Две угрозы национальной безопасности

25 січня 2011, 19:16
Власник сторінки
Веб-разработчик
0
676

Мы много ругаемся и злимся по поводу русского и украинского языков, вспоминая кто кому стрелял в спину во время Второй Мировой Войны, и по поводу очередной власти, которая не дает нам жить. По-моему, две угрозы национальной безопасности Украины - это

Прошло больше года с тех пор, как оранжевые ушли, и бело-голубые пришли. Время достаточное, чтобы сделать ряд знаковых жестов, "проявить себя". Уже практически не слышны разговоры про "дайте им показать себя" - времени было достаточно. В чем-то ситуация стабилизировалась. В чем-то — ухудшилась. Некоторая стабилизация в экономике, наступившая, отчасти, благодаря авторитаризму новой власти, балансируется продолжающимся обнищанием среднего класса, разложение которого теперь, после принятия нового налогового кодекса, оказывается во многом предопределенным юридически. С другой стороны, Анне Герман приходится все чаще делать вид, что ее личного отрицания достаточно для того, чтобы разом перечеркнуть все заявления о сворачивании демократии и ущемления свободы слова. Когда она смотрит прямо не негодующих журналистов, и при этом говорит, "Кто ущемлен? Никого не вижу!" - это выглядит совсем не убедительно. Но на фоне этого всего, можно выделить две угрозы национальной безопасности Украины, которые являются наиболее важными.


Коррупция

Первая угроза — это коррупция. Причина того, почему одна власть сменяет другую, а реальный результат варьируется только между "плохо" и "очень плохо". Когда вся государственная система коррумпирована — начиная от дворника в его ЖЭКе, включая медицину, спорт, силовые структуры, законодательную и судебную власть, и заканчивая правительством, практически все ключевые люди которого замешаны в громких махинациях, которые превращаются в судебные дела только после того, как они теряют власть.

Независимо от власти, коррупция пребывает. Если оценивать нравственные ценности по поступкам, то коррупция — это, пожалуй, единственная всеобъемлющая нравственная ценность нашего общества. Сложившаяся система вынуждает своего участника стать ее частью. И чем выше поднимается участник в бизнесе или управлении страной — тем жестче на него давление. Каждый политик, который хотел победить этого монстра неизменно оказывается в ситуации, когда понимает, что не сможет удержать власть без поддержки системы — даже в том случае, если сможет эту власть получить. Коррупция — причина того, что миллиарды долларов — просто "пропадают". Любой проект оказывается "распилом", как это было с недавним проектом постройки скоростного трамвая в Киеве.

Говоря коротко, коррупция — это причина того, почему законы не действуют. Действие законов обходится, саботируется, и, наконец, сами законы просто переписываются через суды. Включая Конституцию. При саботировании работы законов, жизнь государства нарушена. Силовые структуры направлены не на защиту гражданина, а на его запугивание, и защиту представителей коррумпированной системы. Конкуренции нет — ее вытеснила система "откатов", которая препятствует ведению бизнеса. Социальные службы не направлены на обслуживание гражданина — напротив, гражданин вынужден идти к ним "на поклон". Другими словами, покажи рукой на практически любую проблему в обществе, от разбитой дороги до бесполезной медицины, и спроси себя, "Почему это не может быть исправлено?" И ответом почти всегда будет "Потому что коррупция".


Общественный раскол

Общественный раскол — это вторая по величине угроза. Ни для кого не секрет, что Украина состоит из двух частей, грубо говоря. Запад и Восток. Пророссийский восток и Про-европейский запад. Это разделение не сиюминутное — оно уходит корнями не на сто и не на двести лет. Хотя события именно времен Второй Мировой войны составляют тот фундамент, на котором это разделение базируется. Суть разделения — многогранная. Начиная от национальных отличий, включая географические, языковые, и даже религиозные отличия. Это отличия в культуре, географии, и ментальности. На полях Второй Мировой, эти две стороны зачастую были врагами. Стреляли друг в друга и убивали друг друга. СССР старался подавить это противостояние, но, будучи одной из сторон, не смог этого сделать.

Пусть здесь читатель остановится и задумается об этих данностях. Пусть попытается проанализировать — каковы шансы у страны, состоящей из двух таких частей. Даже если допустить, что как-то примирить их в рамках одного государства возможно, все равно понятно, что сделать это — крайне трудно, и болезненно. И неблагодарно. Но говоря это, я ни в коем случае не хочу создать видимость того, что эта национальная проблема (которую можно не кривя душой назвать национальной трагедией), как-то решалась или решается сейчас. Как раз напротив. Этот шрам в душе Украины продолжает углубляться, и эксплуатироваться практически каждой стороной в современном политическом и интеллектуальном процессе в стране и извне.

Вскоре после свержения режима Леонида Кучмы стало известно, что его лидеры использовали национальный вопрос, управляемое противостояние между востоком и западом страны, в своих целях. Современные политики "оранжевые" и "бело-голубые", в основном имеют географическую распределенность. Давая перед выборами щедрые обещания (одни подавить русский язык, другие — сделать его государственным), они апеллируют к своим избирателям, хотя и вынуждены потом значительно сглаживать свою позицию после достижения поставленной цели — власти. За каждой из сторон стоят не только внутренние силы, но и внешние. Россия с одной стороны, и Европа с США — с другой стороны. При том, нам не хотелось бы сознаваться себе в том, что интерес этих сторон обусловлен далеко не всегда экономической необходимостью в Украине — а часто, спортивным и политическим интересом между странами, которые хотели бы утвердить себя и доказать что-то друг другу. С одной стороны, это идеи российского "Русского мира" - во многом неудачное продолжение идеи российского имперского религиозного национализма, а с другой — реакции на этот империализм, в сочетании с национальными движениями меньшего масштаба, которые возникли во многих странах бывшего соц. лагеря, и которые часто центробежны — а значит, враждебны России как стране, "навеки сплотившей" когда-то "нерушимый союз". Эти силы подбрасывают огня в наш внутренний конфликт извне — и есть большая возможность того, что в случае какого-либо потрясения в стране, они разорвут страну на части уже в фактическом смысле.

Достаточно понаблюдать переписку в форумах и сайтах типа "Корреспондент", "Сегодня", "Мета", "Лента.ру", чтобы быстро заметить весь тот накал ненависти, который существует в нашем обществе. Совершенно лицемерными выглядят заявления политиков о том, что "Русский и украинский народы любят друг друга" на фоне того, как по российским СМИ уже много лет методично и осознанно создается негативное впечатление об Украине. То немногое хорошее, что есть — замалчивается. Плохое подчеркивается, выделяется, и разжевывается. Такое впечатление, что недостаток запретной критичности по отношению к российским вождям (ко всем трем), с лихвой компенсируется критичностью в адрес "любимого соседа". Политики лгут всегда. Но в странах, где они контролируют СМИ, их настоящее мнение можно прочитать и увидеть в выпуске новостей.

Во время оранжевой власти, СМИ не раз говорили, что "проигрывают" информационную войну российским СМИ. Это не совсем так. Украинские СМИ проиграли войну российским СМИ заведомо, с самого начала. Причина этого — в том, что у российских СМИ есть в Украине плацдарм — восток Украины, который уже десятки лет изнывает от навязывания ему украинского языка, и Крым, который знает (вернее, не знает), за счет чего будет жить, в случае, если Черноморский Флот вдруг "уйдет" из Севастополя. Самые густонаселенные части страны, населенные этническими русскими, стали плацдармом для этого информационного удара. В условиях нескрываемого давления и агрессивности при навязывания западноукраинской культуры востоку, это не могло закончится иначе и было предсказуемо.

Можно долго расписывать и анализировать то, как восток и запад Украины стали плацдармом для внешних сил и внутренних коррупционных элит (которые, похоже, потеряли власть над этим процессом, что показывает усиление более радикальных националистов на западе страны, и невозможность очередного правительства снять напряжение — не то, чтобы они были заинтересованы его снять). Но факт остается — россияне не любят и часто, ненавидят украинцев. Даже некоторые из тех, которые живут на территории Украины, пишут в форумах, что хотели бы развала страны, отхода промышленных регионов к России, и что тогда "тупые укры" увидят, каково это — жить в датационных западных регионах без поддержки промышленного востока. С другой стороны, представители западных областей, обращают внимание на то, что некоторые, даже не промышленные страны в Европе замечательно живут и без "строек столетия".


Выводы

Не принимая ни одну из сторон, можно обратить внимание на то, что оба взгляда деструктивны и подразумевают дробление страны. Само по себе дробление — не всегда плохо. Но в условиях коррупции, как показал раздел СССР, подобные дележки превращаются в лишь в очередной раздел "пирога", сопровождающийся переделом имущества, нестабильностью, и обнищанием населения.

С другой стороны, подобная ситуация делает невозможным исцеление страны. Внутренний раздор так сильно стимулируется и эксплуатируется всеми сторонами конфликта потому, что является эффективным обманным маневром — отвлечением внимания общественности от главной проблемы — коррупции. Страна, воюющая сама с собой, и считающая, что ее главная задача — смотреть фильмы на русском, или наоборот, навязать украинский во всех школах — оказывается беззащитной перед первейшими проблемами. Эта неспособность расставить приоритеты уже долгое время оказывается для нашего общества камнем преткновения, точно так же, как бесполезно лечить облысение страдающему раком. Второе, конечно, амбициознее. Но первое, если не лечить, убьет раньше. Проблемы раскола страны не решить до тех пор, пока коррумпированные кланы нуждаются в этом расколе для отвлечения внимания общества.

Недавно Олесь Бузина, корреспондент газеты "Сегодня", опубликовал свою статью, "Страна управляемого кризиса", в которой он рассматривает будущее Украины в том случае, если бы страной управляла про-западная оранжевая власть, как будущее "страны управляемого кризиса", в которой кризис тянется десятками лет — по той причине, что такой страной, где народ борется за кусок хлеба, вместо того, чтобы бороться за свои права, легче управлять. Наверное,  правдивее было бы сказать, что пока что в Украине не было власти, которая не была бы в таком "управляемом кризисе" заинтересована, и делала бы все возможное, чтобы его побороть, не зависимо от того, была ли она "про-западная", или "про-восточная", "оранжевая", или "бело-голубая".

Две вещи погубят нас — это наша коррумпированность, и это наша ненависть, ксенофобия, и мстительность. Украинец, который радуется терактам в России должен понимать, что он разрушает Украину. Совершенно деструктивно и бессмысленно пытаться построить страну на ненависти к реальным или воображаемым врагам. Так же деструктивно и бессмысленно, как арестовывать и сажать коррупционеров только после того, как они оказались в оппозиции.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.