Неправильная оценка политиками собственных сил и возможностей всегда играет с ними злую шутку. Поясню, что я имею в виду, на примере случая с германским императором Генрихом IV, произошедшим в 1077-м году.
Суть в следующем: Генрих переоценил свои силы и повздорил с Папой римским, Григорием VII. А Папа тоже не будь дураком, взял, да и отлучил Генриха от Церкви. Возникла ситуация: еретик и враг Церкви оказался правителем католиков. Император получил статус чужеродного элемента. Общество начало отторгать еретика. Власть Генриха IV стала улетучиваться с бешеной скоростью. Становилось понятно – оппозиция не упустит своего шанса. Народные и дворцовые волнения дышали энергией протеста. Впереди маячил если не костер, то изгнание.
У Генриха была армия, друзья, народ плюс ресурсы. Но армия была католической. Командиры ее тоже были католиками. Друзья и ресурсные люди тоже были католиками. Купцы, ремесленники и крестьяне тоже католики. Все были католиками. Это создавало атмосферу, выдавливающую вчерашнего императора в небытие.
Оппозиция уже праздновала победу. Было очевидно, недостатка ни в ресурсах, ни в людях не будет. Привлечь ресурсы и поднять народ за святое дело, кроме всего прочего сулившее громадные выгоды, не представлялось трудным. Генрих это прекрасно понимал. Оппозиция тоже.
Германский император, надо отдать ему должное, быстро оценил сложность ситуации. Он понял корень проблемы, - статус еретика. Остальное не имело значения. Развитие ситуации зависело только от статуса. Если еретик, - сценарий один. Если католик, - другой.
Спасение утопающих дело рук самих утопающих. Буквально на следующий день после того, как император понял необходимость вернуться в лоно Церкви, он делает парадоксальный ход. Пока оппозиция празднует победу, Генрих с супругой и детьми скачет к замку Папы в Каноссе. Там переодевается в рубище и трое суток стоит на коленях. Ведет себя, как положено кающемуся еретику.
Такого хода не ожидал никто. По канонам Церкви кающийся еретик, принесший покаяние по всем правилам, должен быть прощен. Здесь уже Папа попадает в интересное положение. Нарушение канонов по отношению к императору чревато даже для Папы. Тем более, что, оппозиция есть у всех, в том числе и у Папы. Во-вторых, игнорировать покаяние такой фигуры - значит, создать прецедент, который непонятно как мог отразиться на положении Церкви. Сумма обстоятельств вынуждает Григория VII простить Генриха IV. Обвинение в ереси снимается. Блудный сын возвращается в лоно Церкви.
Далее император возвращается в Германию и спокойно разбирается с оппозицией, преждевременно поделившей к тому времени посты и портфели. Разобраться с мятежниками в новой ситуации было уже делом техники.
Генрих в рубище сокрушил своих врагов и на всю жизнь запомнил: власть не в пушках и деньгах. Власть в доверии подданных. Ему повезло, что он во время сумел понять, что иногда в критической ситуации полезно отказаться от многого, чтобы потом вернуть всё.
Я описал этот случай, потому что вспомнил выборы 2010 года и поведение Юлии Тимошенко. Она тоже переоценила свои возможности, но в отличие о Генриха не сумела вовремя принять правильное решение.
А оно было в следующем - снять свою кандидатуру и призвать своих сторонников голосовать за наиболее рейтингового политика из оранжевого лагеря, за того, у кого были РЕАЛЬНЫЕ шансы на победу. Ведь было ясно, что любому другому, кроме Тимошенко, Янукович во втором туре бы проиграл.
У самой Юли реальных шансов на победу не было, не смотря на премьерский ресурс. У неё к тому времени был самый высокий отрицательный рейтинг. Она потеряла доверие людей тем, что развалила оранжевую команду и всячески подставляла своего бывшего патрона. При этом доходило до абсурда, премьер хихикает над шутками чужого премьера над собственным президентом... Такого позора люди не понимают и не прощают.
Для того, чтобы вернуть доверие и выйти из статуса стервы, идущей к власти по трупам, нужно было принимать экстраординарные решения, подобно тому, какое принял Генрих. Однако гордыня не позволила Юле отдать голоса своих сторонников, например, Яценюку, в обмен на обещание места премьера в будущем правительстве. В результате Юля сейчас в тюрьме, а Яценюк с призрачными шансами на победу. Максимум, что светит Яценюку - это должность главы одной из фракций в парламенте... А Юле не светит вообще ничего...