Борьба с еврейским наследием во Львове
Строительные работы в центре Львова могут привести к уничтожению уникальной синагоги XIX века. Львовскому Обществу еврейской культуры не позволяют выступить в местных СМИ. Пожалуйста, помогите распространить эту информацию!!!
Львовские евреи нуждаются в поддержке, так имеется реальная угроза разрушения их последнего пристанища. https://www.youtube.com/watch?v=j8k-wWf9Las
Чуть более года прошло с тех пор, как на сайтах газеты «Секрет»
(16.05.2011), «Хадашот», а также на ресурсе «Jewish.ru» была
опубликована моя статья «Юденфрай» в охранной зоне Юнеско" о том, как в
городе Львове, в древнейшем еврейском квартале Восточной Европы с 1382
г., с разрешения городских властей строится современная гостиница на
месте разрушенной древней иешивы с 1590 г,. и в притык к руинам синагоги
«Золотая Роза» с 1582 г.
Перед началом чемпионата Европы по футболу, «ЕВРО-2012», часть матчей
которого должны были состоятся во Львове, местные разрушители вынуждены
были слегка умерить свой «строительный» пыл. Игры «ЕВРО-2012»
закончились и обнаглевшие от безнаказанности чиновники задумали
разрушить следующий еврейский памятник, одну из двух чудом уцелевших
львовских синагог «Хидушим или Якоб Гланзер шул» (1840-1843 гг.
постройки), расположенную на старинном Краковском предместье Львова.
Чтоб читателям было понятно о чём идёт речь немного углубимся в историю.
После завоевания польским королём Казимиром в 1340 г.
Галицко-Волынского княжества и Львова, по королевскому указу центр
главного города Галиции перенесли южнее, в сторону латинского квартала.
Вокруг нового города в XIV- XV веках возвели мощные крепостные стены, а
княжеский Львов превратился в Краковское предместье, на котором издавна
жили евреи.
Новый город, получивший в 1356 г. Магдебургское право, был заселён
немецкими колонистами, переехавшими во Львов вместе с евреями. Таким
образом, во Львове с XIV-го века вплоть до 1756 г. существовали две
еврейские общины, одна в укреплённом городе, а вторая осталась на
Краковском предместье. Жарким летом 1624 г. предместье сгорело вместе с
еврейским кварталом. Королевский привилегий 1627 г. разрешал евреям
отстроить новую улицу от площади Старый Рынок до реки Полтвы, на
территории так называемого «Познанского двора», которым с 1462 г.
владела еврейская семья Мошковичей.
В центре квартала в 1632 г. была построена новая синагога. Главная улица
возле синагоги, называлась Божничая (от божница-синагога, пол.). С
севера, параллельно Божничей находится улица Старозаконная (от
старозаконный-еврейский, пол.). С юга улица, примыкавшая к Большой
предместской синагоге и к Краковскому базару, называлась Овощной. Их
пересекают улочки: Цибульная, Гусиная, Зерновая, Весёлая, Банная,
Ломанная, Угольная и др.
Перед 2-ой мировой войной в этом районе, на площади в 1,5 квадратных километра находилось 8 больших синагог и 4 поменьше:
1. Синагога «Мефаршей га-ам ор га-яшир», ул. Князя Льва, №3, с 1842 г.
2. Прогрессистская синагога «Темпль», пл. Старый Рынок, №14, с 1846 г.
3. Большая синагога Краковского предместья, ул. Божничая, №16 (ныне Санская), с 1632 г.
4. Синагога «Матан Бесейтер», ул. Божничая, №7, с 1907 г.
5. Бейт Гамидраш Краковского предместья, ул. Божничая, №5, с 1793 г.
6. Синагога «Бейт Хасидим», ул. Божничая, №4, с 1791 г.
7. Синагога «Бейт Лехем», ул. Старозаконная, №10, (ныне Мстислава Удалого), с 1912 г.
8. Синагога «Ор Шемеш», ул. Медовая, №3, с 1842, 1903 гг.
9. Синагога «Ковэа Этим ле- Тора», ул. Шпитальная, №4, с 1877 г.
10. Синагога «Шаарит Иегуда или Куликовер клойз», ул. Жолкевская, №25 (ныне Б. Хмельницкого), с 1910 г.
11. Синагога «Шевет Ахим», ул. Байсера, №1 (ныне Мосяжная), с 1891 г.
12. Синагога «Хидушим или Якоб Гланзер шул», ул. Угольная, №3, с 1843 г.
После войны осталось лишь одна синагога «Хидушим или Якоб Гланзер шул»
на ул. Угольной. Она уцелела лишь потому, что выходила фасадом на
базарную площадь св. Теодора, и использовалась в качестве конюшни и
склада. В 1944 г. в ней возродилась еврейская жизнь. Синагога на ул.
Угольной до её закрытия в апреле 1962 г., была единственной действующей в
Галиции. Еврейская община была распущена по навету КГБ, а здание
синагоги передано спортивной кафедре Львовского полиграфического
института. В 1989 г. синагога на ул. Угольной была возвращена Обществу
еврейской культуры им. Шолом-Алейхема (основано 30.09.1988). Более
подробно ознакомиться с историей 170-ти летней синагоги можно здесь:
www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Gelston1.php
Именно это последнее пристанище для нескольких сотен львовских евреев и
стало объектом современной атаки львовских властей. На официальном
портале Львовского горсовета размещён протокол общественных слушаний
проекта строительства торгово-офисного комплекса на участке, находящемся
на ул. М. Удалого, №5
(http://www.city-adm.lviv.ua/adm/public-hearings/1032-protokol-gromadskih-sluhan-projektu-mistobudivnoji-dokumentaciji-roztashuvanna-torgovo-ofisnogo-kompleksu-po-vul-mstislava-udatnogo-5-u-m-lvovi).
В одном из пунктов представленного проекта говориться: «Участок, на
котором планируется строительство, расположен в исторической ареале
Львова. Рядом расположена синагога, охранное растояние до которой
составляет 50 м».
Этим сообщением Львовский горсовет вводит в заблуждение общественность,
поскольку земельные работы уже соприкасаются с фундаментами синагоги.
Утверждения Общества еврейской культуры о том, что активные строительные
работы способны превести к разрушению исторической синагоги не лешены
оснований, поскольку в 2009 г. ураган сорвал с неё крышу. Бывшие
львовяне в Израиле и США организовали сбор средств, и в 2010 году крыша
на синагоге была отремонтирована. Однако, львовские дожди сильно
повредили внутреннее убранство синагоги на Угольной, из-за чего она в
настоящее время находится в аварийном состоянии. Львовски власти не
пожелали выделять средств на восстановление этого памятника истории и
культуры.
Опасения львовских евреев основаны также на историческом прецеденте. В
декабре 1924 г. руководство еврейской общины Львова, встревоженное
появлением многочисленных трещин на фасаде Большой синагоги Краковского
предместья созвали комиссию из известных архитекторов того времени:
Бориса Чачкеса, Фердинанда Касслера, Генрика Сальвера и Леопольда
Райсса. Обследовав синагогу, комиссия пришла к выводу, что из-за
углубления русла реки Полтвы, текущей через еврейский квартал, и взятия
её в канализационный коллектор в 1913 году, грунтовые воды также ушли в
глубь, что вызвало оседание фундаментов синагоги. Хотя опасности
обрушения не было, рекомендовалось вести наблюдение за уровнем грунтовых
вод, чтоб их исчезновение не привело к более серьёзным последствиям.
Если кто-то сомневается в правдивости этого рассказа, пусть обратится к
документам Львовского исторического архива (ф.701, оп.3, д.553, л.115).
Соседний с синагогой дом №5, расположенный на углу улиц М. Удалого (быв.
Старозаконная) и Угольной, в непосредственной близости которого
возводится торгово-офисный комплекс, также связан с историей львовских
евреев. В нём перед 2-ой мировой войной находилась управа известной
религиозной организации "
Агудат Исраэль" Восточной Галиции и иешива (высшая духовная школа) "
Мицватей Ор Тора".
Данная информация, как и предыдущая подтверждается историческим
документами Львовского областного архива (ф.2, оп.2, д.4957; ф.110,
оп.1, д.939).
В упомянутом выше протоколе общественных слушаний горсовета далее
говорится, что вместе с торгово-офисным комплексом предполагается
строительство обширного подземного паркинга от проспекта В. Черновола
(быв. ул. Полтвянная, т. е. у самого русла реки Полтвы), через ул. М.
Удалого до пл. св. Теодора. Именно в центре вышеназваного участка и
находится старинная синагога на ул. Угольной.
Возникает вопрос, может быть во Львове нет другого места для
строительства торгово-офисного центра кроме, как возле синагоги «Якоб
Гланзер шул»? В том то и дело, что восточная сторона пр. В. Черновола от
пересечения с ул. Городоцкой до вышеупомянутого участка на ул. М.
Удалого, №5, на расстоянии в сотни метров не застроена, поскольку во
время расширения проспекта в 1960-ые гг. был снесён целый ряд старинных
зданий.
Неподалёку, в районе бывшего Краковского рынка в конце 1980-ых гг.
совместным украино-австрийским предприятием было задумано возведение
новой гостиницы. Во период подготовки нового сторительства, городские
власти опять разрушили с десяток домов еврейского квартала Краковского
предместья, после чего историческая улица Овощная перестала
существовать. Вышеупомянутое совместное предприятие «неожиданно»
обанкротилось и работы остановились на нулевом цикле. Казалось бы,
следуя элементарной логике следовало прежде достроить начатое более
20-ти лет назад здание и оборудовать в нём торгово-офисный комплекс.
Вместо этого, в начале нового тысячелетия на месте злополучного
«нулевого цикла» разместили розлогий вещевой рынок «Народна торгівля»,
торги которого осуществляются прямо на руинах Большой синагоги
Краковского предместья (с 1632 г.).
О какой логике может идти речь, когда конечной целью т. н.
«строительной» политики львовских властей является уничтожение последних
следов еврейского пребывания во Львове. Еще в период описания еврейских
памятников Галиции, при сравнении их состояния с еврейским наследием в
соседних странах Восточной Европы, я неоднократно задавался вопросами,
почему в 1940-ые гг. остались нетронутыми еврейские кварталы Кракова и
Праги, и в них ныне не возводят гостиниц и торговых центров с подземными
паркингами? Почему находящиеся там синагоги XV-XVIII-го веков никто не
разрушал, ведь Польша и Чехословакия тоже были оккупированны нацистской
Германией и в них убивали евреев? Почему во Львове, в исторической части
города десятки синагог были сровняны с землёй?
Неутешительный вывод заключается том, что без активного местного участия
немецкие оккупанты никогда бы не достигли столь значительных успехов в
области антиеврейского вандализма. С начала 2-ой мировой войны прошло 7
десятилетий, сменилось 3 поколения львовян. Неизменным остается лишь
вандализм по отношению к еврейским памятникам Львова, вне зависимости от
того, кто руководит городом. В настоящее время львовские власти
осуществляют уничтожение еврейского наследия под видом нового
строительства, забывая о том, что на чужой беде счастья не построишь.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.