Президент России Владимир Путин заслуживает наивысшей медали Украины. За последние несколько месяцев он сделал больше для её европейской интеграции, чем любой украинский политик на протяжении последних 22 лет. Он остановил бесцельный дрейф Украины, укрепил её элиты, дал им импульс на Запад и мобилизовал европейских политиков. Никогда раньше Украина не была так близка к подписанию Ассоциации и соглашения ЗСТ с Европейским Союзом, что по сути является важным шагом на пути к членству в ЕС.
На недавно прошедшей Ялтинской конференции европейской стратегии, которая проходила в Ливадийском дворце, где Черчилль, Рузвельт и Сталин поделили карту Европы почти 70 лет назад, геополитика развернулась в реальном времени и Украина была в самом центре. "Украина находится на последнем круге, поэтому она должна удвоить свои усилия и закончить работу ... мы сделали это, так что и вы сможете", сказал Радек Сикорский, министр иностранных дел Польши.
Присутствие европейских и американских тяжеловесов, таких как Билл и Хиллари Клинтон, контрастирует с отсутствием русских дипломатов. Кремль представлял Сергей Глазьев, националистически настроенный экономический советник Путина, намеренно произносивший провокационные речи, состоящие из завуалированных оскорблений в сторону Украины и Европы, а также содержавшие предупреждения: действительно ли Европа хочет брать страну на грани дефолта? Это была прекрасная иллюстрация Кремлём «мягкой силы», предназначенная для того, чтобы загнать Украину в возглавляемый Россией Евразийский Tаможенный Cоюз, но на самом деле, послужившая достижению противоположного.
Тактика Кремля попахивает отчаянием. До недавнего времени считалось, что из-за длительного пребывания в тюрьме экс-премьер-министра Юлии Тимошенко, ЕС не подпишет соглашение с её тюремщиком, Президентом Украины Виктором Януковичем. Однако, говорят, что несколько месяцев назад г-н Путин получил доклад развед-службы, в котором сообщается, что г-жа Тимошенко больше не является безопасным препятствием на пути соглашений, и на это больше не следует опираться.
План Кремля предполагал "оказывать давление со всех сторон, создавая ощущение неизбежности для соединения [в Таможенный Союз] как способ выживания для правящей элиты". Был ли план реальным или нет, но последовали действия: украинские конфеты, сделанные бывшим министром Петром Порошенко, были запрещены на основании "Здоровья и безопасности". Нарушен импорт украинских труб, сделанных другим олигархом - Виктором Пинчуком. Но украинские олигархи не дрогнули.
До сих пор разрозненная и склочная украинская элита сплотилась вокруг Президента. Оппозиция согласились поддержать Януковича в Парламенте, чтобы принять законы, требуемые ЕС в качестве предварительного условия для подписания соглашения, в том числе о судебной реформе. Ни один из этих законов сейчас не отвечает действительным потребностям украинцев.
Янукович не претерпел внезапного обращения к европейским ценностям демократии и честной игры. Как и большинство политического класса Украины, он действует исходя из краткосрочных интересов и, кажется, больше озабочен своей властью и богатством, чем будущим страны. Но эти причины не делают его желание подписать соглашение об Ассоциации с Европой менее реальным.
Накануне президентских выборов в 2015 году экономика страны балансирует на грани банкротства, в значительной степени в результате тотальной коррупции и отсутствия необходимых реформ. Янукович нуждается либо в российских деньгах (являющиеся по сути ценником вступления в Таможенный Союз) либо в соглашении об Ассоциации с ЕС, которое расчищает путь для кредитов от МВФ. Соглашение с ЕС, кажется ему меньшим из двух зол.
"Янукович не хочет делиться своей добычей, которой является вся Украина, со своим северным соседом", говорит Юлия Мостовая, редактор влиятельного еженедельника "Зеркало недели". Это также является предметом его гордости. У главного вожака собачьей стаи, форма правления которого напоминает вождя клана, в частности, это стиль правления г-на Януковича, уже аллергия на постоянное проявление признаков презрения г-ном Путиным и его окружением, которые считают его ренегатом и провинциальным жлобом.
Украинские олигархи также имеют свои причины иметь в своём запасе потенциал европейской интеграции Украины. Они видят в этом не только защиту от поглощения большим российским бизнесом, но, что более важно, защиту от самого Януковича. Сделав свои состояния в хаотичной и беззаконной приватизации 1990-х годов, они в настоящее время ищут верховенства закона и права собственности. Потенциальная потеря рынка в России может нанести им тяжёлый удар, но это также даст им толчок к модернизации своего бизнеса.
Тем не менее, нет также никакой гарантии, что соглашение об Ассоциации на самом деле будет подписано в следующем месяце. Янукович не любит действовать под давлением и у него, кажется, почти иррациональный страх перед миссис Тимошенко. Существует риск того, что он пребывает в иллюзии, что требования об освобождении г-жи Тимошенко только на словах, что это только болтовня о правах человека и, что сделка будет подписана ЕС не смотря ни на что.
Однако, между членами ЕС имеются различные взгляды на ситуацию. Для Скандинавии, Прибалтики и особенно для Польши, чьё будущее было решено в Ялте в 1945 году, изъятие Украины из сферы влияния России, как и для всего ЕС является предметом экзистенциальной важности. С другой стороны, Франция и Испания могут тихо порадоваться, если сделка провалится. Но, как уже стало традицией, окончательное решение нас ждёт у Ангелы Меркель в Германии. Тем не менее, никто не нуждается в соглашении об Ассоциации так, как сами украинцы. Как говорит г-жа Мостовая, страна с мягким скелетом нуждается в жесткой внешней оболочке, чтобы выжить.
Я не во всём согласен со сказанным в данной статье, но текст представлен без купюр. Таков взгляд британской The Economist