Есть Украина? Нет и никогда и не было. А будет ли?

23 жовтня 2013, 20:31
Власник сторінки
0
Есть Украина? Нет и никогда и не было. А будет ли?

Проблески украинской государственности всегда оставались только короткими вспышками, видимостью, созданной бумагами и подписями, но не объединением воли граждан. Проблема - политическая культура

Почему так? Каждое столетие ознаменовано своими трудностями и проблемами. Почему же сейчас так? Потому что мало в Украине граждан, всё больше населения.  Стать гражданином - и сложно , и просто. Просто - потому что для этого не нужны внешние обстоятельства, для такого становления подходит каждый день и любые условия. Гражданином можно стать прямо сегодня. И сложно - потому что самой сложной работой является работа над самим собой, развитие себя, своих моральных и этических качеств, формирование собственного, а не навязанного, мировоззрения, принятие на себя ответственности за свою судьбу. Современное население Украины сформировалось в следствие патернализма советского государства. Правда население, а не граждане, Украины последние 22 года претерпело определённые изменения под действием полнейшей бессмысленности работы по перераспределению созданных ранее благ

Украсть, продать и поделить - эта формула, которая убивает в людях граждан.

Она царит в экономике Украины до сих пор. В этой формуле нет реализации личности человека и нет будущего. Нелепая занятость, умноженная на постоянное балансирование на грани нищеты, бессмысленности существования превращает народ в население, граждан в массу.


Опомнясь днём, нежданно получив два часа времени, которое неизвестно куда деть, зашёл я в Большой Универсальный Торговый Центр. Не важно, какой - потому что все Большие Универсальные Торговые Центры одинаковы. Я и раньше в него заскакивал ради кофе, банкомата или какой-нибудь технической мелочёвки – но всё больше на бегу, по дороге. А вот так чтобы без дела, да с пристрастием - как-то впервые вышло.

Я шёл по проходу огромного многоэтажного "пассажа" с прозрачной крышей, а вокруг, на нескольких нависающих друг над другом этажах, сверкающими рядами теснились, подпирая друг друга то плоскими, то гранёными боками, прозрачные "бутики" и хрустальные прилавки: Клары-и-Карла Кораллини, Пиноккио Клевретти, Дуче Кардаччи... Их ряды были бесконечны. А там, где они, наконец, заканчивались - в нездешнем сиянии возникал прозрачный подъёмник, который возносил вас на следующий этаж: всё дальше, всё выше, до полного растворения в разноцветных сверкающих триплексах. И все эти блестящие грани, плоскости и скругления - были завалены, завешены и заставлены вещами.

Грудами валялось усыпанное стразами нечто...

Жизнеутверждающих расцветок тряпки рядами топорщились на вешалках... На пиратских сундуках морёного дуба, чьи протёртые при переноске бока обнажали голую основу из китайского папье-маше, сияли чистой пробы самоварным золотом подсвечники... Бело-золотые гарнитуры на 13 стульев в стиле Людовика XIV-го сменялись "стенками" под плазменные телевизоры на полсотни дюймов: в составе ни тех, ни других не было ни единой книжной полки, а на гигантских панелях телевизоров циклически сменялись: реклама попкорна, футбол и "За стеклом – III"... Кроссовки глобальной спортивной фирмы, зализанные и раскрашенные так, что одеть их мог бы разве что поклонник нетрадиционной сексуальной ориентации, разноцветными рядами возвышались на подставках от пола до потолка...

"Ой-пад-шесть: наконец на девять дюймов! Вдвое легче, вдвое тоньше и вдвое мощнее! Ой-фон-пять, плюс бонус в сто игр-онлайн! "Однокашники" на работе! Всего по 240 гривен ежемесячно на протяжении ста лет, под 0%, через банк "Президент, Семья и Сын" - гласила реклама: рекламу совали прямо в руки... Гипсовые садовые амуры, приблизительно размалёваные под мрамор, притворно отворачиваясь, гламурно мочились в укромно устроенный подле сияющего подъёмника фонтан: розовые тропические рыбины недоуменно пялились на них снизу вверх линзообразными, на выкате, глазами, на потеху мелкой детворе...

Я шёл всё дальше, забирался выше, погружаясь в сияющие дебри модельного хлама, - и не мог понять, что из всего этого могло бы кому-нибудь, в здравом уме и твёрдой памяти, пригодиться. "Что бы, например, я мог взять? - думал я. - Что из мириадов вариантов всего этого добра могло бы реально быть нужным, полезным, не бутафорским? Как нужным бывает, например... пистолет?.. Или томик Набокова, свиток Сенеки?.. Или вот что угодно - хоть крепкая садовая скамья?.." И не находил ответа.

Но вокруг этих сверкающих витрин, хрустальных гробов и стеклянных ванн - вились люди. С верхних этажей пассажа было хорошо видно, как они слетаются, стайками, и разлетаются, сверкая блестящими спинками, садясь на переливающиеся кипы вещей и слетая с них. И слышно было, как они жужжат. Не так деловито и медлительно, как гружёные пчёлы, когда заходят в улей - а громко, порывисто, назойливо, как блестящие иссиня-зелёные мухи, которые спешат присесть на...

Я дошёл до верха и начал спуск по таким же стеклоярусным рядам. Я был разочарован самим собой.
Ничего. Совсем ничего - в гигантском, раскинувшемся на гектары торговом центре. Это ли не признак всеобъемлющей бессмысленности и неадекватности?.. 

На выходе померещился мне ларёк с прессой - но более внимательный взгляд обнаружил стройные ряды глянца с рекламой сверкающих стразами часов, сияющих лаком лимузинов и выпирающих флаконов лосьонов для удаления волос из разных мест...

В прострации вышел я из торгового мегацентра на улицу - и обнаружил по обеим сторонам разноцветные палатки. Палатки партий, которые клянчили очередной референдум или протестовали против него. "О! - подумал я. - О! Раз я не понимаю, зачем нужны все эти бессмысленные вещи - быть может, я пойму, зачем нужны эти партии". В патриотическом порыве двинулся я к палаткам, подбирая прокламации. Но чем больше я в них вникал –- тем больше мною овладевало такое же отстранённое удивление, что и в торговом центре... Полная бессмысленность и неадекватность созерцаемого. То мне предлагали список из бывших комсомольцев, которые ныне стали буржуа: а я никогда не понимал, как можно, оставаясь порядочным человеком, быть во власти и при комсомольцах, и при буржуа. То - награждённых государственными орденами фальсификаторов прошлых и позапрошлых выборов, а также представителей граждан одновременно Украины и агрессивного северо-восточного государства... То - "тёмных лошадок", которые только вчера были напёрсточниками в подземных переходах, кидалами на рынках, или вообще непонятно откуда взялись - а ныне контролируют целые регионы. То вдруг список представлял собой семейную лавочку, где "проходная" часть была заполнена детьми, братьями, сватьями да друзьями бывших чиновников и депутатов: а разве сенат независимой страны должен быть похож на частную мясную лавку?..

А главное – не было четкой, структурированной программы. Только посулы. И всё это было удивительно похоже на торговый центр.

Во-первых, все хотели, чтобы на них купились, чтобы их - купили! И оттого внешне - все программы сверкали стразами лозунгов и цветной полиграфии. По сути же - были бессмысленны в контексте тех задач, которые они формально брались решать. Если лозунги были хороши - не было никакой программы. Если программа была хороша - не было никаких механизмов. А в тех редкостных случаях, когда были указаны хотя бы отдельные механизмы реализации программы - состав лиц, которые предполагались быть избранными для исполнения, не лез ни в какие ворота...

Время заканчивалось. Я вышел за рядов палаток, к соседнему, опять же, "универсальному" мегамаркету, приподнятому на площади на постаменте, как и положено Святилищу - и оглянулся. В двери торгового центра, жужжа, вскакивали и выскакивали прибывшие в лакированных рыдванах сверкающие мухи. У палаток вяло, на грани сна, жужжали граждане потоньше и потемнее, которым в ТЦ делать нечего. Сбоку ровными рядами стояли пивные и рюмочные ларьки: там шумно и не нормативно общались граждане в спортивных штанах, с красными, словно отшибленными банным веником, физиономиями. И ещё на обширной площади я заметил несколько граждан, которые не вписывались ни в одну из трех помянутых выше компаний. Они явно принадлежали к разным классам. Но все они вели себя так, как будто упали на эту площадь с луны. Они или стояли, как я, осматриваясь на месте, или медленно двигались без определённой цели. Как бы вопрошая: "Зачем это? Что за бред? Куда я попал?.."

И тогда я, как говаривали в армии, "подумал мысль". Важную.

Быть может, не только мне не нужны все эти ненужные вещи? Все эти блестящие мухи – в дверях, в списках, в головах? Может быть, вопрос даже не в собственно вещах и мухах - а в системе?

Может быть, мы не на том концентрируем внимание? Не то требуем от жизни? Может быть, мы заслоняем для себя вещами намного более важные вопросы - и превращаемся в тоскливых, жужжащих над товарными развалами мух? Может быть, наша парламентско-президентская система уже ни в каком партийном составе не обеспечивает ни черта – по крайней мере, никакой Конституции - и, таким образом, она, как таковая, вообще не нужна? И может быть, самих партий не существует, а есть только несколько денежных мешков, которые понакупали себе партий, и играются ими теперь в куклы, перебрасывая с пальца на палец, и полагая, что этих махинаций никто не замечает? Может быть, вот эта вся система и есть самая ненужная вещь - по крайней мере, в том исполнении, в каком мы ее наблюдаем вот уже 22 года? Может быть, пора подумать о каких-то кардинальных мерах?


Только кардинальные изменения в политической культуре и в социокультурных процессах населения могут стать источником изменения политической элиты, изменения всей "системы"

Политическая культура определяет уровень развития общества, который выражается в формах государственного управления, системы политической власти, видах политических отношений и норм, которые их регулируют. Политическая культура определяет качественную характеристику всей политической жизни общества и отражает уровень развития индивидуального и коллективного политического сознания. 

«Каждый социальный строй (т.е., прежде всего, структура общества) является материализацией или объективизацией, по своему образу и подобию, всех тех кто участвует в нём»

(С) Профессор Кембриджского университета Л.Гринфельд 

Проблема становления политической культуры населения Украины налицо. Формирования новой политической ментальности и политико-правовой культуры населения. Цивилизованной демократии.

Именно оценка субъектом своей (не)способности воздействовать на политические события и решения [т.е. импотентность субъекта] обуславливает современную национальную политическую культуру украинцев, что и находит своё отражение [например, в виде ВО Свобода или КПУ в парламенте]. Украинец традиционно ищет такую партию, которая будет компенсировать его неспособность, его политическую импотенцию и склонность к патернализму, его низкий уровень политической культуры. А, впрочем, импотентом жить всё-таки веселее, чем покойником. Можно стать настоящим аскетом, образцом для национальной патриотической молодежи, да и времени для книг станет больше)) А то перестал читать украинский субъект)

Политическая культура населения Украины - это важнейший фактор общественных изменений как в позитивном направлении, так и наоборот. И, если политическая элита не будет учитывать политическую культуру населения, то её политика будет полностью отвергнута обществом. Если кримальные группировки, крупные феодальные финансово-промышленные кланы и семьи, ВО Свобода или КПУ в украинском парламенте, можно ли сделать вывод, что это и есть отображение уровня современной политической культуры украинского населения? А точнее - проблемы её становления?

Именно развитость политической культуры нации/населения обуславливает утверждение ценностей, идеалов, норм цивилизованного социально-политического поведения граждан и руководителей государства (а также национальной элиты), что безусловно влияет на достижение определённого консенсуса (солидаризации) в обществе. На оптимальное функционирование и взаимодействие политических институтов в любой сфере.

К сожалению, объявленные недавно ООН годы "политической культуры" прошли незаметными для Украины и украинцев.

Нет Украины на геополитической карте мира. Для того, чтобы быть, Украине необходимо стать субъектом - такой страной, роль которой в мировой экономике не вызывает никаких сомнений, такой страна, роль которой важна и признаеётся другими, такой страной, которая создаёт уникальные ценности. Каждой стране заранее дарили шансы на такую ​​уникальность - или природными ресурсами, или историей, или географическим положением. А разнообразие созданных трудом уникальностей истинно безгранично.

Гражданское общество и уникальное место в мировом порядке потеряны для Украины не навсегда. Современность спрессовывает время - то, на что раньше требовались века, теперь, в гипер информационный век, происходит за десятилетия, а то и за годы. Украина может стать, явиться миру в полной своей силе и красоте ещё ​​до того, как повзрослеет поколение, рожденное при Януковиче. Важно лишь правильно выбрать направление и работать. Тем более, что рецепт формирования гражданского общества давно выработанный человечеством, а шансы, подаренные Украине, очевидны.

А сегодня украинцев назначили европейцами - назначили хитрые европейцы) Потому что по сути украинцы таковыми [европейцами] не являются. Имеется ввиду не антрапологически, конечно. А ментально, социокультурно. Украинцы цивилизационно являются частью "азиопы", которую они так любят высмеивать в своих восточных соседях. Их уровень политической культуры смог построить бандитскую феодальную социально-политическую систему. И украинцы являются её неотъемлемой частью. Это и есть современный уровень украинской политической культуры. Но многократная практика человечества свидетельствует, что гражданское общество формируется вместе с регулярной и продуктивной занятостью для каждого, вместе с тем, как каждый становится творцом реальных, материальных ценностей. Так люди становятся гражданами - осознавая свою ценность для общества и собственную, сначала материальную независимость от государства. А ключевой шанс Украине предоставляет её географическое положение. Это тот шанс, который подарен природой и может быть реализован всего за несколько лет. 

Можно сколько угодно вести разговоры о модернизации, консолидации, евроинтеграции, но все усилия окажутся напрасными, если управленческие решения будут лишены идейного наполнения. Для того, чтобы Украина действительно стала правовым, демократическим, социально сплоченным европейским государством, нужна новая доктрина общественного развития, новая цементирующая основа - общенациональная идея, которая была бы способна объединить все элементы социума в единое целое и стала бы духовным стержнем общества, важным фактором укрепления национального самосознания, продвижения государственных процессов. Без высокого уровня политической культуры - это осуществить невозможно. Без политической культуры - национальная идея невозможна

Национальная идея - это цель, мотивация и оценка деятельности нации, элемент общественного сознания граждан, формула их поведения, ответственность за общество и государство, схема распределения собственности, власти и информации, правила взаимодействия граждан, гражданского общества и властной и политической элиты. Национальную идею также определяют как четко сформулированный общий интерес большинства граждан, который объединяет их на пути к общей цели; фундаментальную идею, с помощью которой достигается единство действий различных социальных групп общества; интегративный фактор общественной жизни страны; гласный договор между гражданином и государством о взаимных обязанностях и гарантиях, принципах личной и общественной жизни; многоаспектное, многогранное понятие, аккумулирует фундаментальные ценности и интересы, которые способствуют объединению всех или большинства населения страны независимо от этнической принадлежности, социального положения в единое полиэтническое сообщество. Исходя из анализа приведенных толкований национальной идеи, можно согласиться с тем, что понятие "национальная идея" означает важную для общества идею, при которой существует согласие большинства граждан или такую, которая способна получить поддержку большинства граждан, а следовательно, способствующая гражданскому единению на пути ее воплощения в жизнь.
(С)
Карлова В.В.
кандидат наук по государственному управлению, доцент
Национальная академия государственного управления при Президенте Украины, г. Киев

Такая трансформация, конечно, требует сил, совместных сил многих людей. Превращение Украины требует высокой  производительности труда ради создания реальных материальных ценностей от огромного количества людей. Наконец, такое преобразование требует и стимулирует формирование национального гражданского общества. Общества граждан-творцов, которые понимают свою ценность и ценность других, общества граждан, которые верят в себя, граждан, которые отвечают за себя и свою судьбу, зарабатывают достаточно для своей жизни и жизни своих близких, людей, которые не являются зависимыми от государства и не рассчитывают на ее помощь.

Современные социально-экономические условия украинцев обуславливаются всё той же политической культурой - то есть системой, которую вы выстроили, модель, элиту, руководителей. Украинцы хотят, чтобы государство играло ведущую роль в таких вопросах, как минимизация дельты в доходах граждан, социальное и медицинское обеспечение. Отсюда и берутся политики-популисты, разогретой популизмом публике не сложно угодить. Украинскую элиту вполне устраивает, что на популизме можно въехать на властный Олимп, а украинцам хочется хотя бы на минуточку поверить в героев, которые вот-вот спасут их и страну. Украинцы ориентированы на увеличение роли государства в экономике - это и есть проявление низкой политической культуры.


Больше половины украинцев(55%) считает, что капитализм имеет проблемы, но их можно решать путем дальнейшего государственного регулирования.

Почти треть украинцев (31%) за другую экономическую систему, социально ориентированную, поскольку свободная рыночная экономика по их мнению трещит окончательно.

ВДУМАЙТЕСЬ!!! И только 6% украинцев считает, что капиталистическая система работает хорошо, а усиление государственного регулирования только снизит ее эффективность.



То есть, украинские социально-экономические условия обусловлены уровнем политической культуры населения. Не более чем.

Социально-политические условия (так называемая в простонародье "система") обусловлены уровнем политической культуры населения. Не более чем.

Социокультурный мир современных украинцев обусловлен уровнем политической культуры населения. Не более чем.

И, на завершение, предлагаю полюбоваться идилией и согласием на фото)


* Патерналистическая парадигма и «государство заботы» - была основана в середине первого тысячелетия до н.э. древнекитайским мудрецом Конфуцием (Кун Фу Цзы) и признавала аналогию между родственными отношениями в семье и отношениями властными (государство - большая семья), когда отец (аналогично ему в государстве - властелин, вождь, император) заботится о детях (это подданные государства - Термин "подданство" применяется в абсолютных моделях власти; он отражает лич­ную связь человека с вождем (например, «подданный его величества»)), потому что они не самостоятельные, малые и неразумные. Согласно этой парадигмы подчиненным не нужно волноваться о своей судьбе, потому что обо всем позаботится вождь государства. Такая парадигма основана на пассивном ожидании гражданами распределения и регулирования благ через ведущую роль государства. А легитимность власти основывалась на авторитете старшинства, мудрости "отцов нации" и молчаливом признании себя подданными. В современном политическом лексиконе термин "патерналистское государство" и означает такой тип отношений между властью и гражданами, когда власть выступает "отцом" или "вождем" нации. Отцом "строгим, однако справедливым" для большинства. "Отцом" в русле патерналистической парадигмы. А вторые - подданными.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.