атмосфера всеобщего бабства нашей государственной жизни, вероятно,
отсюда. Впрочем, это тоже гармонирует со стилем постмодерна.
Дребезги мира
Главнейшее отличие сознания бытового, не затронутого образованием (я
говорю о фактическом образовании, а не о дипломах вузов любой степени
престижности) от сознания этим самым образованием затронутого, состоит
вот в чём. Сознание простого человека – несистемно. Это
значит, что простой человек может включать в число своих идей, мнений,
убеждений (которым он чаще всего горячо привержен; сомнение – не его
конёк) одновременно некое утверждение и отрицание этого утверждения. И
такое положение его совершенно не беспокоит, не тревожит и не создаёт ни
малейшего умственного дискомфорта. Он просто этого разнотыка не
замечает. Вроде как на рекламе сигарет: на одной картинке «Райское
наслаждение» и «Куренье – смерть!».
Вообще, сознание простого человека не стремится к картине мира, в
которой все её элементы связаны между собой и взаимно обусловлены, т.е.
образуют систему. Такое сознание – это сознание научное
и свойственно оно людям, затронутым образованием. Это некое
искусственное создание: первородный дикарь, «естественный человек» (тот
самый, которому Руссо приписывал все добродетели), так вот естественный
человек таким сознанием не обладает. Это создание
хрупкое: если его не поддерживать, не обучать новые поколения такому
мышлению, немедленно начнёт торжествовать мышление простое,
естественное. Вот его повседневный образчик: «Уберите мусор, но не
сжигайте его: я не желаю дышать диоксином. Я вообще-то курю, но это к
делу не относится, это моё неотъемлемое право человека».
Системное мышление – это большое культурное
достижение человечества. Оно помогло человечеству совершить его
впечатляющее восхождение. Да не просто помогло, а, возможно, оказало на
это восхождение определяющее воздействие. Но как всякая культура – оно
хрупко и легко забивается торжествующей «натурой». Что-то вроде
породистых растений или животных. Которые требуют ухода, прополки,
кормёжки, иначе они гибнут. Или превращаются в непородистых. Так и с
культурными навыками.
Мир образованного человека – это система, где все элементы связаны и взаимообусловлены.
Мир «естественного человека» – это россыпь цветных стёклышек, столь высоко когда-то ценимых дикарями. Поднял одно, повертел другое…
Современное образование сегодня дрейфует в сторону дикарской модели
мышления. Называют эту модель по-разному: клиповое сознание, мозаичное
мышление, а суть одна – цветные стёклышки. Её не надо
насаждать, как не требуется насаждать лопух под забором: сам вырастет.
Так и дикарское фрагментарное сознание. Если не насаждать иное –
вырастет само. А в наши дни ему ещё и помогают: вместо нудной
физики-химии всякие занятности, которые в прежнее время печатались в
календарях под рубрикой «Знаете ли вы, что…». Физика без формул,
английский – без грамматики – вот идеал, к которому следует стремиться. И
он уже во многом достигнут. Из Германии пишут: в некоторых школах в
виде опыта детей не учат… писать. Сразу сажают за клавиатуру.
С.Г. Кара-Мурза считает, что мозаичное образование на Западе
характерно для школ для народа, а школы для элиты воспитывают системное
сознание. Не знаю. О западной школе знаю лишь из бесед с западными
родителями. Но что наша государственная мысль основана на навыках
дикарского – клипового – сознания – это факт. Откуда я знаю? А всё
оттуда же – из открытых источников. Из фактов повседневной жизни. По
делам их легко узнаются люди мозаичного мышления.
Вся наша государственная мысль – сплошные цветные стёклышки: поднял,
повертел, бросил, поднял следующее… При клиповом мышлении нет единой
картины мира. Только осколки. Дребезги. Хватаемся за то, за это; что
главное, что второстепенное – непонятно. И то сказать, как осколок может
быть главным?
Когда-то Ленин учил: надо определить главное звено в цепи.
Схватившись за него, можно вытянуть всю цепь. Эту мысль в старые времена
так часто повторяли, что она стала казаться скучным трюизмом. А что, не
так, что ли? Большевики с малыми, почти что отсутствующими ресурсами
достигали выдающихся результатов. Сегодняшние правители, купаясь в
ресурсах, – не могут достичь ни-че-го. Потому что деятельностью всегда
руководит мысль. Какая мысль – такие и результаты…
Системное мышление даёт возможность отличать важное от неважного,
главное от второстепенного. Клиповое мышление – как детская или
средневековая картинка, где отсутствует перспектива. Субординация
ценностей отсутствует: каждый осколок равен любому другому. Все предметы
одного роста. При таком подходе нельзя даже сказать, что мы-де жертвует
второстепенным в пользу главного и важного. Нет больше главного.
Главное – всё. А значит – ничего. Военные равны байкерам, спортивные
игрища для инвалидов равны развитию тяжёлой промышленности – эти осколки
ничем не отличаются друг от друга.
Утверждение и отрицание мирно уживаются в голове простого человека. И государственного тоже.
Не хватает денег на народное образование. Настолько не хватает, что
всё время норовят выкрутить руки родителям и заставить платить. При этом
ввели 11-й класс! Это сколько ж человеко-часов? А если к прямым
затратам присовокупить упущенную выгоду от неработы всех этих
одиннадцатиклассников в течение года – жуткое дело получится! Так у нас
не хватает денег или их избыток, девать некуда? Или это просто разные
стекляшки? Разные дребезги мира…
У нас есть безработица, с которой надлежит бороться. Оно и понятно: раз есть безработица
– значит должна быть и борьба с безработицей. Так полагается в
благоустроенном государстве. Пособия платятся, центры занятости
содержатся, то, сё. Но при этом надлежит считать непреложным фактом: мы
не можем жить без гастарбайтеров. Не проще было бы
привлечь к труду собственных бездельников и тунеядцев? Не-е-т, это никак
невозможно: нельзя насильно привлекать к труду, это противоречит
международной конвенции и демократическим принципам. Догматическая
привязанность к каким-то слоганам – это тоже детское мышление, о чём чуть ниже.
Так у нас избыток или недостаток
рабочей силы? Человек цивилизованной мысли непременно задал бы этот
вопрос. И не просто б задал, а доискался бы до ответа. Дикарь не
испытывает интеллектуального дискомфорта от такой умственной раскоряки:
это просто разные стёклышки – безработица и гастарбайтеры, Бог с ними.
Или ещё вот. Объявлено: Великая Победа – наше всё. Главное событие в
нашей истории, да здравствуют ветераны, позор фальсификаторам, спасибо
деду за Победу. При этом тов. Сталин, который был Верховным
Главнокомандующим в этой войне – плохой, бяка. Настолько бяка, что даже
поместить его портрет на бок троллейбуса на день Победы – очень спорная и
подозрительная инициатива, непозволительное вольномыслие, граничащее с
нелояльностью. Человек, обременённый логикой, рассудит так. Это
простейший силлогизм, в учебниках логики обычно приводится такой: «Все
люди смертны. Сократ – человек, значит, Сократ смертен». Так и тут: та
война – наше всё. Сталин командовал той войной. Значит, и Сталин – наше
всё. Но дикарскому сознанию – всё нипочём. Война войной, а Сталин –
Сталиным. Это разные дребезги.
Примеры каждый может привести свои. Например, такой. Все согласны: у
нас была замечательная советская наука и советская школа, которой мы по
праву гордились. Это один осколок. А вот другой: её надо немедленно
реформировать. Ну что тут скажешь?
Скоро сказка сказывается…
Пели когда-то «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» Вдоволь
настебались над этими словами в Перестройку. И то сказать, с
большевиками нам не по дороге: сегодня у нас наблюдается обратное
движение – от были к сказке. Мы все во главе с мужьями разума и совета
движемся к сказке, а иные уже там и живут. Приехали, в общем.
Даже больше, чем в сказке, живём мы, дорогие товарищи! В сказке надо
поцеловать чудовище – и получится прекрасный принц. А в нашей сказке и
этого труда не требуется – целовать там, наклоняться, радикулит ещё
прострелит… У нас достаточно – переменить название. Назвать чудовище
прекрасным принцем – и поверить, что оно от этого станет прекрасным
принцем. Была ужасная милиция – стала прекрасная полиция.
И целовать никого не надо, потому что, знаете, целоваться с ментами…
м-да, охотников много не сыщешь. Главное – крепко верить и непременно
«жить в отрезке сегодняшнего дня». Потому что в отрезке дня вчерашнего
уже была такая конфузная оказия – переименование ГАИ и ГИБДД. И
прекрасного принца не получилось. Но об этом тс-с-с… – нам тут негатива
не надо, мыслите позитивно.
Это ж настоящая сказка! Вернее – колдовство.
«Пикапу-трикапу-скорики-морики – явитесь передо мной летучие обезьяны!»
Бабушка пошептала – и всё прошло. Вот на какой версте исторической
дороги находится наше – государственное! – мышление.
«За детство счастливое наше спасибо, родная страна!»
Сказка идёт рука об руку с детством. С детством человечества или
просто с детством. Глобальная песочница, в которой мы живём, – это
детство. В которое мы впали вместе в нашими вождями. Господствующий
образ мышления очень напоминает сознание шестилетнего ребёнка.
Безусловно, дошкольника. Потому что школа с её нудными обязанностями и
непреодолимыми ограничениями – разрушает эту светлую сказку. Недаром
знакомые говорят родителям, которые рано отправляют ребёнка в школу:
«Дай ты ему ещё годок пожить в детстве!» Сейчас о детстве можно не
беспокоиться. Мы все в нём живём.
Шестилетка – он как? Схватил одну игрушку, потом другую, дольше
десяти минут ни на чём не сосредотачивается. Чуть увидал что новенькое –
подхватился и побежал. И неважно – лягушка это или электронная
стрелялка, или книжка какая-нибудь. Вопрос «зачем?» – не его вопрос.
Нету у него никаких зачемов – просто весело, прикольно, ноги сами несут
от одного приключения к другому. И в нашей песочнице такая же история.
Вдруг трах-бах! – расширение Москвы. Тут и колдовством попахивает:
если назвать поля и перелески Москвой – они волшебным образом
переменятся и станут Москвой. Как это будет практически
выглядеть? Да какая разница! Вы ещё по-старпёрски спросите, как будет
решаться такая правовая коллизия: в Москве нет частной собственности на
землю, а в Замкадье – есть. Так что же – у разных земель в Москве будет
разный правовой режим? Или отменят частную собственность на
присоединённых территориях? Но такие нудные вопросы – не для сказки;
как-нибудь обойдётся. Ну, постановленьице какое-нибудь примем,
переименуем что-нибудь во что-нибудь, и дело в шляпе.
А может, вообще как-нибудь вся эта кутерьма рассосётся, как
рассосалось уже множество разных суетливых начинаний. Вот с год назад
балабонили, что-де из неперспективных городов будут свозить народишко в
какие-то там «кластеры» по два, не то три миллиона душ. Что-то такое
обосновывали, народу объясняли, что это-де мировой тренд – и что же?
Отменили? Да нет, как-то позабыли в суете. Новая игрушка завелась, новое
стёклышко мелькнуло. Краси-и-ивенькое…
Я уже писала, что в мышлении современного человека нет никаких
ограничений: ни физических, ни химических, даже и арифметических-то уже
почти нет. Чудо чудное, когда десятью хлебами сто тыщ человек – это нам
раз плюнуть. Тут образ мышления народа и начальства трогательно едины:
«Вышли мы все из народа, дети семьи трудовой».
Всем дадут денег: и военным, и штатским, и пенсионерам, и матерям, и
чиновников не забудут, и учителям подкинут, и ведущим разных там
драмкружков – вот как далеко зашла государственная забота. И всё это ни в
коем случае не приведёт к инфляции. Ну, ни за что! А почему? Потому что
мы живём – в сказке! Это глупые коммуняки в прежнее время запрещали
повышать зарплату больше, чем рост производительности труда –
представляете, до какой нудьги люди способны докатиться в тоталитарном
обществе? Нет, не зря их сковырнули, поделом. А сейчас – всё позитивно и
беспрепятственно. Ну, разве что одного Кудрина убрали, который небось
разводил своё бухгалтерское занудство про «нет денег». Вот теперь его
самого нет. Впрочем, насчёт Кудрина – моё предположение, не более того.
Так и хочется сказать старым добрым лозунгом: «Народ и партия –
едины!» Понятно, надеюсь, какая партия. Народ и партия едины в своём
детсадовском мышлении. А мышление определяет действие. Или бездействие.
Словом, то, что в уголовном праве объединено термином «деяние».
«Нельзя за флажки!»
Беспрепятственность мысли распространяется на объективные законы
мира. Они нам, действительно, не помеха. «Если только захочу – гору с
места сворочу!»
Но у каждого ребёнка есть что-то такое, чего он боится – бука какая-нибудь, зяка-закоряка. Почему этого
надо бояться – неизвестно, но так положено. Бука вовсе не коренится в
объективном мире – она чистая придумка. У наших начальников это разного
рода европейские каноны «вольности и прав», которые никак нельзя
нарушить. Ну, нельзя – и всё тут. Почему? Потому что бука. Нельзя
насильно заставить трудиться тунеядцев, нельзя нарушить права наркоманов
законно разрушать своё здоровье, даже сопливую школоту нельзя
принудительно проверить на наркотики – это опять-таки нарушит какие-то
там права.
Эти права человека – типичная бука детского сознания. Хитрые западные манипуляторы
десятилетиями овиновачивали нас этими правами, пока, наконец, не
достигли своего: мы овиноватились. Этот процесс шёл рука об руку с общим
упадком духа и сознания. И теперь мы готовы соблюдать какие-то там права уродов,
хотя бы и ценой собственной гибели. Как же – вдруг нас куда-то не
примут или откуда-то выгонят? Откуда выгонят? Наверное, из того
«европейского дома», о котором грезил Горбачёв. Что мы там и не были
сроду – ну, это пустяки. Всё равно Европа останется для России всеобщей
«княгиней Марьей Алексеевной», как заметил больше ста лет назад
Данилевский в широко популярной когда-то книге «Россия и Запад».
Долго ли может просуществовать наша песочница? Думаю, не слишком. И
чем веселее праздник жизни, чем позитивнее мышление, чем ярче цветные
стеклышки – тем дальше полетят дребезги. Не те, весёлые, о которых я писала. Другие – гораздо хуже.
И тогда нам поневоле придётся обрести прямой и суровый взгляд на
вещи. Это очень трудно – прямой взгляд. Современный человек привык иметь
взгляд кривой, уклончивый, вихляющийся. Ему хочется дёшево вывернуться.
Но вряд ли это удастся. Всем, по крайней мере, точно не удастся.
Автор – domestic_lynx
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.