(выступление И.Д. Фарион в ХНУ им. В.Н. Каразина 08.04.2013)
Когда я шел на мероприятие, прикидывал, как оно будет организовано, кто и как будет его вести, и какие могут возникнуть проблемы? На стенде объявление, совершенно не похожее на распространяемое в Интернете. Обратил на это внимание проректора, находившегося рядом. Он пояснил, что Университет действует в соответствии полученным письмом (наверняка существует норма, предписывающая госучреждениям оказывать депутатам всестороннюю помощь). Текст “объявы” гласил: «Встреча с народными депутатами Фарион и Швайкой. А также: презентация книги...». Тем самым, мухи (депутаты) были четко отделены от котлет (духовной пищи). Но не так сталось, як гадалось (планувалось)...
Когда, опаздывая на несколько минут, я подошел к находящейся на 10-м этаже аудитории «Большая химическая», из нее вышли два проректора (по учебной и по научной работе). Я смекнул, что они открыли мероприятие и передали бразды правления гостям. Ректор благоразумно отсутствовал, чем изящно сохранил равноудаленность между властью и оппозицией.
За столом президиума возвышался Швайка (галантно ухаживавший за гостьей, но не проронивший ни слова о своей депутатской работе) и горбился свободовец, доцент катедри українознавства Микола Зубков. Последний клацал по клавишам ноутбука, чередуя на экране картинки. Периодически – видать от волнения – он попадал не туда, и появлялось не то, что ожидалось докладчицей.
Какое-то время я не мог сориентироваться, что происходит, и чуть было не утоп в потоке фарионосознания. Вместо изложения видения общественно-политической ситуации и рассказа о деятельности в Комитете по образованию и науке, слушателям было предложено следовать за причудливыми извивами мысли ученой дамы, а в еще большей степени, за вспышками ее эмоций.
Стало ясно, что нардепы объегорили приглашенных и руководство ХНУ, подменив объявленную повестку дня.
В аудитории, фактически, разворачивалась презентация. Но не книги (выяснилось, что это переиздание), а саморобных плакатов на мовную тематику. Фарион радостно растекалась мыслею по плакатам. Она добросовестно называла имена творцов «шедевров», вспоминала обстоятельства их создания. Мне вспомнились чьи-то ремарки, что и ее занятия со студентами проходят подобным образом. Не исключено, что глубиной причиной этого является неуверенность Ирины Дмитриевны в собственном «слове» и потребность подкрепить его визуальным воздействием.
Составлявшие большинство присутствующих студенты и преподаватели филологического факультета ничего нового для себя почерпнуть не могли – звучали одни банальности. Научная составляющая, вообще, отсутствовала. Кандидат филологических наук вдохновенно коверкала слова русского языка и издевалась над его носителями.
Больше всего ее беспокоили окончания фамилий. По мнению политика, все фамилии, заканчивающиеся на –ов (например, Борзенков), следует подвергнуть вивисекции с тем, чтобы они получили окончание –о (по типу: Борзенко).
Блюститель языковой нормы, частенько сама высказывалась на грани фола. Пытаясь заигрывать со студенческой аудиторией, обращалась к молодежному жаргону.
Больше всего действо напоминало лекцию по линии общества «Знание» (более подходящее название – «Одурманивание»), а еще точнее, политчас в группе лиц с неполным умственным развитием.
Докладчица активно использовала домашние заготовки: дважды с выражением произнесла «Азиров», трижды упомянула парламентский «террариум»...
Недостаток содержательности гастролерша компенсировала исполнительским мастерством: синтезируя экзальтацию и жестикуляцию, ложный пафос и искреннюю ненависть. Преданные поклонники тащились от такого шоу!
Нужно признать, что в «докладе» Фарион нашлась некая интеллектуальная изюминка – метафора Мартина Хайдегерра: «язык – дом бытия». Напомним, что это один из крупнейших философов XX века, биография которого, впрочем, не без коричневых пятен. До самого окончания Второй мировой войны он оставался членом НСДАП, пользовался нацистской риторикой. Суд подтвердил сознательную поддержку мыслителем фашистского режима. Указанный выше образ органичен Ирине Дмитриевне, ведь реальная среда обитания ее не интересует – ни протекающие крыши, ни разбитые дороги, ни отравленные водоемы (и это при том, что она мажоритарщик)! Рецепт счастья по Фарион – перестройка жилища по ее планировке и использование всеми ее родного языка.
Не вспоминая о депутатской работе, гостья не забывала пиарить родную партию (нарушая тем самым, положение о деполитизации и департизации университета). Как-то туманно говорилось о том, что нужно ставить перед собой реальные задачи – если нельзя изменить ситуацию вокруг, то нужно сосредоточиться на себе. Ни слова не было сказано за «злочинну владу». Главная же вина наших олигархов усматривалась в их неправильных национальностях. Зато ненависти к коммунистам Фарион скрыть не могла. Описывая конфликт из-за языка в Комитете по образованию, она не снизошла до того, чтобы назвать по имени-фамилии своего оппонента!
Когда дошло до вопросов, стало ясно, что записки оглашены не будут. Но и на устные выступления, как правило, давался от ворот поворот: «Я не маю намiра вам це пояснювати», «Я таким не вiдповiдаю» (интересно, где проходит граница между «такими» и «не такими»?), «Якщо ви – етничний укранець, це ваша проблема, а не моя»... Я все время тянул руку, но ее не замечали.
Позже мне рассказали, что входя в аудиторию, Фарион приветствовала присутствующих словами: «Слава Украине!» Однако, не все отреагировали на националистическое приветствие (остались сидеть молча). В результате, аудитория сразу же была расколота на «своих» и «чужих». И в течение всего выступления Фарион стралась этот раскол усугубить.
Опоздавшего на пару минут, меня угораздило сесть в гущу «украинофобов». Понятно, что я был сразу был внесен в черный список.
Неожиданно гостья оборвала общение с публикой под предлогом «графика работы». Я инстинктивно – но достаточно громко – выразил удивление и предложил ей рассказать о своей работе на посту председателя подкомитета по высшему образованию. На это депутат ответила вопросом на вопрос: «Ви за мене голосували?» Подобная реакция чрезвычайно характерна и демонстрирует двуличие политика. С одной стороны, Фарион занимает пост, единый на всю страну . С другой, считает, что обязана отчитываться лишь перед своими избирателями. Тем самым, она признает, что не является слугой всего народа! В итоге, она гастролирует по стране, сея безумное, злобное, желчное.
Материалы по теме
08.04 Фарион и букет с колючками вопросов от харьковчан
http://www.youtube.com/watch?v=dMqT4IJ6vMo
Ірина Фаріон: "Найпотужніша влада – це влада часу, а все решта – відносне, минуще, плитке і часом грайливе"
http://www.svoboda.org.ua/diyalnist/novyny/038178/
Фарион рассказала в Харькове о языке политиков
http://kharkov.comments.ua/news/2013/04/08/182049.html
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.