Культура
1989 год. Пал пресловутый
Железный Занавес. И началось тотальное наступление западной культуры на земли
«постсоветов». Жители больших городов все больше стали подражать некогда
вожделенному Западу. Перед голубым экраном фигурное катание и классический балет
перестали собирать миллионы. На смену спортивным зрелищам, цирку, театру пришли
латинские сериалы и полуобнаженная попса.
Свое сакральное, родное,
родственное стало то входить, то выходить из моды, превратившись в инструмент
для… простите… выпендрежа. А эстетическое зернышко, взращенное потрясающим 20
веком, чуть было не зачахло.
В большие города пришла
«псевдокультурная революция» - разменная фальшивка, подражание Парижу столетней
давности с его тогда еще наивным переосмыслением искусства. И вот – большие
города Украины уже не те, что были. Еще не те, которыми стремятся стать.
А что в это же время
происходит с нашими, маленькими, уютными «стахановыми», «первомайсками»,
«брянками»? Как это ни странно, они стали превращаться в трогательных и душевных
хранителей культурного наследия своего героического прошлого.
Задушевная провинция
Недаром говорят, что
страну можно узнать, лишь побывав на периферии. Ни одна столица мира не
отражает самобытность подчиненных земель. Колорит народа убегает из центра,
сворачиваясь клубочком в провинциальных городках, и пытается как можно дольше
оградить себя от влияния экспериментов.
Посмотрите, как
отличается солнечная задушевность Прованса от серо-романтичной разнузданности
французской столицы. А многолюдный Стамбул – от поэтики оливковых рощ, в
которых прячутся маленькие турецкие Чинарчик или диковинный Асос? Крошечные
полисы мира рождают и берегут эстетику, не подвластную времени и моде.
Таковы тенденции и
луганских городков. Правда, эти тенденции настолько слабо финансируются, что
наш культурный голод чуть было не стал губительным.
Первомайск выходит из
положения
В 2011 году городской
Центр культуры провел 86 мероприятий, которые посетило 38 тыс. человек. Это и
театрализованное конно-спортивное шоу, и выставка декоративных голубей и певчих
птиц, собравшая голубеводов Украины, Беларуси и России. И конкурс «Мисс
малышка», и «Зiрка Первомайска», и множество фестивалей, развлекательных
мероприятий, игровых шоу, концертов, постановок.
В Центре культуры
работает 8 самодеятельных коллективов: вокальные, хореографические,
декоративно-прикладного творчества, а так же действует давно полюбившееся
старшим поколением города клубное объединение «Ветеран».
- У нас очень многое
получается, несмотря на то, что есть масса трудностей, - делится Алевтина
Сохина, руководитель первомайского Центра культуры. – В Центре нет не то, что
специализированных классов, а даже отдельных помещений для кружков и секций. И
тем не менее, мы так строим графики, чтобы как часики работали все наши проекты.
Мы верим в их большое будущее. Думаю, оно нам обеспечено еще тем, что в нашем
Центре сильнейший преподавательский состав.
Действительно, секцию
вокала ведет настоящая звезда национального масштаба Надежда Шматова, лауреат
многих международных и всеукраинских конкурсов, запомнившаяся многим по успехам
в отборочных турах «Икс-фактора».
Танцы взрослым и детям
преподает талантливейшая хореограф, полуфиналистка шоу «Україна має талант»
2010, еще недавняя солистка шоу-балета «Стар-Данс» Ольга Косинова.
За декоративно-прикладное
творчество отвечает невероятно талантливый, блестящий профессионал – Светлана
Алаева.
Коллективы художественной
самодеятельности Первомайска своими выступлениями украшают все городские
мероприятия.
Зачем это нужно
О влиянии творчества,
искусства и гармонии на человека написаны тысячи научных работ. Немцы
утверждают, что своими экономическими успехами обязаны, прежде всего, бережному
отношению к культурным традициям. «В нашем стране до сих пор читают Сократа и
Аристотеля. Именно потому мы экономически стабильны и двигаем эволюцию вперед»,
- говорят немецкие лидеры. Да разве экономическое благополучие одной только
Германии опирается на культурные ценности?
С древнейших времен
известно, что без эстетического наслаждения человеческий интеллект истощается.
Недаром во времена монархии искусство принадлежало свободной аристократии.
Завоевывая соседние государства, любой полководец знал: военная победа – лишь
половина победы.
Чтобы подчинить себе
людей, нужно уничтожить их культуру, лишить доступа к прекрасному. Все об этом
сказали во времена Сократа и Платона. А мы? Мы помним тот известный факт, что
не имеют собственного мнения и вкуса те люди, чей глаз и слух не тешатся прекрасным?
А что мы думаем о тех,
кто с апломбом судит о жизни, не заглядывая в ее самые сокровенные тайны –
тайны рождения красоты? Не хочется никого обижать, очень не хочется. Но нужно
быть честными перед самими собой и постараемся ответить: может ли глубоко,
широко мыслить тот, кто не нашел удовольствия в созерцании живых полотен? Кто
не пробовал пробежаться по клавишам ф-но или струнам гитары?
Но еще важнее опыта
самовыражения (так уж, простите, считают психологи искусства) – стремление
слушать и слышать, смотреть и видеть искусство. Даже, если это не самое
элитарное, гениальное искусство. Главное, чтобы оно было живым, рожденным
сердцем. Такое искусство может вызвать дрожь по коже, блеск в глазах, грусть и
радость, нежность и боль.
Впрочем, и гениального
хватает в наших краях. В стахановском историко-художественном музее хранятся и
выставляются полотна, которые будоражат мечты самых щепетильных коллекционеров
мира. В подтверждение тому вспомните недавний скандал о кражах в парламенте
работ великого Глущенко! А ведь его картины – часть стахановской экспозиции.
Это далеко не все, чем
может хвалиться наш регион. Но почему-то мы не часто вспоминаем об этом,
забываем рассказать об этом нашим детям. И уж совершенно не ценим те усилия,
которые предпринимают некоторые наши земляки, дабы привнести как можно больше
культуры в нашу бытовщину.
А главное, прикосновение
к искусству – вот оружие против рабской психологии, которая по сути и есть
тормоз развития, якорь на пути к успеху.
Это настолько очевидно,
что самые заядлые материалисты, открыв для себя «феномен духовных
удовольствий», признают – без культурного базиса построить материальное
стабильное благополучие почти что невозможно.
А значит, все мы должны
понимать: каждая инициатива в области культуры Первомайска – шаг навстречу
счастливым временам. Временам, в которые песни, танцы, живопись, театр избавят
нас от эстетического голода. Ведь не хлебом единым… Согласитесь.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.