Citius, Altius, Fortius!

13 листопада 2014, 21:04
Власник сторінки
Журналист
0
Citius, Altius, Fortius!

В данной статье постарался найти точки соприкосновения спорта и кинематографа, где киноделы показывают спортсменов такими, какими их хочет видеть народ.

Спорт – достаточно популярная культурная сфера в 21 веке. Многие спортсмены являются медийными личностями, многие дети равняются именно на спортсменов, когда выходят во двор пинать мяч или бросать его в кольцо. Спортсмены появляются на обложках журналов и снимаются в рекламе нижнего белья. Но есть что-то в призвании спортсмена романтичное. Именно это давно поняли синематографисты, и спортивная тема стала одной из самых популярных для производства кинокартины. Сегодня я напишу о нескольких из них, которые мне запали в душу и которые я искренне люблю.

 

1.      Cinderella man (dir. Ron Howard)

 

И начну я рассказа об истории Джима Брэддока, его семьи, его агента и его ринга. Джим жил в тяжелейшие времена Великой Депрессии, когда за любую работу люди были готовы перегрызть друг другу глотки. Джим был боксёром, перспективным и атлетичным, но в один момент что-то в нём надломилось. Поражение за поражением, травма за травмой – и он вынужден уйти из большого спорта. Первоочерёдный приоритет для него – семья, он не может себе позволить оставить жену и детей голодными и неодетыми. Но у него есть страсть, есть то, что он хочет делать, а не должен. Он ищет работу, он пытается заработать хотя бы несколько долларов, но знает, что там, на ринге, он ещё не все сказал. Ему выпадает шанс, который изменяет всю его жизнь. И фильм как раз об этом – о шансе, о мечте и о стремлении к её достижению. 

Джим начинает раз за разом побеждать, но все, что его волнует – благополучие семьи. Он травмируется, он побитый, но каждый раз он возвращается. И таких людей очень много – их бьют, их выбрасывают, их списывают со счетов, а они все равно возвращаются и удивляют всех. Рассел Кроу показал Джима Брэдока как человека, который любит ринг, который в спорте потому, что в нём есть черта характера, без которой ты не можешь победить – Джим хочет быть первым. Он хочет, чтобы его жена не нуждалась ни в чём, он хочет быть чемпионом. Брэддок хочет, чтобы дети им гордились, поэтому он выходит на ринг и побеждает. В жизни каждого спортсмена может настать чёрная полоса. И не только спортсмена, а и человека. Важно не то, насколько глубоко ты упадешь, важно то, как быстро ты встанешь и вскарабкаешься вверх. Истории Джима Брэддока я поставил 9 баллов из 10.


2.      Jerry Maguire (dir. Cameron Crowe)

 

Джерри Магуайер во многом стал культовым фильмом и культовым персонажем. Рене Зеллвегер тут, как и в предыдущем фильме, отлично справилась с персонажем поддержки. А история Джерри очень интересна – он был одним из тех, кто один идет против всего мира. Джерри Магуайер – спортивный агент, которого увольняют за критику начальства. Джерри понимает, что его коллеги делают не так, за что его выбрасывают. У Магуайера остается один преданный ему клиент – Род Тидуэл, которому Магуайер обещает вещи, которые сам Джерри не может ему обещать. Весь мир объединился против агента, он ставит ему палки в колёса, он подстраивает результаты и переговоры так, что Джерри отчаивается. Но Род верит ему. И Дороти, которая в него влюблена, верит в него. И Джерри не остатанавливается. 

Он понимает, что не имеет права ударить лицом в грязь. Он не имеет права подвести сына Дороти, не имеет права подвести Рода и его семью. Этот фильм о вере в себя и в других. Джерри понимал, что у него один шанс на сотню, но все равно рискует. Ведь спорт не может существовать без риска. И жизнь не может. Спортсмен должен придумать что-то новое, чтобы поразить противника, он должен предугадать его действия и сделать решающий рывок к результату. Джерри не является спортсменом, он – бизнесмен, но действует с хваткой спортсмена. Том Круз заставляет зрителя поверить ему, Кэмерону Кроу и этой невероятной истории о любви, вере и стремлении к успеху. История эта принесла Кубе Гудингу мл. «Оскар» за «Лучшую мужскую роль второго плана». И абсолютно не зря – Куба отыграл на 200%, как и Том Круз и Рене Зеллвегер. История Джерри Магуайера получила от меня оценку 7 из 10 баллов.


3.      Million dollar baby (dir. Clint Eastwood)

 

Как и любой персонаж Клинта Иствуда, Фрэнк Данн – настоящий мужик. И фильм этот, несмотря на свое название и тот факт, что главный герой – женщина, о настоящей мужественности. Как и Брианна Тарт не смогла подобрать правильное определение слова «мужественность» для женщины, так и я не смогу этого сделать. Но Мэгги Фитцджеральд – целеустремлённая девушка, сильная духом и не позволяющая себе сломаться и другим сломать себя. Мэгги знает, чего она хочет, значет, что ей нужно для достижения цели. Но Фрэнк, тренер, который нужен был Мэгги, стар и потрёпан. Его достала жизнь, он потерял многое и многих. И он не хочет сближаться с Мэгги, даже как с подопечной. В конечном итоге он ломается и начинает тренировать целеустремлённую девушку. 

Основной мотив многих спортивных драм – стойкость духа и целеустремлённость. И этот фильм не является исключением. В успехе Мэгги есть много составляющих – её характер, её желание доказать всем, что именно она – лучшая, её стойкость и упорные тренировки. Но не только она ковала свой успех. Фрэнк вложил в неё все, что в нём осталось, Фрэнк сделал все возможное, чтобы она получила возможность пробиться наверх. Фрэнк научил её всему, что знал. Но и это не всё. Эдди Дюпре, в исполнении Моргана Фримана, также многое сделал для её успеха. Косвенно, но все же. Он больше влиял на Фрэнка, он открывал в нём те черты характера, которые Фрэнк давно ото всех закрыл и спрятал. Эдди помог Фрэнку помочь Мэгги. И на вопрос Мэгги «Оставишь ли ты меня?», последовала самая большая правда в жизни Фрэнка: «Никогда». Фильму Клинта Иствуда я поставил 9 из 10 баллов и настоятельно рекомендую его к просмотру и многократному пересмотру.

 

4.      Moneyball (dir. Bennett Miller)

История Билли Бина – генерального менеджера команды «Оклэнд Атлетикс», который понял, что игроков нельзя заменить, нужно менять подход. Он сознательно пошел на риск, который либо принёс бы ему дивиденды в виде победы, либо стоил бы работы. Он нанял перспективного молодого экономиста Питера Брэнда, который был призван помочь ему сделать из самой бедной команды чемпионов мировой серии. Билли понимал, что это трудно, что это близко к тому, чтобы быть нереальным, но его цель – победить в последней игре сезона, и ни что не могло помешать ему изменить свою цель. Он знал и говорил всем вокруг, что достижения по ходу сезона не важны. Важен результат в последней игре, ты обязан победить, иначе все старания напрасны. 

В жизни точно так же – не важно, как хорошо ты работал, если ты не достиг результата. У Билли не было права на ошибку, команда должна была дать результат. Фильм показывает, что инноваторский подход к чему бы то ни было может принести результат. Достаточно посмотреть на игру с другой стороны. Говорят, что спорт невозможно просчитать, но кто-то все же зарабатывает на этом крупные деньги. Говорят, что статистика ничего не значит, но Билли Бин собрал команду по статистическим данным и показал всему миру, что цифры имеют значение. Главный мотив фильма – игра стоит свеч. Риск стоит того, чтобы на него пойти. И результат достоин того, чтобы рискнуть. 7 из 10 бейсбольной истории.


5.      The Fighter (dir. David O. Russel)

 

У Дэвида О. Рассела есть много как фанатов, так и ненавистников. Причем и любят, и ненавидят его за одни и те же вещи – не очень трудные для восприятия фильмы и Дженнифер Лоуренс. Но в фильме «Боец» нету Дженнифер. Зато есть хорошая история о двух братьях, которые шли к одной и той же мечте – стать чемпионом. Но они были очень разными. Микки – настоящий спортсмен. Целеустремлённый, нацеленный на достижение цели и ни на что не отвлекающийся. Его брат Дикки – полная противоположность. Он имел определённый успех, но потом связался с наркотиками и упал в пропасть. Дикки тренирует младшего брата, ведь он видит в нём того, кем сам стать не смог – чемпиона. Микки Уорду помогает и его мать, и его подружка Шарлин. Они делают все в его интересах, на определённом этапе в это входит ограничение общения с Дикки. Но это невозможно, братьев разлучить нельзя, сколько бы они не ссорились и ненавидили друг друга. 

Они оба знали, к чему шли и что от них для этого требовалось. У каждого были свои преграды, у Микки – тяжелейшие тренировки и поединки, у Дикки – наркотики, алкоголь и загульство. И чтобы достичь цели, эти преграды нужно не обойти, не проскользнуть мимо них, а бросить им вызов и победить. Ведь единственное, что имеет значение в спорте – победа. Второго никто не вспомнит, все будут знать «Ирландца» Микки Уорда, который победит каждого вышедшего против него на ринг. Фильм принёс Кристиану Бэйлу за роль Дикки Эклунда «Оскар» за «Лучшую мужскую роль второго плана» и Мелиссе Лео за роль Элис Уорд в категории «Лучшая женская роль второго плана». И не даром. Фильм достоин того, чтобы собирать награды, чтобы получать любовь зрителей и становится примером для будущих спортсменов. 7 из 10 от меня получает «Боец».


6.      Rush (dir. Ron Howard)

И снова Рон Ховард, который снял ещё один отличный фильм о спортсменах. На этот раз речь пошла о противостоянии двух великих гонщиков – Джеймса Ханта и Никки Лауды. Никки – хладнокровный и расчётливый гонщик, который все знает об автомобилях и о том, как они должны ехать и звучать. Джеймс – плейбой, который больше беспокоится о своем имени, а не о том, как нужно ехать и на чём он будет ехать. И тем не менее, у обоих  одна цель – победить в гонках Формулы-1. Они оба бесспорно талантливые гощники, между ними витает дух соперничества, они не любят друг друга и больше всего на свете хотят друг друга победить. Они очень разные, Никки расчётлив даже в любви, он признается своей женщине, что она не будет у него на первом месте. Джеймс врёт об этом всем своим женщинам. 

Но что-то их объединяет, и это что-то – жажда побеждать. Жажда быть чемпионом, быть тем самым THE ONE, о котором все будут говорить, которого все будут почитать и помнить. Они борятся друг с другом на трассе, за её пределами и через прессу. Они понимают, кто они такие: Никки – не из приятных, тот, кто первый раз увидел бы его, скорее всего назвал бы его говнюком; Джеймс – тот, кто всегда тебе улыбнётся и скажет, что ты сегодня хорошо выглядишь. Они такие разные и такие одинаковы, ведь спорт объединяет абсолютно разных личностей. Ведь все в этом мире хотят быть первыми, хотят быть победителями. И никого не волнует, кто будет вторым. Единственное, что важно – кто первым пересечёт финишную линию. Даниэль Брюль в образе Никки Лауды сказал: «Хороший враг дает умному больше, чем друг дает дураку». И он был прав. Соперничество в спорте и в жизни очень важно, и фильм именно об этом. За прекрасную историю непримиримых соперников я поставил 8 баллов из 10.


7.      The Wrestler (dir. Darren Aronofsky)

Многие считают этот фильм ответом на вопрос «Что такое рестлинг?» Ведь рестлинг – это не совсем вид спорта. Он имеет название «спортивное развлечение». Не во всем мире. В Японии рестлинг – это часть культуры, в Канаде – уважаемый спорт, в Мексике – легендарный культ. В США рестлинг не воспринимают всерьёз как вид спорта, соответственно, в мире большинство ассоциируют слово рестлинг с определением «постановочная борьба». Но рестлинг – это, чёрт подери, по-настоящему. И Даррен Аронофски показал почему. Рэнди «Баран» Робинсон – это сборник многих спортсменов в себе. Раньше он был популярен и выступал перед десятками тысяч людей. Сейчас же он одинокий, никому не нужный, выступает несколько раз в месяц перед несколькими сотнями людей. Его все ещё порой узнают на улице, но он разбитый человек. У него нет семьи, у него нет постоянного жилья, у него нет наследия. Все, что у него есть – старый фургон, любимая стриптизёрша и ринг. Ринг, на котором «Баран» готов умереть. Ведь все, что он делал в своей жизни, он делал для поклонников этой культуры. 

Рестлинг – это по-настоящему. Пускай люди не бьют друг друга в полную силу, пускай результат предрешён, но боксёры, которые выходят на ринг несколько раз в год, и рестлеры, которые за год могут провести более двухсот матчей – нельзя сравнить труд этих спортсменов. Но фильм «Рестлер» не о рестлинге. Он об одиночестве. Он о том, что твое дело и твоя страсть может оставить тебя разбитым стариком, которому некому позвонить и поплакать. Которому не с кем выпить пива и некого обнять, когда все плохо. «Баран» несчастен, и это видно. Но есть одна вещь, которая его вдохновляет – и это люди, которые орут его имя и хотят его видеть снова и снова. И даже инфаркту не остановить Рэнди. Фраза «умереть на ринге» очень чётко описывает жизненную позицию Рэнди. Он знает, как ему важно выходить каждый раз и показывать высочайший уровень рестлинга, даже когда он постарел. Он не нужен своей дочери, стриптизёрша не желает пускать его в личную жизнь, но тем не менее, что-то продолжает поддерживать в нём жизнь. И это что-то – «Sweet child o’mine», которая играет перед его выходом на ринг. История о том, почему я люблю профессиональный рестлинг, получает 8 баллов из 10 от меня.

Подведя итоги хочу сказать, что в список не попали фильмы о таких великих видах спортах, как хоккей, баскетбол или футбол. Об этих видах спорта сняты прекрасные фильмы – «Легенда №17», «Тренер Картер» и «Гол!» соответственно. Но я все же включил в свою статью те истории, которые лично меня задели. Которые оставили след в сердце и которые я искренне люблю. Любите друг друга, любите хорошее кино, и, как говорит один из мною любимых спортивных журналистов, любите эту игру.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
ТЕГИ: Спорт,кинематограф
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.