Конец оружейной интеграции?

10 лютого 2014, 11:39
Власник сторінки
0
204

Для ОПК Украины важно сохранить оба партнерских вектора, что позволит получать заказы и успешно продвигать вооружения совместного производства на мировом рынке

Военно-промышленный позор Украины

Бракованные БТР, от которых отказался Ирак, возвращаются в Украину



Уходящий год для украинской «оборонки» прошел под знаком евроинтеграции, паузу в которой, как известно, правительство Азарова взяло лишь в ноябре 2013 года. И сегодня неизвестно, как приостановка сближения с ЕС скажется на уже достигнутых договоренностях украинского ОПК с европейскими производителями. Но если верить заявлениям украинской власти о том, что Украина не отказывается от пути в Европу (как и словам представителей ЕС о том, что здесь украинцев продолжают ждать), развитие сотрудничества будет продолжаться.

Для украинских производителей вооружений значение этого процесса трудно переоценить, учитывая даже не столько объем европейского рынка оружия, сколько заманчивые перспективы продвижения совместной продукции в третьи страны при поддержке мощного европейского лобби.

Подробно

Бельгийская башня

На протяжении всех лет независимости нашей страны Европа достаточно много говорила о перспективах военно-технического сотрудничества с Украиной. Однако на практике реализовывались лишь единичные совместные с европейскими компаниями проекты, да и те не отличались масштабами и особой успешностью. Как, например, украинско-чешско-французская схема модернизации танка Т-72 советской разработки по схеме Т-72МП. Этот проект хоть и был отмечен в свое время международными экспертами, но так и не завоевал рынок.

Собственно, 2013 год и начался с демонстрации возможности украинского ОПК совместно с европейскими коллегами создавать востребованные на мировом рынке образцы вооружений и военной техники.

Так, в феврале в рамках международной выставки IDEX-2013 в ОАЭ на экспозиции бельгийской компании Cockerill впервые был представлен опытный образец бронетехники, созданный на базе украинского БТР-3Е1 и бельгийской башни CSE 90LP. Этот проект – результат двустороннего сотрудничества ГП «Укроборонсервис» и СMI (Бельгия) в рамках реализации положений двустороннего меморандума о сотрудничестве производителей двух стран, подписанного в 2012 году. Цель документа – совместная разработка и серийное изготовление бронетранспортера, адаптированного под стандарты НАТО, а также поиск новых перспективных рынков.

Базой для совместного проекта стал БТР-3Е1, который производит Киевский бронетанковый завод. Специалисты этого предприятия и «Укр­оборонсервиса» адаптировали базовую машину для установки башни бельгийского производства: данный боевой модуль позволяет использовать снаряды калибра 90 мм, соответствующие стандартам НАТО. Проект также преду­сматривает возможность пуска управляемых ракет украинского изготовления. Цель проекта – создание совместного с европейским производителем продукта для выхода на новые рынки, в частности в Южной Америке и на Ближнем Востоке.

Впрочем, о судьбе этого проекта пока говорить рано. Тогда как несколько месяцев спустя на европейском направлении обрисовались и другие перспективы, куда более выгодные для украинской «оборонки».

Сближение с Польшей

В мае в Варшаве прошел украинско-польский форум по сотрудничеству в сфере ОПК, в ходе которого стороны заявили о намерении  наладить сотрудничество в оборонно-промышленной отрасли и развитии совместных проектов. При этом речь шла как о совместном производстве вооружений для продвижения в третьи страны, так и об участии украинцев в модернизации вооружений для ВС Польши.

Представители Минобороны Польши сообщили, что до 2022 года планируют затратить на модернизацию более $40 млрд. При этом большинство заказов будут выполнять предприятия польской «оборонки», но они явно не осилят необходимые объемы работ, что открывает возможности для украинских компаний.

Эти декларации получили оперативное подтверждение. В августе стало известно, что Польша приобрела лицензию на производство украинской боевой бронированной машины «Дозор-Б», разработанной Харьковским конструкторским бюро им. Морозова. Польская версия «Дозора-Б» получила название Ocilla и отличается от украинского оригинала полным соответствием стандартам НАТО по баллистической и противоминной защите. Правда, речь о выпуске этой ББМ для польской армии не идет: производиться она будет лишь для продажи в третьи страны.

Однако вскоре после этого стали обрисовываться перспективы и украинского участия в модернизации вооружений для собственно польских ВС. В рамках международной выставки Defense & Security-2013 состоялась встреча представителей ГК «Укроборонпром» и ГК «Укрспецэкспорт» с руководителем официальной делегации Республики Польша — заместителем министра обороны по вооружениям и модернизации вооружений Вальдемаром Скшипчаком. Польская сторона проявила заинтересованность в высокоточном оружии, которое разрабатывает и производит ГосККБ «Луч», входящее в состав ГК «Укр­оборонпром».

По словам Скшипчака, они готовы развивать сотрудничество в различных направлениях. «Вооруженным силам Рес­публики Польша предстоит обновление противотанковых ракетных комплексов и модернизация вооружений бое­вых вертолетов. Мы готовы рассмотреть вопрос приобретения современных противотанковых управляемых ракет калибра 105 мм украинского производства, разработанных ГосККБ «Луч». Нас интересует также перспектива налаживания совместного производства высокоточного оружия», — заявил Вальдемар Скшипчак.

А в ноябре директор департамента инновационного внедрения оборонных технологий Минобороны Польши Лешек Цвойдзински сообщил, что польская сторона видит хорошие возможности наращивания военно-технического сотрудничества и в области совместной модернизации вооружений на рынках третьих стран — в Азии и Северной Африке. Речь может идти об авиатехнике и бронетехнике производства бывшего СССР.

Вместе с тем, сообщил директор департамента, перспективными программами сотрудничества могли бы стать модернизация на украинских мощностях МиГ-29 польских ВВС, а также участие Украины в программе создания новых модификаций многоцелевых вертолетов семейства Sokol.

Сближение с Польшей в военно-техническом сотрудничестве показало, что Украине налаживать контакты с НАТО в этой сфере проще всего по линии двустороннего сотрудничества со странами — членами Альянса, которые представляют бывший социалистический лагерь. Во-первых, потому что на вооружении их армий, как и в Украине, остаются образцы оружия советского производства (что облегчает вопрос их совместной модернизации). А во-вторых, эти страны в основном – соседи Украины, а значит, с ними уже налажены тесные дипломатические и культурные отношения.

Модернизация по-чешски

Свидетельством этого стало подключение другого члена НАТО и соседа Украины — Чехии — к важному для украинского ОПК процессу модернизации производственных мощностей украинской «оборонки». В октябре в ходе украинско-чешского бизнес-форума, организованного в рамках официального визита в Украину президента Чешской Республики Милоша Земана, состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве между государственным концерном «Укроборонпром» и чешской машиностроительной компанией «АЛТА». Согласно меморандуму чешский производитель станочного оборудования примет активное участие в техническом переоснащении предприятий «Укроборонпрома», модернизации их производственной базы, а также во внедрении новейших технологий и подготовке специалистов.

Были названы и предприятия, с которых начнется этот процесс: ГП «Завод имени В.А.Малышева» (производство бронетехники), ГП «Научно-технический комплекс «Завод точной механики» (орудия для бронетехники и пулеметы), ГП «Научно-производственный комплекс «Фотоприбор» (системы прицеливания, наведения и управления огнем бронетанковой техники, боевых вертолетов, артиллерии; системы управления противотанковых ракетных комплексов вертолетов и наземных средств; приборы ночного видения; аппаратура обработки материалов аэро- и космической фоторазведки).

Участие европейского производителя в техническом переоснащении предприятий украинского ОПК позволит решить весьма серьезную проблему перехода украинской «оборонки» на технические регламенты ЕС (а это, как известно, одна из главных экономических проблем украинской евроинтеграции). Что, в свою очередь, позволит оте­чественному ОПК легче интегрироваться в европейское экономическое пространство и осуществлять военно-техническое сотрудничество со странами ЕС и НАТО.

Вплотную

На распутье…

Однако самым знаковым событием на евроинтеграционном пути украинского ОПК стали, пожалуй, мероприятия по реформированию всей системы отечественной «оборонки» по западным стандартам. Осенью госконцерн «Укроборонпром», объединяющий ведущих разработчиков и производителей украинского ОПК, заявил о переходе на дивизиональный принцип управления входящими в его состав научно-исследовательскими и производственными предприятиями. При этом такой механизм управления рекомендован «Укроборонпрому» ведущей западной консалтинговой компанией McКinsey.

На сегодня уже создано три дивизиона: бронетехники, в котором базовым является Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени Морозова; ракетно-артиллерийский и боеприпасов на базе ГП «Государственное киевское конструкторское бюро «Луч»; судостроения и мортехники на базе симферопольского завода «Фиолент».

На данный момент рано судить об эффективности такой проевропейской реформы украинского ОПК. Но вселяет надежду то, что дивизиональный принцип управления давно обкатали крупнейшие западные производители, доказав его эффективность.

...Но вот с началом паузы в украинской евроинтеграции в конце года вдруг наметились новые перспективы для украинского ОПК. Во время встречи президентов Виктора Януковича и Владимира Путина 17 декабря последний заявил, что Россия и Украина могут плотнее сотрудничать на международной арене и должны возобновить всестороннее сотрудничество в военно-технической сфере.

Что это значит для украинской «оборонки»? Здесь стоит вспомнить, что при всех неурядицах в двусторонних отношениях Россия остается важным партнером для отечественного ОПК. Множество проектов в таких стратегических отраслях, как, например, авиастроение, просто невозможны без участия россиян. Это работы по самолету Ан-70, возобновление выпуска Ан-124 «Руслан» и другие проекты.

Более того, развитие отношений может спасти целые отрасли украинского ОПК, в которых наша страна имеет огромные возможности, но никак не может их реализовать. Это касается, например, военного судостроения. Мы уже давно убедились, что Западу не нужен наш огромный потенциал в этой сфере, зато он может быть интересен России. А это позволит возродить украинское военное судостроение.

Однако, увы, Киев не единожды убеждался, что руководство России для решения своих политических задач готово озвучивать заманчивые предложения, но когда дело доходит до их воплощения в жизнь, начинаются проблемы. С другой стороны, непонятно, как пауза в евроинтеграции и переориентация в военно-техническом сотрудничестве на Россию скажется на уже начавшем разворачиваться тесном партнерстве с ЕС.

Конечно, для украинских «оборонщиков» было бы идеальным сохранение обоих векторов, что позволило бы отечественному ОПК получать немалые заказы и успешно продвигать вооружения совместного производства на мировом рынке. Но едва ли это возможно: перспективы украинской «оборонки» очень сильно зависят от внешнеполитических решений украинского руководства. И ответ на вопрос, закончился ли нынешний год провалом «оружейной эпохи евроинтеграции», очевидно, нам даст наступающий 2014 год.

(С) 23.12.2013 11:35 | Обновлено 23.12.2013 11:58 Автор: Дмитрий ТЫМЧУК 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.