Все потребители отечественного шоу-продукта давно
разделились на два лагеря. Представители первого просто захлебываются от
счастья, рассказывая об успехах нашего шоу-бизнеса, об уверенных ростках новой
евромузыки с украинским акцентом, о растущем благосостоянии продюсеров и
функционеров, которое рано или поздно выльется в качество.
Их оппоненты склоны видеть все в предельно мрачной
цветовой гамме. Мол, и артисты у нас не первого сорта, и школы певческой
(звукооператорской, постановочной, визажной, продюсерской) у нас нет, и
богатство продюсеров и функционеров не имеет ничего общего с развитием вкусов у
публики, и созданием какого-то конкурентоспособного продукта.
Хотелось бы сказать расхожую Фразу о том, что «истина
где-то рядом», но волей-неволей приходится склоняться к реальной, то есть,
второй точке зрения.
С той только разницей, что украинский шоу-бизнес не
недоразвит. Он просто страдает аутизмом, пуская пузыри из носа, и лепя одни и
те же пасочки, которые с радостью топчут соседи, зачастую такие же неразумные
карапузы.
Обычный феномен «столкновения культур». До недавнего
времени в Киев регулярно наезжал далеко не топовый российский коллектив,
которым не тошнят по телевизору и не проедают плешь по радио. Можно сказать,
все известные нашему аутичному младенцу методы раскрутки вообще обошли его
стороной. Название этому коллективу – «Хор Турецкого». Мужчины поют хором разные песни. Музыка в этом процессе им
не нужна, они создают ее своими голосами. Идея стара как мир, и реализована
была еще на заре развития человечества, подтверждением чего служат песни у
костров недоразвитых африканских племен.
Почему же не участвующий в чартах, не страдающий
новизной, не создающий умопомрачительного шоу коллектив, создать подобный которому
под силу каждой облфилармонии гастролирует в столице 3 (три) дня с аншлагами в
центральном Дворце культуры?
Второй вопрос: назовите хотя бы одного украинского
артиста или коллектив, которому под силу такое? Не в Москве, вы что, смеетесь?
Хотя бы в крупном областном центре, Днепропетровске, скажем. Или Львове.
Океан Эльзы, Ани Лорак, некогда Сердючка – и обчелся.
В чем проблема? Неужели десять еврейских парней, поющих
как свои национальные, так и любые другие песни, имеют в сознании потребителя
больший вес, чем «великие и солнцеподобные» отечественные «гранды»?
Сначала немного об аутизме. Это редкое и странное
состояние человека заключается в отстранении сознания от реальности и
построение другой, более комфортной, в которой человек и живет, оплакиваемый
своими близкими. А ему при этом хорошо!
Привычная первобытная схема: за деньги «папика»
гениальная девочка записывает песню, сделанную «на коленке» гениальным
продюсером (им может быть кто угодно, в стандартном случае – это бывший
работник советского ДК с приближенным к музыке образованием). Затем на коленке
снимается видеоклип гениальным режиссером (как правило экс-работником госТВ,
или отставным киношником). За большие деньги покупается страшное слово
«ротация» - бессмысленное «крутилово» этого продукта на радио и ТВ. Все, звезда
готова. Через месяц заканчиваются деньги и звезда закатывается, возвращаясь к
своей нормальной деятельности директора «папиковой» турфирмы.
Подобные творения заполоняют эфиры, объявляются лицами
украинского шоу-бизнеса, создают броуновское движение на тусовках, в которых
участвует 0,00001% населения страны, и о которых пишет глянцевая пресса,
которую читает 0, 001% целевой аудитории. Всем хорошо. Это первый симптом
аутизма.
Каждый уважающий себя продюсер известного происхождения
считает ниже своего достоинства делать «дешевую голимую попсню», забывая о том,
что по сути, попса – это настолько же «Ласковый май», насколько и Фредди
Меркюри, Луи Армстронг, Пол Маккартни или «Маленькая ночная музыка» Моцарта, то
есть то, что нравится подавляющему большинству людей, независимо от их социального
положения и музыкального образования. Но у каждого нашего продюсера есть свой
музыкальный конек. Это обязательно некий экзотический, труднопереносимый на
национальную почву стиль американских трущоб. Это считается эстетством и
несгибаемой борьбой с «проклятою попсой», и полное понимание этого героизма
обнаруживается еще у 0,000001% населения, т.е. у друзей продюсера, «папика»
звезды и шоубизнесового планктона.
В результате, никто не делает эту самую «попсу», которую
любят, слушают и покупают 80% населения. Но всем хорошо. Второй симптом.
На этом этапе к процессу заболевания подключаются эфирные
средства. И на сцену выходит Его Величество Формат. Кто его придумал, неизвестно. Свято блюдут
его маркетологи от шоубиза, своими неизвестно откуда взятыми процентами убеждая
радио- и теле- «папиков». Но это самый главный враг популярности артистов.
Потому что 90% потребителей любят мелодичную, ритмичную, заводную музыку, не
без осмысленных текстов и гитарного драйва. Но это все неформат. В результате в
эфирах пузырятся сопли нашего аутиста. Но всем хорошо. Продюсеры радостно
слушают отзывы критиков. Теле- и радиоэфиры потребляют звезды, их «папики»,
критики, продюсеры находят в них новые фишки. Журналисты из планктона разносят
споры формата, их читают те же люди, плюс еще небольшое количество тех, кому
все равно, что читать. Самое главное – в этом узком кругу движутся деньги. Всем
просто замечательно!
Диагноз ясен.
Прорвать эту удобную плаценту удавалось лишь тем, кто
осмеливался прислушаться к тому, чего хочет публика. Посмотреть «за бугор», и
не тупо скопировать, а бережно перенести на нашу почву.
Итак, кто у нас готов выступать в одном зале три дня с
аншлагом?
Хороший шанс был у Русланы. Самобытная качественная
музыка была с шипением от зависти отторгнута шоубизом, но получила признание
публики. Затем певица приостановилась, и потеряла главное – способность
заставить людей оторвать свои зады от кресел перед экранами и прийти на живой
концерт.
Стабильными генераторами аншлагов остаются «Океан Эльзы»
- уникальный пример проникновения неформата в эфиры. Можно их любить,
ненавидеть, смеяться до упаду с постоянных заимствований в их не оригинальной
музыке, но «качают» они.
Ани Лорак. Без вопросов. Настоящая, качественная, не
оскорбляющая ничьих вкусов поп-музыка. Плюс внешность.
Правда, их так много на ТВ, радио и бигбордах, что аудитория
слегка переела. Того и гляди…
А вот неожиданно на горизонте показалась Могилевская.
Популярности которой не помогали ни «Шансы», ни «Полюби меня такой». Но как
только она занялась тем делом, которым, наверное, и должна была заниматься –
станцевала, что-то мурлыкая себе под нос, т.е. делая то, что нравится ей самой,
и людям – вдруг взлетела в топовую стратосферу. А потом снова надолго пропала,
наверное, по каким-то своим причинам.
«Infante
terrible»
украинской сцены: Потап с Настей и Сердючка в этом списке – вне конкуренции. Такая
тупая попса завораживает, она собирает залы, она приносит деньги. Как ни
печально это эстетам.
Но на самой вершине все равно остаются корифеи, или
«динозавры», как хотите.
Назовем только Софью Михайловну. Уж ей можно и неделю
выступать в одном зале, и лишь на четвертый день появятся в зале пустые места,
да и то из-за того, что все взрослое население на концерте уже побывало. Она не
нуждается в «ротациях». Ее появление в радио- и теле- эфирах обусловлено лишь
желанием людей видеть и слышать свою звезду, на песнях которой растет уже
четвертое поколение украинцев.
А все потому, что людям нужна «нормальная музыка».
Забывают аутисты о процентном соотношении пожилой-взрослой-молодежной аудитории
в Украине. Тех, кто всегда будет любить «Червону руту» и «Куин с Пинк Флойдом»
намного больше, чем любителей хип-хопа или РнБ.
Поэтому Михаил Турецкий и «косит капусту» по городам и
весям страны, любящей хорошую музыку, сильные голоса и незатейливые мелодии,
близкие к тому, что они слушали в детстве-юности. И вместе с
Меладзе-Киркоровым-Примадонной, давно нашедшим свои «золотые ноты», усмехается
над перспективным, но аутичным «младшим братом».
А вообще-то, говорят, это лечится. Просто надо очень
хотеть выздороветь.