Погромы в Казахстане-бытовуха или опасная болезнь? (+комменты экспертов)

12 февраля 2020, 16:30
Владелец страницы
Политический обозреватель
0
39

Погромы показали, что в Казахстане есть свои и "чужие" сограждане?

 

Погромы показали, что в Казахстане есть свои и "чужие" сограждане?

         

Село Аукатты, где компактно проживали дунгане, выглядит как иллюстрация к фильмам о войне - сгоревшие дома, на обочине - почерневшие от огня автомобили. Аукатты, Сортобе, Масанчи - это преимущественно дунганские села на юге Казахстана, которые в ночь с 7 на 8 февраля пострадали во время погрома.

 

Бытовой … межнациональный конфликт

Наш источник в Астане охарактеризовал ситуацию в следующем ключе. Юг Казахстана, где расположены дунганские села - это депрессивная местность. По его словам, власти Казахстана считают, что конфликт удалось погасить и не допустить его разрастания на соседние населенные пункты. Что касается развития ситуации, то источник "Века" прогнозирует, что верховные власти "будут закручивать гайки".

И действительно, первые увольнения уже начались. Президент Касым-Жомарт Токаев "пакетом" уволил сразу группу чиновников и руководителей МВД Жамбылской области. А следом глава Казахстана освободил от должности и губернатора - в Казахстане он называется аким.

Итак, по официальной версии, бытовая ссора, которой провокаторы придали направленность межнационального конфликта, началась с мелочи. Наряд полиции попытался остановить автомобиль с местным жителем. Дело происходило в Кордайском районе Жамбылской области, где в нескольких селах компактно проживает такая народность как дунгане.

Нарушитель не остановился, но полицейские догнали его уже возле его дома в селе Сортобе. Но подоспевшие местные жители избили полицейских - казахов по национальности - и не дали задержать нарушителя.

Но сами дунгане рассказывают другую версию случившегося. По словам председателя ассоциации дунган Казахстана Хусея Даурова, все было не совсем так. По его версии, 5 февраля на трассе произошла драка между казахами и дунганами "4 на 2". Одни перегородили дорогу КАМАЗом, другие вышли из машины возмущаться. Слово за слово - подрались. Во время драки толкнул пожилого мужчину-казаха. Но вечером дунганские старейшины поехали к казахским и вроде бы все мирно разрешили. Но местные власти пригнали на местность 15 машин ГАИ, экипаж одного из патрулей остановили двух дунган и якобы потребовали у них 100 тысяч тенге.

 

Моя полиция меня не бережет

А дальше идет общеизвестная версия, когда в ответ в ночь с 7 на 8 февраля отряды казахов напали на села, где компактно проживают дунгане. Нападавшие стреляли в местных жителей, группами нападали и избивали, поджигали дома и автомобили. Самого Хусея Даурова тоже избили, у него сломана рука. По его словам, нападавшие были вооружены ружьями и арматурой. Причем, жалуется дунганский старейшина, в ходе погрома появилась полиция, но полицейские не задерживали нападавших. Что касается ОМОНа, то спецподразделения прибыли только в 23.00, хотя погромы начались примерно в 17.00-18.00 пятницы и шли до 5.00 утра субботы.

          На сегодняшний день известно об 11 погибших, около 140 человек считаются ранеными, разгромлены и сожжены несколько десятков домов и машин, тысячи людей, включая женщин, стариков и маленьких детей бросились спасаться через границу в Киргизстан.

Казахские власти долгое время создавали Казахстану имидж спокойной и дружелюбной страны, где нет места межнациональной розни.

Несмотря на то, что Нурсултану Назарбаеву досталась многонациональная вотчина, ему удавалось около 30 лет не допускать громких конфликтов. Справедливости ради, официальная Астана проводила все эти годы ассимиляцию русских и других народностей, но не такими зверскими темпами, как на нынешней Украине.

И действительно, на фоне других республик бывшего СССР, Казахстан выгодно выделялся. Именно поэтому случаи, подобные массовому конфликту между казахами и дунганами, звучат как гром среди ясного неба.

Но, как показали погромы в дунганских селах на юге страны, на самом деле в Казахстане далеко все не так радужно.

 

Народ-эмигрант

По открытым источникам, в Казахстане на 18 миллионов 600 тысяч человек населения приходится достаточно многонациональный состав. Из них 67,98 % - это казахи, 19, 32 % русские, 3,21 % узбеки, по 1,47 % украинцев и уйгуров, 1,10 %  татары.

И это не считая совсем малых народностей. Одной из таких народностей и являются дунгане. Дунгане (их самоназвание "хуэйцзу") - это китайцы, исповедующие ислам.

В XIX веке хуэйцзу восстали против династии Цин. Дунганское восстание охватило провинции Шэньси и Ганьсу. Бунт, продолжавшийся в активной фазе с 1862 по 1869 годы, унес жизни от 8 до 15 миллионов человек. Последний отряд в составе 5 тысяч дунган под командованием командира Биянху ушел на территорию Российской империи в 1877 году.

После разгрома, восставшие хуэйцзу переселились на территорию Российской империи и Монголии. Поэтому после распада СССР дунгане оказались на территории современных Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Сегодня в Казахстане дунгане насчитывают всего около 30-40 тысяч человек (например, данные за 2007 год оценивают их количество в 36 тысяч человек).

 Дунгане во многом сохранили свои культуру и традиции. На это повлиял тот фактор, что после переселения они старались жить замкнутыми общинами со своим самоуправлением. Община выбирала старшину, российские власти разрешали им объединяться в самоуправляющиеся волости. Поскольку религия дунган - это ислам, то большое влияние имели имам и другие представители мусульманского духовенства.

Итак, конфликт на юге Казахстана показал, что на самом деле в стране все далеко не так радужно. И массовые столкновения казахов с дунганами - далеко не первый подобный случай. В принципе, если внешние игроки делают ставку на дестабилизацию по принципу "разделяй и властвуй", то разжигание межнациональной розни - это метод, который, что называется, на поверхности. И здесь в "группе риска" оказываются в первую очередь многонациональные страны вроде Казахстана и Украины.

В рассказе дунганского старейшины обратите внимание на поведение казахских полицейских - казахов по национальности. Да и власти Казахстана, несмотря на версию о "бытовом конфликте", не могут объяснить, почему для прекращения "мелкой ссоры" пришлось в срочном порядке перебрасывать отряды ОМОНа. И только после того как власти ввели в села, где проживают дунгане, отряды ОМОНа, военных и Национальной гвардии, погром удалось прекратить.

Поэтому, несмотря на официальную версию о "бытовом конфликте", остаются без ответа ряд вопросов. Например, кто те неведомые провокаторы, которые оперативно превратили бытовую ссору в националистический погром? Кто организовал и вооружил погромщиков? Понятно, что отряд в несколько сотен человек нуждается в руководстве. Поэтому возникает еще и вопрос, кто руководил погромщиками? Наконец, события в ночь с 7 на 8 февраля выглядят как вооруженный погром, а не "массовая драка" как организованно пишут СМИ.

 Без ответов на все эти и другие вопросы картина конфликта между казахами и дунганами будет неполной.

 

Бахытжан Копбаев, политолог, сопредседатель Республиканского общественного объединения "Казахстанское Общество Интернационалистов" (Казахстан)

Сегодня межнациональные вопросы в Казахстане являются самым слабым звеном - и эти события анти-дунганского направления это показали. Специфика информационной политики заключается в том, что власть транслирует информацию только на казахоязычную аудиторию одно, а для русскоязычной аудитории другое.

Например, недавно был создан национальный совет общественного доверия при президенте. Так вот, состав совета сформировали из числа друзей одного из помощников президента. При таком подходе, настоящие проблемы, которые волнуют общество, остаются вне сферы интересов власти. Сегодня национальный совет общественного доверия почти полностью состоит из националистов, за исключением пары «обязательных светлых», причем некоторые из них не скрывают свои радикальные взгляды.

Мы не раз уже выявляли неонацистские, ультраправые, организации, которые сами себя называли фашистскими. Мы показывали властям их призывы к насилию против других национальностей, но власти не обращают на это внимание.

Считаю, что все эти нападения на национальные меньшинства - это просто репетиция перед тем, как напасть на русских, узбеков и др.

Но эксперты заранее предупреждают, что нападение на миллионы русских, узбеков и др. приведет к очень плачевным результатам для Казахстана, вплоть до распада страны.

К сожалению, массовые столкновения между казахами и дунганами показали, что, если так пойдет и дальше, то нам не избежать межнациональных конфликтов. По большому счету, это просто вопрос времени.

И эта ситуация усугубляется еще и спецификой общественного строя в Казахстане. Во-первых, падение уровня жизни, ВВП Казахстана с 240 млрд. упал до 156 млрд. долларов, и все жители страны это ощутили на себе.

Все важные сферы бизнеса в Казахстане разделены между несколькими олигархами и их кланами, поэтому никто "со стороны" не может участвовать в газовом, нефтяном или любом другом бизнесе, связанном с недрами.

Ограниченные возможности приводят к росту напряженности - вот почему радикальные националисты пытаются, как тараканы в банке, сожрать тех, кто слабее.

Лично для меня эти столкновения подтвердили такой вывод - они показали, что можно всего за несколько секунд поднять людей и отправить убивать других людей.

А так как бытовой национализм всегда существовал и люди на бытовом уровне всегда сталкивались друг с другом, часть населения на подсознательном уровне таит обиды против других народностей.

Сегодня мы видим жуткие комментарии, когда многодетные женщины, которые, по идее, должны бы говорить умные вещи, а они с сожалением пишут в соцсетях в стиле "как жаль, что дунгане убежали. А надо было загнать их в школы и сжечь вместе с детьми".

Честно говоря, средневековый ужас охватывает, когда видишь такие комментарии, когда смотришь кадры, как радикалы ходили по улицам и стреляли по жителям дунганских сел, выбирая жертв чисто по национальному признаку.

Если политика официальной власти страны по нагнетанию русофобии, синофобии, ксенофобии как таковой не изменится, то прогнозирую, что кровопролитных столкновении в будущем нам не избежать, и к 2030-2040 году такого государства как Казахстан просто может и не быть в нынешнем виде.

 

Олжас Кожахмет, публицист, участник Клуба Ресентимент (Казахстан)

Сейчас, когда первоначальный шок от трагических событий прошёл, делаются попытки найти произошедшему рациональное объяснение в почти конспирологическом духе. Власти обвиняют в случившемся неких провокаторов, сами жители сел говорят, что не впервые видели многих из погромщиков, анонимные Телеграм-каналы объясняют погромы интригами внутри силового аппарата (дескать, это связано с борьбой за добычу от контрабанды и наркотрафика и дунгане вовлечены в эти процессы).

Вполне возможно, что некоторые или даже все эти факторы имеют место, но несомненно, что главной причиной межэтнических столкновений в Жамбылской области, а также бурной реакцией казахского общества является чрезвычайно накалившаяся социальная и духовная атмосфера в стране. В социальных сетях, особенно в их казахоязычном сегменте, в эти прозвучало множество высказываний в духе самого оголтелого шовинизма и погромной ксенофобии.

Социально-экономические неурядицы последних лет, а также тектонические культурные сдвиги, которые происходят в нашем обществе, ударными темпами формируют электорат, заряженный ультраправыми идеями в духе даже не национализма, а племенной какой-то ненависти к чужакам или других непохожим. Тот факт, что дунгане - это народ, исповедующий, как и казахи, суннитский ислам ханафистского масхаба, не производит никого влияния на взбудораженный народ.

Безумная совершенно синофобия, которая раскручивается в Казахстане последние годы (её причины и авторы - отдельный разговор) дает свои плоды, но дело не только в ней.

Ранее аналогичные взрывы насилия случались по отношению к туркам (местным и рабочим мигрантам), арабам, чеченцам и уйгурам. Эта тенденция, к сожалению, будет только нарастать и на горизонте не видно пока позитивных политических альтернатив - ни во власти, ни в оппозиции.

 

Ислам Кураев, политолог (Казахстан)

На самом деле, в регионе имелись проблемы, и они скапливались, откладывались в долгий ящик. В данном случае произошёл социальный взрыв. Людей больше побудило к конфликту попустительство правоохранительных органов. Были виноватые - их надо было задержать, отсутствие действий, регламентируемых законом перешли в ожесточенные столкновения на этнической почве. Хотя это рядовой, бытовой случай, которых на самом деле в Казахстане большое количество.

 Но последствия мы все видим.

Есть проблемы в части этнической политики власти. Думаю, что проблема этнополитики - это наследство СССР. Изучая историю, мы понимаем, что это было сделано намеренно, для создания будущих очагов конфликта. Сегодня все на себе это испытывают, кто-то преодолевает более мягко, а кто-то жестко.

Нужен новый подход к созданию единого общества. Все по понятиям советского прошлого считают, что, живя в одной стране, они могут быть представителями другой нации. Хотя нация - это признак обозначения государства проживания, ты можешь быть кем угодно этнически, но если ты в Казахстане - ты казах, в Турции - турок, в США - ты американец. Нормальная международная практика. Власти задумывались над этим фактом на заре независимости, но тогда пошло что-то не так, сегодня другие причины. Но думаю, что референдум или другие методы опроса населения помогли бы определить золотую середину.

Рубрика "Блоги читателей" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Редакция не разделяет позицию блогеров и не отвечает за достоверность изложенных ими фактов.
РАЗДЕЛ: Новости мира
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.