Человек эпохи Совершения

29 октября 2012, 05:04
0
208

Вот уже двадцать с лишним лет прошло с того момента, как раскололась словно льдина и пропала в темной пучине времени моя Родина - СССР.

В ней было много плохого.

Были мерзкие магазины, в которых мерзкие продавщицы, ставшие мерзкими из-за каких-то странных и непонятных, но явно советских причин, продавали из под полы дефицит. Были мерзкие и тупые начальники, были мерзкие и тупые подчиненные, были мерзкие и тупые коллеги и товарищи по цеху, кабинету и даже по стране.

Ведь было же совершено очевидно что чёртовы армяшки не способны на мужское поведение и не имеют права на Нагорный Карабах! И было совершенно понятно, что эти азеры - торгаши, которым место на рынке - не имеют никакого права на тот самый Карабах! Осетины - имеют меньше прав на Южную Осетию чем грузины, что пора бы уже поделить по справедливости земли между ингушами и чеченцами. А особенно - с осетинами! Таджики - лучше чем узбеки! А казахи - гораздо хуже чем калмыки.

Кто же мешает выяснить отношения и расставить, наконец, все на свои места?

Русские! Я помню этот поток беженцев с Кавказа и Средней Азии. У меня, как и у большинства советских людей, родня жила по всему Советскому Союзу. И вот, семья за семьей, знакомые за знакомыми они кочевали через нашу квартиру в Москве в другие части нашей, уже не такой нашей как раньше, Родины. Они ночевали на своих тюках в нашей двухкомнатной квартире потому, что их соседям вдруг стало ясно, что именно они виноваты в том, что у них чего-то не хватает, а особенно не хватает возможности разобраться наконец, со старыми врагами - азерами, армяшками, чичами, гуками, русней и так далее. Мы слушали жуткие рассказы о том, что земляки Мимино специально вскрывали вещевые контейнеры на железной дороге, чтобы изрезать все вещи, изорвать семейные фотографии, посрать в посуду бывших соседей бегущих куда подальше от их понимания соседства.

С ужасом мы узнавали новости о лишении гражданства наших знакомых и родственников в Прибалтике. С трудом верили в рассказы о том, что творилось в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии. Мы не понимали как это - закрыть сотни школ просто потому, что дети должны работать и собирать хлопок. Хорошо, если не мак.

Все это было как новости с какой-то планеты ужасов. Но тем не менее все это было правдой. Сейчас, после все крови, что была пролита в Карабахе, в Абхазии, в Осетии, в Чечне, в Ферганской долине и очень-очень много где еще, мы можем наконец понять - стоило оно того или нет? Чего мы достигли? Чего добились? Решили ли вопрос армяне и азербайджанцы с Нагорным Карабахом? Перестали ли смотреть друг на друга волками грузины, абхазы и осетины? Восстановилось ли среднее обязательное образование в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии? Счастливы ли и довольны ли своим положением, выкупленным предательством русских соседей прибалты?

Неужели нет? Неужели же вместо золота благоденствия в наших руках оказались битые черепки разочарования?

Какой-то знакомый почерк! Двадцать с лишним лет нам рассказывали про то, как СССР и советские власти, а до этого Российская Империя, искусственно задавливали национальные культуры, подавляли языки, вытаптывали национальные интеллигенции.

Ну, и как там у нас с наукой? С культурой? С музыкой? С кино? С театром? Как там продажи книг на национальных языках? Расцвело? Опять нет?

Умер оставшийся в России, не смотря на всю свою любовь к Азербайджану, Муслим Магомаев. И никто его не заменил.

Выбравший же Азербайджан Полад Бюль-Бюль Оглы создал союз тюркоязычных композиторов, который так и не написал ничего, что было бы хоть сколько-то известно или сравнимо с тем, что ранее делали Полад и Муслим, совсем недавно грозил России войной, будучи послом Азербайджана в России.

Не порождают бывшие республики СССР ни великих певцов, ни поэтов, ни актеров, ни режиссеров. Ни ученых. Не рождается и не вырастает ни Донатасов Банионисов, ни Альбертов Асадуллиных.

То же что осталось нам в наследство претерпевает какие-то жуткие изменения. Великий режиссер Михалков снимает позорную клюкву и военно-историческое порно, Леонид Менакер - автор сценария фильма “Никколо Паганини” пишет военно-историческое порно, чудовищная деградация от происходит с Аллой Пугачевой.

Как и со всей эстрадой. Все словно разлагается и гниет. То что не желает гнить - не держится на ногах, утрачивает вертикаль - словно из спины выдернули позвоночник и человек падает и растекается в лужу. Все теряет форму и становится бесформенно-текучим. Жижей, занимающей максимально низкое положение.

Наши великие деградировали. Наука и культура в каком-то приемлемом, исключительно по сравнению с другими бывшими республиками, состоянии есть только в России и Белоруссии.

Культура же остальных осколков нашей бывшей родины - живет жизнью после смерти. На приемлемом качественном уровне остается только сектор фольклора не требующий гигантских общих усилий и допускающий кустарную работу. Совпадение распада страны и распада культуры не случайно.

Дело в том, что нашу культуру и страну держал один и тот же позвоночник - советское понимание человека.

Дьякон Андрей Кураев когда-то сказал, что “в советское время от людей скрывали Бога, но говорили правду о человеке”.

Причина согласия православного дьякона с советской трактовкой человека заключается в том, что и православие и коммунизм понимают человека как носителя творческой энергии, созидателя и творца.

Православие напрямую выводит это из того, что человек сотворен Богом по своему подобию, а следовательно обладает тремя главными качествами уподобляющими его Богу - способностью творить, жизнью и способностью к любви. Причем очень важно то, что эти качества связаны друг с другом и вытекают одно из другого - способность творить проистекает напрямую из способности к любви поскольку любовь требует созидания потому, что любовь без созидания мертва, а любовь жаждет жить и воплощаться. Жизнь же - невозможна без любви потому, что не может родится и воспроизвестись. Воспроизводство же - есть творческий акт любви - ее воплощение и реализация. Счастье человека - это момент слитности творения, жизни, любви в один момент - будь это изобретение, написание стихотворения или же простой акт зачатия.

Мы все понимаем это становясь родителями. Жизнь, любовь и созидание - есть отражение Троицы в нашей жизни.

Коммунистическая мечта об освобождении труда идет корнями именно отсюда - из христианского понимания человека. Та страстность, с которой коммунизм вступил в борьбу с религиями вообще и с православием в частности, это скорее страсть сына в конфликте с отцом - коммунизм, являясь порождением антропоцентричной христианской религии с ее пониманием человека, воевал с религией потому, что видел в ней сообщника капитализма по порабощению и принижению человека предназначенного для свободы и развития.

Ирония состоит в том, что о том, что что такое человек и его предназначение ему сообщила именно религия. Фактически людей злила и возмущала разница между декларируемым и совершаемым. Коммунизм в отношении православия уподобился гуситам в отношении католичества.

Народы которая собрала Российская Империя оказались в ней по разным причинам - часть оказалась на занятой русскими войсками территории не имея своего государства, как латыши, эстонцы и чеченцы, часть потерпела поражение в конкуренции с русскими за право строить государственность на этой территории, как поляки, татары, литовцы, часть бежала в Россию от жестокого врага, как грузины.

Все эти народы имели чрезвычайно разные обычаи, традиции и мировоззрение. Пока Россия не вступила в стадию индустриализации, пока население ее было в основном крестьянским, в доступной объединяющей идеологии не было особой необходимости. Государственность была данностью такой же как климат и смена сезонов.

По мере развития промышленного производства и связанного с ним резкого роста удельного веса интеллигенции - ситуация резко изменилась.

Поставленный в условия политической необходимости СССР вынужден был давать идеологический и культурный ответ на вопрос о том, что же нас объединяет. И этот ответ он дал основываясь на доставшейся ему в наследство христианской концепции человека-творца.

А учитывая масштаб разницы культур у русских, татар, прибалтов, грузин и так далее планку человеческого идеала пришлось ставить очень высоко - на такой высоте, где национальные различия становятся не пропастью, а погрешностью. Масштаб вызова определил масштаб культурного ответа. Благодаря нашей разности, СССР пришлось найти то, что было безусловно прекрасным для всех - квинтесенцию мечты человека о себе. Человека как такового. Как вида.

Именно этим и объясняется масштаб личностей в нашей культуре и искусстве - они соответствовали масштабу задачи - творить идеальное для сотни народов нашей страны. Не разное, а одно, но настолько качественное, настолько высокое, что для любого человека созданное было бы сияющим солнцем.

Наше единство обязывало нас стремиться соответствовать самым высоким требованиям которые могли предъявляться к человеку. Только такая среда могла породить соответствующую культуру и культ героики актуализировавший греческий и русский эпосы и доведший его в его высоком изложении до каждого. Ни у одного народа на земле еще никогда не было такого высокого уровня массовой культуры.

Но все это работало до тех пор пока человек “звучал гордо” и рассматривался большинством общества как творец и созидатель.

Чтобы вспомнить, как именно мы утратили представление о себе как о творце, как мы утратили единство, дружбу народов и страну, я полагаю нет способа лучше, нежели процитировать речи того времени видного грузинского философа Мераба Мамардашвили: «Конечно, существует грузинское достоинство. Мы не хотели принимать эту дерьмовую, нищую жизнь, которой довольствуются русские. Они с ней согласны, мы — грузины — нет… Посмотрите на тбилисские дома, тротуары — общественное пространство… Грязные ворота, обветшалые дома, даже крысы и обваливающиеся стены. Таков вид снаружи, зато внутри благоустроенные квартиры, забитые вещами, высококачественной импортной аппаратурой… Эта атмосфера отражает самоуважение грузин, которое отсутствует, как я уже говорил, у русских… На стол я стелю скатерть, а не газету. Русские готовы есть селедку на клочке газеты. Нормальный, не выродившийся грузин на это не способен…».

Таков был голос скверны, такими словами она говорила с народами.

Я знаю, что сейчас вы безошибочно узнаете этот голос - мы слишком много говорили об этом, чтобы вы могли ошибиться. Это голос человека-Потребителя, который отождествляет себя не со свершаемым, не с развитием, не с познанием, не со служением, а с потребляемым. Фактически поколение наших отцов в потреблении серьезно ограниченное по сравнению с тем как рекламировал себя Запад, и от того практически находящееся в предчувствии грядущего праздника потребления в состоянии эротического возбуждения, не умеющее справляться с натиском рекламы, отказалось от концепции человека-творца, отказалось таким образом от всей созданной прежде конструкции культуры и потребило страну.

Абсолютно тот же самый процесс в области культуры и идеологии произошел и у наших западных соседей. В этом плане мы не столько враги, сколько уже товарищи по несчастью. Секуляризация изъяла из сознания человека Бога, и построенная на Боге конструкция человека-творца оставшись без своего фундамента просто распалась со временем не выдержав вульгарно вопроса “а почему, собственно?”

Ответить почему человек - есть творец, а не хорошо устроившаяся обезьяна не вмешивая Бога - невозможно.

Помните мультик “Возвращение Геракла”? Там есть момент, когда орел кричит Гераклу: “Пойми, ты - Бог!”. Нюанс в том, что в отличие от христианского Бога, который за человека созданного им по образу своему и подобию, за его свободу сошедшего на крест, языческие боги - это просто элитная, жрущая нектар и амброзию тусовка. И когда орел кричит про то, что Геракл - бог, он имеет в виду “элитный потребитель”. Что-то типа такого мамардашвилевского грузина-потребителя. Когда Гера требует у Зевса ответ, почему он позволил Гераклу стать богом, Зевс отвечает, что “как человек, он был опаснее”. И когда Геракл заявляет, что он - человек, то имеется в виду отрицание безразличного созерцания мирового зла, служение людям вытекающее из любви к ним, то есть фактически советский Геракл заявил себя подобием христианского вочеловечившегося Бога. Христианство кричало сквозь советскую культуру. СССР, словно сын из библейской притчи говорил Отцу “нет”, но делал положенную работу.

И одновременно с этим формально и внешне набожный Запад делал все, чтобы превратить человека в животное.

Наши народы, подобно этому Гераклу вполне вкусили и созерцания мирового зла, и всласть поскандалили друг с другом из-за кусков на столе, пожрали амброзии гамбургеров и испили нектара кока-колы и даже односолодового виски.

Мы уже побыли богами потребления.

Пора божку стать Человеком.

А для этого надо вспомнить все, что мы раньше о себе знали. И надо найти новое. Все самое лучшее. И без помощи друг друга - христиан, мусульман, атеистов, физиков, поэтом, армян, русских, грузин, прибалтов, азербайджанцев - нам не обойтись.

Мы нужны друг другу не только для того, чтобы продавать друг другу нефть, газ, боржоми, хурму и помидоры, а для того, чтобы помочь друг другу стать тем, кем мы должны быть, кем нас задумал Господь - Людьми эпохи Совершения, Homo Verus - людьми проверенными, человеками истинными, человечеством веры.

Слушайте люди и объединяйтесь!

Роман Носиков юрист, публицист

Рубрика "Я - Корреспондент" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Редакция не разделяет позицию блогеров и не отвечает за достоверность изложенных ими фактов.
РАЗДЕЛ: Пользователи
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.