Украинский социокультурный мир в контексте евроинтеграции

29 вересня 2013, 20:02
Власник сторінки
0
384
Украинский социокультурный мир в контексте евроинтеграции

Каждый социальный строй (т.е., прежде всего, структура общества) является материализацией или объективизацией, по своему образу и подобию, всех тех кто участвует в нём




В условиях построения правового государства и гражданского общества правовое образование и формирование правового сознания и самосознания приобретают всё большую актуальность. Но их приобретение и усваиваемость возможны лишь в контексте естественного (ментального) восприятия правовых норм при помощи национальной культуры и как неотъемлемой её части - литературы. В этом контексте значительный интерес представляет современная украинская культура и в частности литература. Отражение в ней правовых аспектов, через призму которых прослеживаются политико-правовые взгляды народа. Чем могут похвастаться украинцы?

Задекларированный Украиной европейский выбор, в той или иной степени определяет как её внутренние социокультурные трансформации так и векторы внешней политики. В своей действительности осуществление этого выбора является масштабной и многогранной задачей, решение которой зависит не только от политической воли и последовательности выполнения указаний евроструктур, но и от осознания украинцами её социокультурного измерения. На сколько оно совместимо с национальным украинским. Дело в том, что вся евроинтеграционная деятельность Украины преимущественно разворачивается в политической, правовой и экономической плоскостях, культурная же составляющая этого процесса остаётся в значительной степени в тени. Именно от культурной составляющей зависят политическая, правовая и экономическая плоскости украинцев. От ментальности. Не всегда принимается во внимание тот факт, что любые социально-политические действия разворачиваются в конкретно имеющихся, а не в желаемых культурных контекстах. Какой же конкретно имеющийся украинский национальный социокультурный контекст сегодня, накануне подписания Ассоциации и соглашения о ЗСТ? Когда украинцы и Запад заговорили о евроинтеграционных процессах по отношению к Украине и её сегодняшнему социокультурному миру.

«Каждый социальный строй (т.е., прежде всего, структура общества) является материализацией или объективизацией, по своему образу и подобию, всех тех кто участвует в нём»
(С) Профессор Кембриджского университета Л.Гринфельд 

То есть, если упростить, вы имеете тот социальный и политический строй, который заслужили.

Не являются исключением и интеграционные процессы. Как реальность нашего времени, они осуществляются людьми, которые являются носителями опредёленной культуры, в которой запечатлён соответствующий способ коллективного бытия и индивидуального существования в мире и который закреплён в соответствующих ментальных структурах. В демократическом, «открытом» обществе в центре таких процессов находится человеческая личность с присущими ей системой культурных ценностей, ориентаций, идеалов и ментальностьюПоэтому успешная реализация евроинтеграционных стремлений зависит от того, каковы культурные «измерения» носителей этой ментальности. Указанное свидетельствует, что евроинтеграционные процессы, которые по своей сути должны определить историческую судьбу всего украинского народа, не могут осуществляться без учета его социокультурных особенностей. Каковы они сегодня? Что читают украинцы? Какая сегодня у них национальная литература? Что представляет сегодняшняя национальная украинская наука? Каков национальный кинематограф? Что они говорят миру на своём национальном языке? Какова у них политическая и социальная культура? 

Поэтому социокультурная аналитика евроинтеграционных стремлений Украины выступает как важная и в теоретическом и в практическом плане задача. Поэтому рассмотрение этой проблемы предполагает прежде всего выяснение социокультурных характеристик Европы и Украины. Их сопоставление. Имеются ли хоть какие-нибудь точки соприкосновения принципов Европы как социокультурной системы и социокультурных особенностей Украины. 

Значительная часть современного украинского политикума, на долю которого выпало решать исторически судьбоносную для Украины задачу, исходит из того, что Украина априори европейское государство.)) Чего в этом больше: романтической декларации желаний или не осознание того, что Европа, это определённое уже сложившееся социокультурное единство. Это веками сложившийся образ. Именно в этой плоскости лежат наибольшие проблемы. А ни в плоскости политической воли, соответствии правовых стандартов и экономических реформам. Поскольку они сами находятся в зависимости от первого. Европа в стремлениях украинского политикума и значительного количества населения, воспринимается как нечто совершенно устойчивое, к которому следует прийти, а там все сложится само собой, достаточно лишь иметь желание. Но вы не берёте во внимание, что Европа как социокультурная целостность, это не продукт политических усилий последних лет. Формирование ее уходит своими корнями в глубины веков. И между вашими социокультурными мирами сегодня вековая пропасть. У вас по сути не существует целостного социокультурного украинского мира. Вы не читаете книги, а те кто читает - любовные романы "Донцовых" и российские криминальные детективы. Ваши кинорежиссёры и актёры уезжают в Россию, чтобы потом вернуться назад к вам и делать русскоязычное кино на российские деньги. Ваша национальная литература не нужна за рубежом, она там просто не интересна. У вас нет ни одного национального автора, книжки которого читала бы вся Украина, от Чопа до Луганска. У вас нет национальных научных исследований и открытий мирового масштаба. У вас даже нет национальной солидарности. 

Порядок, ум и действия -это те исходные принципы, которые в своей глубинной сути определяли и определяют особенности бытия европейского человека, который только в действиях чувствует свою причастность бытию. «В Деянии начало бытия!» - эта патетическая фраза Фауста является своеобразным кредо европейского способа бытия. Что же касается Украины, то её становление и развитие как культурной и государственной целостности состояло довольно драматично. Последний факт в значительной степени сказывается на существенных социокультурных различиях в ориентации различных регионов страны во время независимого государственного существования. Всё это значительно усложняет евроинтеграционные усилия Украины, а главной проблемой, возникающей в этой ситуации, проблема социокультурной идентичности как на индивидуально-личностном уровне, так и на уровне общенациональном. Перспективы интеграции Украины в европейское сообщество как социокультурной самобытности органически связаны с решением именно этой проблемы. От её решения будет зависеть и то, на каких цивилизационных началах состоится эта интеграция. В то же время со всей откровенностью следует констатировать, что Украина находится в ситуации кризиса социокультурной идентичности. 

Несоответствие критериев в национальном социокультурном пространстве, как коллективной так и индивидуальной идентичности, существующему положению вещей в Европе может иметь далеко идущие негативные последствия. Всё это делает идентичность, не только теоретически, но и практически важной проблемой цивилизационного выбора Украины. Определяя социокультурные особенности Украины, следует исходить из тех исторических реалий, в которых они формировались. 

Мир не любит слабых и неуверенных в себе. При этом следует иметь в виду, что Украины как самостоятельной и самодостаточной социокультурной целостности не существует.


Що ви, б’ючи поклони,

З братами дієте… Закони 

Катами  писані за вас,

            То вам байдуже, в добрий час …

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.