Беларусь живёт под оккупацией собственной власти и в риске перед случайными припадками президента
ПРОЛОГ
Я ехал в отель «Замковый» в полупустом автобусе. По привычке достал кучу белорусских бумажек из кармана, чтобы дать их кондуктору. Вручив их плотной женщине с неуклюжим макияжем на лице, я продолжил думать о встрече. Не успел я повернуть голову, как куча купюр была мне брошена на сидение с недовольной репликой: «Я не буду принимать у Вас деньги — отсортируйте их по купюрам — у меня нет времени ими заниматься!» Ленивый кондуктор вскоре ушёл, а стопка бумажек вернулась в мой карман. Через пару минут кондуктор подошёл, и тут же услышал от меня ответ: «Вы — кондуктор, вы — на работе, вот и сортируйте деньги!» Женщина, похожая на толстого продавца из советских времён, что-то кричала, возмущалась, даже милицию хотела вызвать… Но в итоге ей ничего не оставалось сделать, как забрать эти белорусские рубли, и дать мне талон. ПАЗЛЫ МОЗАИЧНОГО…
В отеле «Замковом» 9 января прошла дискуссия на тему «Городская идентичность Гомеля: сложится ли пазл?» На встречу пришло несколько десятков человек, в том числе и я, недавно покинувший автобус с ленивым кондуктором. Мероприятие организовала кампания «Будзьма беларусами!», которая активно занимается и другими социокультурными проектами.
В качестве основных гостей были приглашены Андрей Скидан, научный сотрудник Ветковского музея народного творчества имени Фёдора Шклярова, художник из Гомеля, Юрий Лукомский и Анатолий Акантинов, генеральный директор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы», член правления общественного объединения «Гильдия маркетологов».
На встрече выступили сами гости, а также слушатели из зала. Под конец беседы вклинился также и я, взорвав спокойный диалог своей социально-политической риторикой. Таким образом, мероприятие закончилось слегка на повышенных тонах, и ещё долгое время гул в зале не утихал после ухода видео операторов. Подробная статья и фотоотчет о встрече по ссылке.
Так что же такое пазлы белорусской идентичности гомельчан, жителей Беларуси в целом, и есть ли они вообще? Вопрос весьма интересный, если учитывать, что президент в нашей стране непосредственно мозаичный.
Беларусь живёт под оккупацией собственной власти и в риске перед случайными припадками президента. Белорусский язык и активные граждане, разговаривающие на нём, — это маргиналы, инородцы для системы. Несмотря на то, что сверху запущена некая программа по «белорусизации» государства, Беларусь остаётся одинокой территорией в цельном мире цивилизаций.
Эффект от «белорусизации» такой: власть дозволяет поговорить «па-беларуску» вне политического контекста, и ничего более. Вы там поиграйтесь в белорусов снизу, а мы будем тут сверху продолжать делить ваши рабские судьбы в общей концепции таможенной оккупации, и бюджетного распределения. Наигрались в белорусов? Хватит. Видимость создана. Болтовня прошла удачно. Кому она была нужна? Власти. Она была фиктивная, являлась плодом искусственной системы. Общественного значения эта «белорусизация» не имеет (что выгодно власти), потому что находится она вне конституции и свободы граждан, вне свободы СМИ, социальной активности, идеологии и, главное, политического делегирования. Она дискредитирует нацию, её культуру, и в конечном итоге сам язык.
Начинать возрождение нации, языка, традиций необходимо, конечно же, с основ: духовного сопричастия, культуры, но в неизбежной гармонии с работающей конституцией и социально-политической свободой. Вне каких-либо из этих условий культура маргинализируется, попадает на обочину государственной системы, что приводит не только к неспособности находить свою идентичность в массах, а наоборот, к обратному эффекту — социальному нигилизму. Что сейчас и происходит. Доверие к властям за 20 лет преодолело допустимый минимум. Народ безразличен к властям, что равно безразличию к самим себе. Такова реальность сломанной через колхозное колено белорусской конституции.
Работающая конституция в Беларуси привела бы к следующему результату:
1. На всех государственных медиа ресурсах, ТВ и радио белорусская риторика была бы обнажена. Дискуссии были бы нараспашку. Все партии, все движения и все самые активные части населения сказали бы правду, выявили и обнаружили бы себя самих в народе, тем самым создав зеркало существующей действительности, тем самым создав условия для последующего единения.
2. ТВ забурлила бы проблемами, которые реально существуют. Механизм свободного взаимововлечённого развития внутри системы привёл бы к смене этой системы в синхронии с культурной целостностью, что абсолютно неприемлемо для нынешнего режима и лично для Лукашенко. Как это, чтобы власть начала слушать собственный народ, да ещё и выполняла его волю??!! Это же немыслимо, и не попадает в пазл колхозной, быдловатой логики!!
3. Общество сразу почувствует себя хозяином положения, способно будет при малейшем просчёте и преступлении чиновника его сменить, и поставить более достойного и чуткого управленца на его место. Но, по логике власти, этого нельзя допустить, ибо сменив одного продажного лакея системы снизу, незапланированно нарушится вся мозаика диктаторского режима. Поэтому власти избавляются всегда сверху от своих сателлитов, бросая в народ их кости. Переводят, другими словами, стрелки на подчинённого. А обществу то, что после этого? Это же не социальные импульсы являлись катализатором последовательного изменения системы. И как они могут ими быть, если у социума нагло украли инструменты для этого управления?
Национальная идентичность и ощущение единого пребывания в стране без рычагов общественного контроля над властью невозможна. Белорусская интеллигенция и культура, беларуская мова, находясь под неприступным занавесом режима, превращается в разнородную биомассу, которая ни на что не влияет, кроме самой себя. Параллельность существования белорусской культуры и власти очевидна. Свидетельством тому стало, в частности, нежелание властей участвовать в дискуссии «Городская идентичность Гомеля: сложится ли пазл?» (хотя приглашение было), о которой я написал в начале статьи. Как чиновники могут прийти на встречу, если рядом будет сидеть человек, у которого на майке написано: «Лукашенко, уходи»?
Итак, так называемая «белорусизация» в стране происходит вне политического и конституционного поля. Лукашенко уничтожил политику в стране, чтобы быть единственным политиком. Однако спустя 20 лет бедные идеологи засуетились вокруг него: «Ах, Александр Григорьевич, вы теряете харизму!» Да, ему срочно надо сделать новый образ, как фантомасу, надеть новую маску народного лидера. Но облом: гардероб иссяк, лакеи все закончились, а адекватные головы все сбежали на Запад. «С кем работать?» — вдруг задумался мозаичный? Надо срочно найти в среде говорящих по-белорусски…» Вот и вся история.
Вообще, Лукашенко — вор и плагиатор. Он ворует у Путина идеи. На белорусских государственных каналах появились лояльные оппоненты власти, которые устраивают болтовню о проблемах в стране, обходя стороной критику в адрес лично президента. «Говорите всё, что хотите, но одна тема под запретом — Лукашенко и его террор» -- это политика всех государственных СМИ. Так, о какой надежде на общество и его единство вы надеетесь, циничные вы деятели этой пропаганды. Начните с себя, проявите на местах свою позицию в оппонировании властям. Станьте реально профессиональными оппонентами режима, власти, займите сторону народа, и создайте для них условия свободной дискуссии, вспомните о конституции, например. А пока что вы — просто объект заказа, ресурс, который нужен в качестве обслуги многочисленных дворцов власти, лакеи-сатанисты, извращающиеся к тому же над мелодичной, супер элегантнай беларускай мовай.
ЭПИЛОГ
Короткую историю о кондукторе я не случайно привёл в начале этого текста. Ленивая работница автобусного транспорта является эквивалентом и симптоматичным примером нашего режима. Практика скидывания проблем на коллектив в условиях полной изоляции от той же нации и культуры, от свободы и ответственности, от правды и гордости – это практика нашей власти, которая так и не научилась размаўляць па-беларуску.
Прошло 20 лет, и, к в великому ужасу, страна поняла, что вернулась в ту же точку, с которой всё и началось. Там, где самообман, лукавство, лицемерие, цинизм, эгоизм, самообольщение, страх и нерешимость, исторически неизбежен замкнутый круг. Можно обмануть историков, но История не терпит лжи.
Опубликовано на "Эхе Москвы"
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.