Примерно год-полтора назад всё более осязаемым становился вопрос:
кто же стоит на пути украинского общества к европейскому будущему, кто
мешает объединиться всем регионам и создать процветающее государство?
Как
это ни странно прозвучит сегодня, но тогда для значительной части
общества такой проблемой казался больше Ильич, чем даже сам Путин.
Памятники Ленину стали раздражителем, который разругал жителей ближнего и
дальнего Востока Украины. Одни верили, что искоренение памяти о
«советской колбасе» превратит восточных украинцев в ответственных
граждан и патриотов. Другие же утверждали, что цивилизованные люди не
могут себе позволять крушить памятники, тем самым мало отличаясь от
большевиков.
Однако проблема Ленина оказалась региональной,
для большинства населения западных областей ленинские идолы не казались
угрозой, а фамилии одиозных советских деятелей тихонько исчезли с
табличек десятилетия назад. На востоке страны памятник Ленину стал
образом совка, символом коммунистического прошлого, которое для кого-то
было светлым, а у других вызывало негодование. Декоммунизация казалась
многим хорошим средством для выхода из состояния мировоззренческого и
идеологического кризиса, а поскольку новое государственное руководство
не особенно торопилось отправить Ленина в музей, некоторые активисты
отправляли его на мусорник, иногда по частям. Это, в свою очередь,
находило негативный отклик у людей, тосковавших или лояльно относившихся
к советской памяти. Конечно, ленинопад не послужил причиной конфликта
на Донбассе, но подлил немало масла в огонь. Со временем проблема
декоммунизации стала волновать страну всё меньше, снос памятников
заменили на отправку (хотелось написать «на подвал») в музей. А мы всё
равно продолжаем топтаться на месте. Ладно, в двух областях проходит
войнообразная АТО, но что мешает другим начать если не двигаться в
будущее, то хотя бы начертить маршрут? GoogleMaps ведь уже
декоммунизирован.
Но несколько недель назад всплыла проблема,
являющаяся более серьёзным барьером на пути построения цивилизованного
общества в Украине. Это йовбак — единая беда для Волыни, Закарпатья,
Слобожанщины, Одещины и остальных регионов.
Йовбак, который не
только в спортивном костюме и с автоматом, но ещё чаще в погонах,
иногда — в парике и мантии, часто — на крутой машине и нетрезвый. Он
привык иметь свою долю с янтаря, контрабанды, копанки. Йовбаков в стране
больше, чем олигархов. То, что они наконец-то стали проблемой —
показательно, ведь раньше их считали неизбежным явлением, воспринимали
обычными, пусть и неприятными, служащими системы. После победы Майдана в
2014 году многие надеялись, что коллективные йовбаки поедут в
абстрактный Ростов. Теперь же выясняется, что никуда они не уехали, и
вполне продолжают печь батоны — кто из золота, кто из янтаря, кто из
угля.
На самом деле проблема йовбаков тесно связана с
декоммунизацией, и не только потому что многие из них начинали как
комсорги. Мышление йовбака ориентировано на ситуацию, близкую к
советскому времени: в этом мире не принято выдавать правонарушителей, не
принято вслух критиковать начальство, недовольных можно избить или
отправить «на подвал» (вывезти «в лес», бросить «в речку»). Коллективный
йовбак не понимает, что его деятельность в один день может стать
достоянием гласности. Если его разоблачают, то он пытается избить,
отразбоить, запугать врага, что достаточно типично для блатной среды
советского времени.
Мне видится два простых способа
декоммунизации этого контингента: один способ долгий, а другой
эффективен лишь относительно. Первый способ — образование, он рассчитан
на десятилетия, с учётом необходимости изменить наконец подходы к
истории, в том числе к истории Украины, а также — к гуманитарным наукам,
призванным воспитывать в человеке что-то превыше любви к янтарю и
контрабанде. Второй способ — гласность, она есть уже сейчас и иногда
становится решающей. Слава Богу, нынешнее правительство проводит
значительную часть времени в фейсбуке и болезненно реагирует на критику.
Но этот способ может играть как за одну сторону, так и за другую, ведь
интернет-йовбаки тоже активно участвуют в процессе. Кроме того,
интернет-травля, каковой по сути и есть гласность, приводит не к
оздоровлению системы, а к замене одних йовбаков на других, пока менее
засвеченных.
Для настоящего движения к процветанию общества,
пожалуй, остаётся только одно средство — образование. В условиях
истощения прослойки среднего класса именно образование способно стать
фундаментом гражданского общества, поскольку образованный человек, или
даже правильнее сказать — воспитанный, может осознать все недостатки
существующей системы, посмотрев на нее извне. Да, этот способ сейчас
кажется скорее доброй мечтой. Потому украинцам ещё долгое время придётся
брать кредиты, выписывать варягов, голосовать за меньшее зло и
заниматься другими приятными радостями белки в колесе, пока кто-то
незаконно зарабатывает большие деньги.
Сверхзадача для
гражданского общества и интеллектуалов — разорвать порочный круг и
предложить новую схему социального устройства, в которой будут заложены
возможности для честного заработка, предусмотрено публичное порицание
преступности и аморальности, гарантированы цивилизованные методы
самореализации.