Кто был самым большим рэкетиром в СССР

27 июля 2013, 05:13
0
346

Нас тут сейчас усиленно тянут назад в СССР. Правда, его скромненько обозвали Таможенным Союзом, но мы-то знаем, что это назад в прошлое.

Нас тут сейчас усиленно тянут назад в СССР. Правда, его скромненько обозвали Таможенным Союзом, но мы-то знаем, что это назад в прошлое.

Этим блог-постом я хочу вам рассказать, кто был самым большим рэкетиром в те далекие времена. А вы уж сами поймете.

А было это в начале 80-х годов. Обычно нашему специализированному конструкторскому бюро завода кинескопов поручали второстепенные разработки, где мы обычно были контрагентами.

Но, пришло время, и у нас появилась ответственная разработка, в которой мы могли сыграть основную роль. Речь пойдет о разработке малогабаритного цветного кинескопа типа «онлайн» (впоследствии 25ЛК2Ц, с электронными пучками, лежащими в одной плоскости).

Дело в том, что в то время отечественная электронная промышленность выпускала цветные кинескопы только по закупленной за рубежом технологии, в основном Французской. А это была новинка для тогдашнего СССР - первая отечественная разработка цветного кинескопа.

Наши бедные конструктора оказались в сложнейшей ситуации – с одной стороны очень хочется выделиться среди конкурирующих предприятий, а с другой - где взять материалы и оборудование? Нет, не о ситце и не о шелке идет речь. Необходимо было стальное масочное полотно (маска в цветных кинескопах располагалась изнутри кинескопа перед экраном) и в больших количества, ведь речь шла о массовом производстве. А требовалось очень тонкое полотно, которое в СССР никто не умел катать, а делать надо было тоннами.

Следует отметить еще особенность комплектования цветных кинескопов специализированными отклоняющими системами и магнитами сведения. Так вот, впервые в союзе был разработан весь комплекс.

Казалось бы, такими глобальными комплектующими должно было заниматься министерство, он оно нашему КБ и этой разработке не оказывало никакого внимания – крутитесь, как хотите. В чем была основная беда? В монополизме государства; буквально на все. И это приводило к созданию конструктивных уродцев.

Надо отдать должное нашим разработчикам, которые после долгих раздумий решили изготавливать маску из листовой бронзы. Основное преимущество – не намагничивается. А главное – технология травления бронзового полотна значительно проще.

«Да вы шо? Это стратегический материал – на ракеты не хватает» - вскричали у Шокина, а он был тогда министром.

Короче, эту идею зарубили. Пришлось переходить на сталь. Но, нет худо без добра. Про худо я вам рассказал, а теперь - про добро. А добро вот в чем заключалось. Хотя какое это добро?

В СССР мы жили от годовщины к годовщине. А тут страна (хотя какая там страна – партийное ее руководство) готовились к очередному юбилею – 65-тию Октября и срочно были нужны «великие» достижения.

Руководство страны приняло решение о совместном торжественном заседании ЦК КПСС и Верховного Совета СССР. И, как обычно нужны были подарки к этому торжеству. Где то наверху решили дарить малогабаритные цветные телевизоры. Эту же стадию в свое время прошел и наш черно-белый кинескоп 16ЛК1Б для портативного телевизора «Электроника ВЛ -100», разработка и выпуск которого был приурочен к столетию со дня рождения Ленина.

Сразу наша сырая разработка оказалась в поле внимания. И тут уж все зашевелились – и сталь нашли (у японцев закупили) и разработчика телевизора сразу нашли. Им оказался ленинградский завод «Мезон», которому поручили разработку цветного портативного телевизора «Электроника Ц-432».

Но речь здесь не о том, а о том, что в производство была поспешно запущена «сырая» разработка. И результат не заставил себя ждать. Пошел поголовный брак в виде цветоискажения в углах кинескопа. И даже не помогло самоличное просиживание в цехе начальника Главка. Причем такой брак не подавался регенерации. При этом приходила в негодность японская маска стоимостью 5$.

И тут пришла мне идея исправлять искажения цвета с помощью магнитов. Благо в моей лаборатории была разработана система сведения пучков (ее вы видите на фото на горловине кинескопа) с использованием намагниченной резины. Тут же без промедлений был произведен эксперимент – брак поддавался исправлению, а магнитики закреплялись на кинескопе с помощью клея.

Все это конечно хорошо, но ведь необходимо было провести весь огромный комплекс испытаний. Не буду вас морить техникой, только скажу – все испытания были проведены успешно. Но игра стоила свеч – теперь почти отсутствовал этот вид брака.

Написал рацпредложение. Цех подсчитал эконом эффект, который составил ни много, ни мало, а целых 1,5 млн. рублей. Но, все красиво только на бумаге. После того, как цеховые расчеты эконом эффекта попали в заводскую бухгалтерию 1.5 млн. превратились уже в 1 млн. Мне выплатили примерно 300 руб. (на тот момент моя зарплата составляла около 150 руб.). Естественно, что я написал жалобу, после чего мне снова выплатили 150 руб. Так продолжалось около 3-4-х раз. Наконец я подал в суд. И как вы думаете, что мне ответили в суде? А в суде мне ответили, что, дескать, вы еще не прошли все инстанции – сначала следует обратиться в главк, потом к министру, а потом, когда придет отказ, тогда лишь можно будет обратиться в суд.

А завод каждый раз после очередной жалобы сцеживал какие-то крохи, что бы я не мог обращаться выше по инстанции. По моим подсчетам эта церемония должна была занять несколько лет. Поняв свою беззащитность перед государством, я плюнул на эту затею. Тем более что у меня маячили на горизонте вступительные экзамены в аспирантуру.

В то время как я внедрял свое рацпредложение в цехе, о нем стало известно по всей отрасли. И однажды раздался телефонный звонок, и женщина представилась сотрудницей СКБ московского электролампового завода (МЭЛЗ). Ее интересовало мое рацпредложение, а главное она со слезами умоляла дать ей образцы намагниченной резины. При этом она клялась, что включит меня в рацпредложение. А в те годы МЭЛЗ выпускал крупногабаритные цветные кинескопы двумя заводами в огромных количествах. Я сжалился перед женщиной, поверил ей на слово, и о, ужас – какое же было мое огорчение, когда я однажды после ее визита приехал к заместителю главного инженера МЭЛЗ и поинтересовался судьбой рацпредложения. Тот сделал круглые глаза и заявил, что ничего об этом не знает, хотя такие вопросы проходили именно через него. Значит, либо меня банально обманула представитель Москвы, либо их начальство просто вычеркнуло мою фамилию из списка и вставило другую, что было тогда обычным делом.

И еще один эпизод на эту же тему, но уже комичный. Что бы вам не было так грустно.

По вопросам все той же разработки мне часто приходилось бывать на ленинградском объединении «Мезон». А это было уже после того как телевизоры раздарили делегатам торжественного съезда и сотрудники разработчика уже ездили на устранение неисправностей – то есть на ремонт. И вот рассказывают, что один из ремонтеров добирался несколько дней к одному из делегатов, чуть ли не на тракторе. Находит указанный адрес. Ему высказывают претензии, что, дескать, телевизор не работает. Мастер, естественно просит показать розетку, для подключения сети, а оказывается, у них в ауле нет вообще электричества. Тогда он предлагает подключить телевизор к батарее 12 В. Но там и батарея отсутствовала. Как впоследствии выяснилось – это был чум в стоянке хантов.

Оставалось только украсить этим телевизором чум с внешней стороны.

 

 

Рубрика "Я - Корреспондент" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Редакция не разделяет позицию блогеров и не отвечает за достоверность изложенных ими фактов.
РАЗДЕЛ: Пользователи
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.