Сумской «локомотив»: от станции «Дружба» до станции «Межрайонная интеграция»

07 грудня 2012, 23:05
Власник сторінки
журналист
0

Еженедельник 2000 — Держава — Ресурсы «2000» наблюдали, как слоган «низы не могут, а верхи не хотят» преобразовывался в «низы могут, хотя верхи не очень хотят»


Научно-практическая конференция, проведение которой инициировали экс-сумчанин, проживающий в Киеве, политтехнолог Владимир Руденко, кандидат экономических наук из Сум Валерий Борзунов совместно с Ассоциацией «Содружество» (президент — Сергей Синченко) и Ассоциацией делового сотрудничества «Киев—Пекин» (председатель — академик Украинской Академии наук Юрий Сенюк), собрала в Сумах несколько десятков участников из ряда регионов Украины, гостей из России, представителей сумской интеллигенции и бизнеса, общественных организаций Сумщины, в том числе инициативной группы «Украинского выбора».

Политический подтекст отсутствовал: проблемы устойчивого развития Украины и регионов в условиях глобализации и интеграции обсуждали те, кого сейчас принято называть «гражданским обществом». «2000» наблюдали, как слоган «низы не могут, а верхи не хотят» преобразовывался в «низы могут, хотя верхи не очень хотят».

Из истории приграничных еврозон

Пока на Печерских холмах предпринимают отчаянные попытки присесть одновременно на два стула, приграничные регионы пытаются «оживить» так называемую межрайонную экономическую интеграцию.

Эффективная реализация приоритетных направлений приграничного сотрудничества возможна с привлечением потенциала еврорегионов. Наличие в такой структуре общих органов управления позволяет согласовывать вопросы трудовой миграции, расширять контакты в образовательной, туристической, культурной и других сферах на программной основе.

На сегодня вдоль российско-украинской сухопутной границы завершается формирование целостной системы еврорегионов. Уже функционируют «Днепр», «Слобожанщина», «Ярославна» и «Донбасс», продолжается правовое оформление еврорегиона «Азов».

В рамках российско-украинских еврорегионов созданы междепутатские группы сотрудничества с участием Белгородской областной думы и Харьковского облсовета, Курской областной думы и Сумского облсовета. Принято решение о совместной работе Донецкой, Луганской и Ростовской областей над программой оздоровления бассейна реки Северский Донец; согласован вопрос о проекте создания зон сервисных услуг в местах пунктов пропуска с целью обеспечения нормальных условий для граждан, пересекающих российско-украинскую границу.

Одним из наиболее значимых достижений в рамках еврорегиона является открытие 6 местных пунктов пропуска, упрощение порядка пересечения границы, отмена оформления миграционной карты. А за 5 лет количество предприятий, осуществляющих экспортно-импортные операции с обеих сторон, выросло с 20 до 50. Вдвое увеличен внешнеторговый оборот между регионами, который сейчас составляет $46 млн. Доля Сумской области во внешнеторговом обороте Курского региона с Украиной по итогам 2011 г. составила 7%, а по итогам 9 месяцев 2012 г. увеличилась до 12%.

Три сотни километров содружества

8 северо-восточных районов Сумской области (Великописаревский, Краснопольский, Сумской, Белопольский, Путивльский, Глуховский, Середино-Будский и Ямпольский) граничат с тремя областями Российской Федерации: Белгородской, Курской и Брянской. Это — 300 км государственной границы. По количеству населения области примерно одинаковы. Вот только в соседнем регионе бизнес, власть и общество — партнеры. У нас же эти три составляющие функционируют автономно, не только не помогая друг другу, но и устраивая локальные войны.

...Огромное поле разделено грунтовой дорогой, символизирующей российско-украинскую границу. На обоих участках засеяны озимые. На русском поле урожай 64 ц с га, на украинском — 31 ц. Чернозем — один и тот же. Погодные условия — тоже. Тогда в чем причина?

Участники научно-практической конференции в Сумах (слева направо) Юрий Сенюк, Владимир Руденко, Валерий Борзунов, Николай Бирченко, Сергей Синченко

«Если бы хватило моего уровня, я бы все давно решил»

Николай Бирченко — экс-глава Краснопольской райадминистрации Сумской области. Год назад вышел на пенсию, сейчас — депутат райсовета. На примере Краснопольского и Великописаревского районов, граничащих с Белгородской областью (из 28 пунктов пропуска пересечения границы на эти два района приходится 16 таких объектов), объясняет нюансы «межрайонной интеграции».

— Николай Викторович, как понять: одно поле, но у россиян урожай вдвое выше?

— Наши аграрии испытывают постоянный дефицит оборотного финансового ресурса для приобретения высокотехнологической техники для обработки земли. Это не позволяет в оптимальные технологические сроки обработать поля. По этой же причине они не могут в оптимальные сроки внести удобрения. Я сравнивал уборочную технику в районах Белгородской области с нашей — небо и земля! Потери наших комбайнов — «Дон» и «Нива» — огромные, до 30%! Это один из факторов, влияющий на снижение урожайности.

— При так называемой региональной интеграции сумские аграрии смогли бы добиться таких же результатов? Белгород Сумам поможет?

— Конечно, поможет. Все было бы на взаимовыгодных условиях! Какой бы ни был высокий агротехнический уровень развития агропромышленного комплекса Белгородской области, зерновые компании, работающие в этих районах, с учетом того, что они создают кормовую базу для свиноводства и птицеводства, обеспечивают регион зерном только на 34%. 66% завозят из других регионов России. Почему бы нам на расстоянии 40—60 км не выращивать эти зерновые? И не дожидаясь, пока их закупят украинские зернотрейдеры, сразу же, на стадии планирования, допустим, следующего маркетингового года, расписать это взаимное сотрудничество. К тому же российские фирмы могут и финансировать, и кредитовать. Поля ведь рядом! Для нас — это гарантия финансирования в период недостачи оборотного ресурса и гарантированная реализация. На территории Краснопольского района есть железнодорожная ветка, село Пушкарное вообще в 3 км от границы, Краснополье — в 24 км. Оборудовать зерновой элеватор, накапливать зерно и — торговать!

— Действительно, транспортная составляющая — дорогое удовольствие, а здесь — минимальные расстояния.

— Самая большая насыщенность населенных пунктов — по линии границы. Поэтому в области я начинал пилотный проект с этих двух районов...

— И какова судьба проекта?

— Будучи главой района, я имел свои наработки. Но в России и на Украине разные законы о местном самоуправлении, разные налоговые и бюджетные кодексы, разные уровни и методы финансирования... Как подтянуть наши районы до уровня развития белгородских, чтобы наши территории были привлекательны не только как сырьевая база? Как развить наш АПК до уровня российского, чтобы мы были им интересны как партнеры? Как интегрировать деятельность нашего малого, среднего агропромышленного бизнеса так, чтобы это было взаимовыгодно?

Только сейчас, на конференции, мы наконец-то нашли правильный и аргументированный подход. Академики, философы, политологи и экономисты доказали, что ситуативный подход к решению подобных вопросов обречен на провал. Положительный результат возможен только через научную проработку ситуации, профессиональную аналитику, выработку конкретных решений, подготовку кадров. Только так можно поднять экономический и социальный уровень приграничных районов Сумщины. Надеюсь, в кратчайшее время эта разработка будет готова, мы приложим к этому максимум усилий.

— Но опираться на «верха» все-таки придется?

— Придется. Вот есть межправительственное соглашение по организации местных пунктов пропуска по пересечению границы. Печально, но с украинской стороны все выглядит без конкретной цели на будущее. А если нет такой цели — нет планов развития! В приграничье Белгородской области обустроены отличные переходы, развита инженерная инфраструктура, каждый населенный пункт, максимально приближенный к границе, имеет хорошие пути сообщения.

У нас же этого нет. На территории Краснопольского и Великописаревского районов около 250 км автодорог, третью часть которых надо заново прокладывать, а остальные — капитально ремонтировать. Необходимы немалые капиталовложения. Конечно, российская сторона этого делать не станет. Поэтому нужен выход не только на областной уровень, но и на правительственный. Руководству Украины в первую очередь необходимо обратить внимание на то, что без решения данного вопроса дальнейшее продвижение сотрудничества будет малоэффективным...

— У других приграничных областей тоже есть свои проблемы. Ваш регион, насколько я знаю, дружит с соседями более активно.

— Белгородский губернатор Евгений Савченко — своеобразный человек. Такие уникумы рождаются, возможно, раз в сто лет. К сожалению, наше экономическое сотрудничество как раз подпало под действие законов России и Украины, которые не позволили работать более тесно. Эти вопросы поднимал не только я — поднимали и наши бизнесмены. Но они не решены и по сей день!

4 года мы проводим Миропольскую ярмарку, на которую соседние районы России приглашаем в качестве и гостей, и участников. Но законы наших стран не позволяют свободно пересечь границу даже с выставочными товарами! Эту ярмарку мы только возрождаем и хотели бы, чтобы в ней активное участие принимали и белорусы, и россияне. Получилось так, что даже итальянцы привезли товар, а россияне, живущие рядом, не могут! Считаю, этот вопрос при желании можно было бы решить. И если бы хватило моего уровня, я бы все давно решил. Наш Краснопольский район принимал участие в Коренской ярмарке (Курская область). Там было представлено 35 стран, и мы даже стали лауреатами. Но с каким трудом удалось решить «пограничный» вопрос!

На сегодня структура взаимоотношений четырехступенчатая: бизнес-отношения — отношения двух районов — отношения областей — межправительственные взаимоотношения. Для успешного результата все эти уровни должны работать сплоченно, а межуровневых препятствий быть не должно!

— Что принципиально нового предлагает Сумщина для ускорения местных интеграционных процессов?

— Без глубокого анализа рынков приграничных районов с обеих сторон скоропалительных решений принимать не будем. Мы вырабатываем конкретные задачи по развитию приграничных территорий и методы совместной деятельности с россиянами. Уверен, Россия откликнется.

— Теперь очередь за гражданским обществом?

— Да, за обычными людьми. Горько осознавать, что после развала СССР Россия почему-то сумела сохранить то лучшее, что было, а Украина растеряла по пути все... Но день начинается с востока, а заканчивается на западе. С рассветом нужно повернуть голову в сторону России — мы ведь связаны пуповиной! Был вчера в селе, разделенном границей пополам: во времена СССР это был один населенный пункт. Вместе шли и россияне, и украинцы — потребность в дружбе и общении у простых людей выше, чем у руководства. И если у нас везде декларируется, что власть работает для людей, то ей в первую очередь необходимо

услышать, чего же хотят эти люди. И сделать так, чтобы им было хорошо! Уверен, начиная с тесных общений муниципальных образований и наших сельсоветов, мы можем в самые краткие сроки перейти к тому, что такое сотрудничество даст пользу на межгосударственном уровне. Ведь аграрии, крестьяне — самые мудрые люди, у них мудрость идет от земли...

Стратеги и стратегии

Экономист Сумского филиала МАУП Валерий Борзунов, кандидат экономических наук, проанализировал проблемы выбора стратегии регионального развития Украины на примере Сумщины. В Сумской области, как и во всех областях Украины, есть сугубо декларативная программа развития до 2015 г. — набор инвестиционных и бизнес-проектов, которые не подкреплены никакими финансовыми возможностями. И реализуется она буквально на 5—10%. «Проекты рассчитаны на то, что сюда должен прийти какой-то мощный инвестиционный капитал. Только никакой серьезный капитал сюда не придет! Ресурсная база Сумской области — сахарная свекла. Но за 20 лет мы уничтожили 18 сахарных заводов! Кластерные системы расписаны, есть программы под сахарную промышленность, но заводов-то уже нет!» — отметил экономист.

— Валерий Иванович, готовы ли сами регионы, в частности Сумщина, к созданию самодостаточной модели управления?

— Нет. Финансовые ресурсы распределяются наверху. Это — коррупционная модель, требующая выбивания денег. И потом — в регионах в принципе невозможно создать какую-то новую систему, не осуществив базовые реформы по Украине в целом. Нужна совершенно другая налоговая система. Необходимо, чтобы бюджет формировался снизу вверх, а не наоборот. Нужно создавать совершенно другую систему социальной помощи и пенсионных выплат, поскольку солидарная система не решит проблему пенсионного обеспечения — надо переходить на накопительную. Плюс еще ряд реформ, не решив которые на общегосударственном уровне, реформировать регионы бесполезно. Кроме того, Украина наконец должна определиться с позиционированием страны. Иначе мы просто превратимся в сырьевой придаток и в поставщика дешевой рабочей силы.

— Судя по всему, эффективность так называемой межрайонной интеграции ряда украинских областей, граничащих с Россией, тормозится во властных кабинетах?

— На мой взгляд, здесь проблема в самом главном: руководство ряда областей — это временщики, цель которых — просидеть в кресле год-два. А за такой период никакие стратегические реформы провести невозможно — они ведь рассчитаны на десятки лет! Плюс ко всему система откатов и коррупции заставляет их работать на благо личных или корпоративных интересов. Поэтому, кто бы ни руководил областью, при таком подходе систему соразвития создать невозможно. И если мы не решим проблемы тотальной коррупции и теневой экономики, никакие приграничные зоны работать не будут!

— К областным руководителям обращались с предложениями на эту тему?

— Конечно! Направляли и озвучивали много предложений и в облсовет, и в ОГА.И даже обсуждали их. Чиновники говорят: все отлично! Но потом все откладывается. И так было не раз! А в неофициальных беседах нам говорят, мол, вы же прекрасно понимаете, что у нас задачи другие, и если я буду этим заниматься, то меня завтра уволят!

Сумы берут инициативу

Участники конференции приняли резолюцию, согласно которой Сумщина принимает вектор ЕврАзЭС и совместного развития со странами Таможенного союза.

В условиях глобализации мировой экономики слабые национальные экономики больше не в состоянии обеспечить устойчивое развитие самостоятельно и должны всячески содействовать вхождению в международные, межрегиональные и региональные союзы.

По итогам конференции создан координационный совет устойчивого развития Сумщины с высокими статусными полномочиями и участием наиболее компетентных специалистов всех трех общественных секторов. Главная цель — разработка стратегии устойчивого духовного, экономического, социального и экологического развития Сумского региона. В основе подобной стратегии будет собственная научная модель и социальная сеть устойчивого развития. Уже создана специализированная рабочая группа, в ближайшей перспективе — создание Института регионального развития. Разрабатывается технико-экономическое обоснование перехода к земельному устройству Украины и созданию особых приграничных экономических зон. Первоочередная задача — определение локомотивных инвестиционных и бизнес-проектов, реализация которых позволит выйти на принцип самодостаточности региона. Соответствующие документы уже направлены в Кабмин, Сумской облсовет, Совет общественных организаций при Сумской ОГА и областной Совет предпринимателей и промышленников.

«Люди, изъявившие желание участвовать в данном мероприятии, не заангажированы, они не зависят от политсил. У нас есть своя собственная позиция, — пояснил «2000» политолог Владимир Руденко. — Это не заученные фразы, это — глубокий и системный анализ прошлого и настоящего и прагматичное проектирование будущего. Важно понимать, что делать дальше, как сделать так, чтобы процесс имел продолжение в конкретных действиях. Конечно, нужен диалог, обмен мнениями. Но важно не превратиться в говорунов, а найти людей, способных мыслить не шаблонно. Такие люди в области есть. Уверен, что именно Сумская область станет локомотивом в продвижении российско-украинского экономического сотрудничества».

Итак, механизм запущен. Как делать и что делать, на Сумщине знают. Но «дает ли таможня добро»? Можно ли обойти «политическую волю»? Нужно. Как это сделать? Это и есть задача гражданского общества.

Ведь надежда всегда есть. А чтобы были «темпы такими, как хотелось бы», возможно, стоит прислушаться к сумским общественникам? И дабы не стоять не месте, лелея «надежду на конструктивное сотрудничество», активизировать это самое сотрудничество с приграничных регионов?

Данная статья вышла в выпуске №49 (633) 7 — 13 декабря 2012 г.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.