Бойкот всего русского: быть или не быть?

04 червня 2014, 00:02
Власник сторінки
2

Стоит ли ограждать украинское общество от всего русского лишь за то, что оно исходит корнями из вражеского лагеря? Каков должен быть диалог во время необъявленной, но идущей во всю войны?

Юрий Чабан
Украина – Россия: о специфике культурного диалога в условиях войны

Стоит ли ограждать украинское общество от всего русского лишь за то, что оно исходит корнями из вражеского лагеря?

Каков должен быть диалог во время необъявленной, но идущей во всю войны?

Да, война никем официально не объявлялась, но она идет. Гибнут люди. Берутся пленные. Захватываются территории.

Родственная для множества украинцев Россия за несколько месяцев в восприятии большинства превратилась во вражескую державу.
Есть правда и те, кто ввиду своего невежества, перешел на сторону аннексировавшей часть территории нашей страны и сеющей здесь вражду России.

И вот теперь конфликт с внешним агрессором дополнился гражданским противостоянием.
Так и живем.

Общественная палитра Украины и непонимание одних другими.

Украина. Разные люди. Кто-то живет на западе, кто-то – на востоке. Кто-то говорит на русском, кто-то – на украинском. Кто-то зарабатывает искусством, а кто-то вкалывает на заводах. Кто-то читает и почитает Шекспира, кто-то – Чехова, а кто-то – журнал «Истории из жизни» или, того «лучше», российский телеканал НТВ (и этот телеканал является для него самым авторитетным источником информации). Так уж получилось…

Одни родились и живут здесь, в Украине. У других там, в России, родственники, друзья, коллеги.

Русский культурный продукт воспринимается многими гражданами Украины как более родной, нежели украинский. Увы, нашим государством на протяжении длительного времени велась откровенно пророссийская (а местами даже антиукраинская) культурная политика. Теперь нам приходится пожинать плоды.

Такова наша реальность. К сожалению.
Эта реальность дополнена наличием внешнего врага нашей страны в лице такой братской для многих России. Вот уже несколько месяцев Россия активно ведет против нас войну, при этом умудряется это делать так, что некоторые жители Украины этого попросту не видит (или не хотят видеть), а еще часть, хотя и очень небольшая, принимает в этой войне участие на стороне России. Они видят в лице Путина – спасителя, а в лице до придела ослабленного украинского государства – врага.
Почему так получилось?
Как я уже упоминал выше, это делалось не за один день, не за один год и не без помощи государства. Сегодня «подлила масла в огонь» жуткая пропаганда Путина. Люди ей поверили. Они умудрились рассмотреть в лице сторонников целостности страны тех самых мифических бандеровцев о которых им на протяжении последних месяцев твердили кремлевские СМИ.

Теперь мы имеем картинку: расколотое общество. И внешний враг, который пришел в Украину дабы «защитить» русских.

Бойкот всего русского: быть или не быть?

Именно в этот момент с инициативы общественного движения «Відсіч» («Отпор» – укр.) набирает обороты бойкотирование товаров и услуг производства России. С одной стороны оно понятно: давайте хором скажем «НЕТ» российским оккупантам, давайте не наполнять из своих карманов российский бюджет, из которого потом покупаются патроны и, соответственно, убиваются наши солдаты.
Но с другой стороны – далеко не всё украинское общество готово порвать свои связи с Россией раз и навсегда. А еще – какая-то часть жителей Украины участников этих бойкотов попросту назовет врагами.

 Касательно призывов бойкотировать российский культурный продукт, здесь – наиболее спорный пункт. Одно дело – публично сжечь несколько книг писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, а другое – начать воспринимать творчество Андрея Макаревича или Юрия Шевчука как нечто вражеское. А ведь они, по сути, совсем недавно возглавляли марш мира в Санкт-Петербурге в поддержку Украины и ценностей Майдана; они пытались стать своеобразным рупором правды, сказав, что в Украине нет никаких злых бендеровцев, намеревающихся уничтожить всё русское, но не успели они это сказать – как резкие антироссийские настроения стали множиться.

Оно то понятно: Россия – агрессор. Путин врет; самыми разными способами расшатывает и без того шатающуюся политическую систему; посылает «зеленых человечков», которые своими автоматами пытаются обустроить «мир», Русский мир, Новороссию и т.д. Какая-то часть людей идет за Путиным (по глупости, невежеству или из-за денег – не важно – но идет).
Так зарождается гражданское противостояние (чтобы не сказать «гражданская война»), происходит раскол общества на своих и чужих.
Вместе с бойкотами того, что попадает в разряд чужого,  в обществе зарождается озлобленность. Мы забываем элементарное христианское «Прости их, Господи, они не ведают, что творят». Расправляясь со злом, мы порождаем новое зло.

Оценивая необходимость в процессе противостояния путинской России бойкотировать их товары, скажу следующее:
Бойкот российских товаров – это прежде всего символ. Хороший символ. Символ сплочения общества. Символ солидарности общества в отношении к политике России.
Символ и не более.
Однако, в то же время, у этого символа есть и «другая сторона медали»:
бойкотирование украинцами товаров, которые поставляются из России может стать отличной картинкой для российских СМИ, которые преподнесут ее как подтверждение тезиса о профашистских бандеровцах, заполонивших Украину и всячески ущемляющих права русских проживающих здесь. Этой картинке поверит та часть украинского общества, которая верит кремлевским СМИ. Соответственно, у Путина будет повод послать «миротворцев» в Украину для «оказания помощи» русским, а одураченные жители Украины не будут этим «миротворцам» противостоять. Диверсии совершаемые такими «миротворцами» будут восприниматься как действия оголтелых бандеровцев. Черное будет восприниматься как белое, а белое – как черное.
Собственно, это уже случилось.
Глупые люди, которые поддерживают сепаратистов и воспринимают Путина как спасителя, своими глазами видят злых бандеровцев, ненавидящих русских (так они воспринимают добрых украинцев, не безразличных к судьбе страны и бойкотирующих русское ради защиты украинского и защиты Украины).


Бойкоты росскйских товаров не дадут должного результата, ведь, к сожалению, украинская экономика слишком уж интегрирована в российское экономическое пространство. Процесс дезинтеграции – длительный и болезненный. По моему мнению, он сейчас необходим, но возможен лишь с согласия большенства украинцев

(попробуй-ка, откажись от российских МТС и Киевстара и турецко-ахметовского Лайфа в пользу украинского оператора связи «3моб»; попробуй-ка объясни одураченным путинской пропагандой, что белое на самом деле является белым).

Поиск общего знаменателя

И как же быть? Что бойкотировать, а что – нет?
Как не рассорится окончательно? Где отыскать точку соприкосновения одних с другими?
Вернемся к самому началу статьи. Украина – поликультурная страна. Люди в ней проживают самые разные. В разных культурных измерениях, можно сказать. Тех, кто живет искусством, часто не понимают те, кто вкалывет на стройке. И наоборот, строители вряд-ли поймут богему.
На уровне страны: западу сложно понять восток, а востоку – запад (в этом аспекте помогает еще и путинская пропаганда к которой прислушивается восток). Те, кто едят колбасу лишь по большим праздникам не поймут тех, кто шастает по буржуйским кафешкам и рассекает на такси. И наоборот.

Те, кто наблюдает бойкоты российских товаров извне, не понимают тех, кто эти бойкоты делает, не понимают природу этих бойкотов.
А ведь как важно попытаться понять друг-друга… Как важно…
Для примирения одних с другими нужно искать общие ценности, а не акцентировать внимание на том, что отличает одних от других. Ведь, в сущности, и у востока и у запада Украины сейчас одни и те же проблемы. Осталось лишь, чтобы народ это осознал.

А дальше, совместными усилиями нужно осуществить поиск общего препятствия на пути к тому, чтобы просто жить хорошо, попытаться преодолеть это препятствие или обойти его стороной, отгородиться от него с помощью бойкотов и давления на формирование государственной культурной политики адекватной сложившейся ситуации и т.д. Только вот делать это надо с общего согласия одних и других. Для начала же необходимо наказать виновных и попытаться вразумить неразумных. Важно, чтобы люди  осознали сейчас, что Путин для Украины – олицетворение зла. И для России – тоже, только в скрытой форме.

Увы, бойкоты русских товаров и услуг, а уж, тем более, русского искусства этому не способствуют. Точнее, способствуют на одном уровне, но на другом вызывают непонимание и неприятие.

Лично я поддерживаю выборочность в бойкотировании российского культурного продукта.

Я готов присоединиться к бойкоту творчества российских писателей-шовинистов вроде Сергея Лукьянеко, который назвал Украину проклятой страной и запретил переводить свои книги на Украинский язык, но я ни за что не запишу во вражеские ряды творчество Макаревича, Шевчука, Гребенщикова или Кортнева (которые, как по мне, заняли адекватную позицию в украинско-российском конфликте). Тем более, я не зачислю во вражеские ряды творчество Есенина, Чехова или Вертинского.



Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
ТЕГИ: Украина-Россия,бойкот,межкультурный конфликт
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.