Чтобы не обижаться на Херра Нагеля, решил я проверить, а что же это такое - свидомость?
Свидо́мые (укр. свiдомi от польск. świadomi — «сознательные») или национа́льно-свидо́мые; иногда свидоми́ты[1][2][3][4] — укоренившееся за постсоветское время прозвище украинских националистов[1], термин[5][1], употребляемый в среде их противников[6]. Иногда это политическое клише публикуется в полемических,[7] аналитических[8] и новостных материалах средств массовой информации[9][10][11][12] (в том числе религиозных[13]), на официальном сайте «Партии Регионов»[14], звучит в публичных комментариях некоторых политиков[15][16], экспертов по межнациональным проблемам,[17] священнослужителей,[18]культурологов[19], филологов[20] Украины и России.[21]
Как правило, но не всегда,[19] прозвище носит оттенок иронии, сарказма[1], пренебрежения. Тем не менее по результатам опроса, проведенного на форуме одного из наиболее посещаемых интернет-порталов Украины «Украинская правда», большинство проголосовавших пользователей не считает слово «свидомые» оскорблением.[22]
Происхождение
Понятие возникло в среде сторонников независимости Украины[23][24][25], в своих работах часто указывающих в качестве цели повышение на Украине уровня «национального сознания» (укр. національна свідомість). Например, Н. Цыганок, Национальная академия обороны Украины, в изданном Министерством обороны Украины сборнике научных трудов пишет:[26]
На сегодня состояние государственного языка не оставляет безразличным ни одного национального свидомого украинца. Мы живём на независимой, взлелеянной в мечтах соборной Украине и должны осознать, что без языка — независимости нет.Оригинальный текст (укр.) На сьогодні стан державної мови не залишає байдужим жодного національного свідомого українця. Живемо в незалежній, омріяній соборній Україні і маємо усвідомити, що без мови — незалежності немає. |
Понятие «національно свідомих сил» Украины в научных работах[27] современных украинских учёных отслеживается уже в XIX веке. В конце XIX — середине XX века в книгах и публикациях ряда российских националистов (в частности, лидера фракции националистов в IV Государственной думе Российской империи Василия Шульгина) в сходном значении[28][29] применялось прозвище «украинствующие»[30][31] — последние характеризовались и характеризуются как политическая секта.[32][33] В 1920-х годах свидомые подвергались критике и со стороны украинских специалистов. Например, Вячеслав Липинский, историк, посолУНР в Австро-Венгрии писал о них:[23]
Чтобы построить государство, нужно иметь государственный инстинкт, опыт власти и [для этого] нужны профессиональные знания. Всего этого нет у тех, которые себя зовут «национально-свидомыми» украинцами. Нет потому, что они все выросли из революции, следовательно из разрушения, а не построения государства.Оригинальный текст (укр.)
Щоб збудувати державу, треба мати державний інстинкт, досвід влади і потрібні фахові знання. Цього всього не мають ці, що себе звуть «національно-свідомими» українцями. Не мають тому, бо вони всі виросли з революції, отже руйнування а не будування держави.
Особенности образа
Характерными чертами гипертрофированного сатирического образа «свидомого» являются крайне негативное отношение к русским[34] и России[35][25], обличение её «великодержавного шовинизма», прямое и однозначное противопоставление себя «жидам» и «москалям»,[36][24] жадность и хитрость,[24] сильно ограниченный по этническому признаку круг своего общения,[24] нежелание знать никаких языков, кромеукраинского,[24] убеждение в том, что «настоящая Украина» находится в Галиции[24], но всё вокруг найдено, изобретено и сделано украинцами[24] (на эту тему см. также Фолк-хистори), сочетаемые со стремлением бороться со всеми, кто не разделяет таких убеждений, как с «національними зрадниками»[24] (изменниками). По мнению члена комиссии по канонизации святых РПЦ, преподавателя Симферопольской духовной семинарии протоиерея Николая Доненко,[18]
…если ты «свидомый» украинец, ты должен быть униатом. Если ты менее «свидомый» — ты можешь быть католиком, если ты свой, но с большими предубеждениями — то ты «филаретовец», а если ты запроданец, москаль, человек, достойный всякого презрения и даже физического уничтожения — тыправославный, хотя этнически, культурно ты можешь оставаться украинцем.
Политолог Андрей Окара замечает, что для имиджа свидомого характерны принадлежность к «профессиональным украинцам» (тем, кто профессионально реализуется в сферах, связанных с украинской культурой), провинциализм и второстепенность[37].
Политическое клише
Свидомые выступают за так называемые «европейские ценности»[25], как правило, поддерживают политические силы «оранжевой революции»[38][29] и являются сторонниками вступления Украины в НАТО[39] — то есть поддерживают политический вектор современной украинской власти. Как следствие, среди украинских русскоязычных общественных организаций ставится вопрос о необходимости изменения политики Украины. Например, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, обсуждая тему на одном из круглых столов, видит это так:[40]
Во-первых, нам необходимо разорвать связку «свидомость = европейскость». Необходимо дать понять, что идеология, исповедуемая украинскими властями, ни в коей мере не является европейской.
Исследователи пишут о фальсификациях свидомых украинских историков[41], о национально-свидомой грамматике[42], оппозиционные политические силы и СМИ высказывают опасения, что насаждаемая свидомость может негативно сказаться на традиционно русскоязычных восточных и южных регионах страны:[43]
«Национально свидомая» общественность бредит идеей «украинизации Украины» и решительно настроена любым путём перевоспитывать подлый малороссийский юго-восток.
В свою очередь, свидомые порой демонстрируют повышенную чувствительность к тому, что им кажется нападками со стороны их противников: доктор исторических наук Наталия Нарочницкая, например, указывает,[19] что «свидомые украинцы» усматривают умаление или даже оскорбление своей державы со стороны «москалей» в слове «Малороссия». Однако оно несёт иной смысл:малый в славянских языках означает не только малый по размеру, но и центральный (например, Малая Польша). Филолог и литературовед Инна Булкина пишет о том, что Григорий Грабович оппонирует тем, кто с высот национальной свидомости зачисляет в «предатели» Николая Гоголя[20].
Неумеренное педалирование темы этнической сознательности в государственных программных документах Украины отмечает, в частности, газета «Крымское время», называя такой вектор «национальным свидомизмом».[44] В качестве одного из примеров она рассказывает, что Министерство образования и науки (МОН) подготовило
…проект Концепции национального воспитания украинской студенческой молодежи. Слова «нация» и «национальный» в 4-страничном тексте вакарчуковской концепции встречаются более 30 раз, а «свiдомicть» и производные от него — дважды на страницу.
У тех, у кого подобные лобовые параллели вызывают отторжение, понятие «свидомости» приобрело характер клише, зачастую имеющего откровенно презрительный оттенок. В результате вместо объединения нации нарастает её разобщённость: как пишет журнал «Профiль», «появился термин „національно свідомі“ и „національно несвідомі“. „Несвідомих“ надо было учить и просвещать».[5] Социолог Ольга Филиппова отмечает, что такое разделение фактически устанавливает неравенство граждан и что налицо даже не украинизация, а галициализация Украины.[45] По мнению оппозиционного Донецкого коммуникационного ресурса,[28]
«Национально-свидоми» противостоят украинскому народу в плане культурном, лингвистическом, идеологическом, религиозном, представляя собой «антинарод», «малый народ», стремящийся подчинить «народ большой». Их успех является дутым, обеспечен лишь админресурсом украинской власти.
Желая сгладить разделение украинцев на свидомых и недостаточно свидомых, власти Украины порой вынуждены предпринимать ряд ограничительных мер — например, запрещать националистические плакаты и перетяжки на трибунах стадионов во времяфутбольных матчей с участием киевского «Динамо». Издание «Україна молода» в заметке «Міліція забороняє футбольним фанам проносити на стадіон „національно свідомі“ плакати» сообщает:[46]
Под цензурой оказался один из наилюбимейших баннеров киевских «ультрас» — красно-чёрное полотнище с надписью «Слава Украине! Героям слава» и портретом Степана Бандеры. «То есть то, что Степан Бандера занимает третье место в национальном проекте („Великие украинцы“. — Ред.) и его показывают по телевизору, — это нормально, а его портрет на трибуне — нет?» — удивляются динамовские «ультрас».
Оригинальный текст (укр.)
«Під цензурою» виявився один із найулюбленіших банерів київських «ультрас» — червоно-чорне полотно з написом «Слава Україні! Героям Слава» і портретом Степана Бандери. «Тобто, те, що Степан Бандера займає третє місце в національному проекті („Великі українці“. — Ред.) і його показують по телевізору, — це нормально, а його портрет на трибуні — ні?» — дивуються динамівські «ультрас».