Терроризм - вид "бесовства"

11 сентября 2011, 09:17
0
839

После теракта 11 сентября 2001 года у США мир ощутил свою беспомощность перед терроризмом. К сожалению, есть все основания полагать, что человечество сегодня находится в таком состоянии, когда причин и условий, порождающих терроризм, становится все больше

 

Как свидетельствуют факты, опасность терроризма во всем мире имеет тенденцию к росту. Это можно объяснить обострением современных социальных кризисов, а также тем, что социальный прогресс открывает новые возможности не только для доброй воли людей (добропорядочности), а и для преступности, в том числе и для такого ее вида как терроризм. Есть все основания полагать, что человечество сегодня находится в таком состоянии, когда причин и условий, которые порождают терроризм, становится все больше. Вместе с тем, развитие технологий человеческой деятельности создает условия для возникновения новых, более опасных способов совершения преступлений, в том числе террористических, т.е. технология преступности изменяется вместе с социальным прогрессом.  Из этого можно сделать вывод, что криминальная форма проявления воли и сознания социопатических личностей будет вытеснять другие формы проявления этого комплекса, а именно - войны, революции и т.п.. Очевидно, терроризм станет таким, что сможет быть более эффективным средством в руках злоумышленников, чем война или революция для решения социальных (экономических, политических, идеологических, междуконфессионных, моральных и т.п.) конфликтов в их пользу.

 Террористическая атака 11 сентября 2001 года в США показала, что сегодня террористы могут нести обществу большую опасность, чем вооруженные наиболее современным оружием армии. При этих условиях, военный способ решения того или другого конфликта оказывается менее эффективным и теряет свое значение. Это касается любых социальных конфликтов. Отсюда следует, что вооруженные наиболее современным оружием армии теряют свою роль средств обеспечения национальной безопасности стран, а вместо них должны возникать новые средства обеспечения безопасности, способные эффективно противодействовать уже не военной агрессии, а террористической. США, будучи способными противодействовать любой военной агрессии, 11 сентября 2001 года оказались беззащитными, так как не имели эффективных средств противодействия терроризму.

 Терроризм - это особая форма проявления воли и сознания социопатических личностей, которой присущая своя криминальная технология. Эта криминальная технология может реализовываться через чрезвычайно разнообразные действия: убийства, взрывы, захват заложников, пытки, угрозы и т.п.. Кроме того, терроризм как форма проявления воли и сознания социопатических личностей может побуждаться чрезвычайно разнообразными мотивами и направляться на достижение чрезвычайно разнообразных целей. Из-за этой многоликости терроризм трудно поддается однозначному определению, тем не менее такое определение понятия терроризма необходимо для эффективного противодействия ему. Не познав сути терроризма, нельзя изыскать надлежащие средства противодействия ему, так как известно, что средства влияния на то или другое явление зависят от его свойств.

 По нашему мнению, терроризм - это любое действие, которое совершается с применением террора. Террористическими преступлениями являются преступления, при совершении которых применяется террор как способ преступного посягательства. Террор заключается в своевольном создании (сотворении) опасности, способной влиять на волю людей. Таким образом, терроризм - это преступные действия, способом совершения которых есть террор, т.е. своевольное создание опасности, способной влиять на волю людей. Как и любые другие умышленные преступления, терроризм есть проявлением воли и сознания социопатических личностей, умышленно создающих опасность для других.

 На наш взгляд, проблема определения понятия терроризма как преступного проявления сводится к установлению: а) объекта, на который происходит посягательство в виде терроризма; б) способа преступного посягательства, который определяется свойствами этого объекта. Другими словами, определяющими для юридической дефиниции терроризма должны быть объект, на который посягают преступники, и способ посягательства на него, определяемый свойствами самого объекта. Как показывает опыт, формы проявления терроризма чрезвычайно разнообразные. Это предопределяет определенную трудность в поиске определяющих черт терроризма, в частности тех, что касаются объекта терроризма и способа посягательства на него.

 С нашей точки зрения, "общим знаменателем" всех этих проявлений терроризма, по которым он отличается от других составов преступлений, есть то, что терроризм посягает на безопасность человека (людей) как свободу воли человека жить по законам природы, не являющейся своеволием. Таким есть объект терроризма. Именно свойствами воли людей определяется способ террористического действия. Этот способ состоит в намеренном создании опасности для людей, имеющей способность влиять на их волю в интересах террористов.

 Итак, определяющими чертами терроризма является то, что: 1) объектом посягательства при терроризме есть свобода человеческой воли, не являющейся своеволием, т.е. возможность свободного выявления человеком согласованной с законами природы воли, в том числе и тогда, когда люди выполняют определенные публичные функции в государственных или негосударственных образованиях; 2) способом посягательства на этот объект есть своевольное создание опасности, способной повлиять на волю людей в интересах террористов. Указанные черты и должны быть положены в основу дефиниции терроризма.

 Сегодня чрезвычайно актуальной представляется проблема определения понятия терроризма, которое было бы общеприемлемым для всего человеческого сообщества. Актуальности эта проблема набирает, в частности, в связи с насущной необходимостью разработки новой парадигмы развития юриспруденции в условиях глобализации. Очевидно, глобализация юриспруденции будет нуждаться в новых доктринах, способных обеспечить глобалистское понимание правовых явлений. С нашей точки зрения, глобалистское понимание правовых явлений можно обеспечить с помощью принципа социального натурализма. Этот принцип используется нами, в частности, в криминологических исследованиях и оказался довольно плодотворным для решения актуальных научных и практических проблем. Он вытекает из идеи естественной целостности мира, соответственно которой в мире не существует ничего кроме Природы в ее разнообразных проявлениях: физических, биологических, социальных.

 Согласно этому принципу сутью терроризма является то, что это действие, которое нарушает законы социальной природы, то есть природные законы, по которым существует общество. Исходя из этого, и можно, по нашему мнению, разработать глобалистское, т.е. общеприемлемое в будущем под давлением глобализационных процессов понятие терроризма и других правовых явлений, которые будут приобретать глобальное значение. Соответственно принципу социального натурализма общей основой определения понятий тех или иных явлений (в том числе социальных) для всех времен и народов есть поиск их сути в законах Матери-Природы, т.е. Мать-Природа является источником понятий, общим для всех времен и народов. Это и дает основания надеяться, что с развитием глобализации удастся выработать глобалистское понятие, опираясь на общий источник, которым есть Мать-Природа с ее законами. Противоестественность терроризма состоит в том, что это действие нарушает общий для всего человечества закон социальной природы, согласно которому воля человека должна быть независимой от чьего-либо своеволия. Этот закон действует в любом обществе, и потому именно исходя из него может быть выведено так называемое глобалистское понятие терроризма, пригодное для каждого современного общества.

 В соответствии с принципом социального натурализма новая концепция безопасности и права человека на безопасность может быть представлена следующим образом. Безопасность отношений между людьми в обществе, называемая нами социальной безопасностью – это состояние, человека (или людей), позволяющее ему (им) жить в согласии с законами социальной природы. Источником социальной безопасности человека есть согласованность его жизни с природными законами социальной жизни людей. Поэтому, право человека на безопасность – это право жить в согласии с природными законами социальной жизни людей, то есть свобода от всякого своеволия со стороны других людей. Своевольное нарушение природного права человека на безопасность является преступлением. Способом такого нарушения есть, в частности, создание опасности для человека, называемое террором.

 Террорист нарушает право человека на безопасность тем, что путем создания опасности для человека нарушает его свободу жить в согласии с законами природы. При этом нужно иметь в виду, что наказание (кара) не является посягательством на безопасность человека, и не является нарушением права на безопасность, потому что есть природной реакцией на своеволие провинившегося, способствующей тому, чтобы он стал на путь согласия с законами социальной природы.

Очевидно, что преступность, и особенно терроризм и организованная преступность, в условиях глобализации тоже глобализируются, что в свою очередь ведет к необходимости глобализации доктрины, объясняющей преступность.

 Человечество может адекватно противодействовать глобализированной преступности и, в частности терроризму, лишь пользуясь соответствующей глобальной доктриной, объясняющей преступность (и в частности терроризм). Иначе не получится адекватного, то есть глобального противодействия глобализированной преступности (терроризму в том числе). Глобалистская доктрина противодействия преступности (в том числе терроризму) возможна, по нашему мнению, лишь при условии, что в основу ее будет положен принцип социального натурализма. И вот почему. Только природные законы общественной жизни людей могут играть роль «общего знаменателя» для всех времен и народов. А концепция глобализации социальных явлений в соответствии с принципом социального натурализма заключается в том, что глобализация национальных форм социальных явлений происходит не путем произвольного стирания особенностей национальных форм, а путем приближения их к «общему знаменателю», то есть к законам социальной природы, являющимся естественной (природной) основой глобализации.

 Таким образом, глобализация возможна лишь как развитие согласованности национальных законодательств с «общим знаменателем» - природными законами общественной жизни людей. В соответствии с принципом социального натурализма основой глобалистской доктрины криминологии должна быть следующая идея: «Преступление – это деяние, нарушающее законы социальной природы, признаваемое, поэтому преступлением в уголовном законодательстве». Отсюда вытекает и глобалистское определение террористического акта, которое может быть сформулировано следующим образом: Террористический акт – это заведомое нарушение закона социальной природы, заключающегося в природном праве человека на безопасность, то есть на возможность жить в согласии с законами Матери-Природы. Это нарушение проявляется в виде своевольного создания (сотворения) опасности для человека, используемой как средство для воздействия на волю этого человека или других людей.

 Без глобализации криминологической доктрины невозможно адекватное глобализированной преступности (в том числе терроризму) противодействие этому явлению. Поэтому сама по себе «глобализация» уголовного (в том числе антитеррористического) законодательства в мире не может быть продуктивной. Ибо любое законодательство «работает» так, как его применяют люди, наделенные волей и сознанием. А люди его применяют так, как позволяет им это доктрина (являющаяся основой их правовой культуры), которая находится в их головах. Таким образом, определяющим фактором в противодействии глобализированной преступности должна быть глобальная антикриминальная культура, основанная на криминологической доктрине, которая выводится из принципа социального натурализма. Это же «правило» относится и к противодействию глобализированному терроризму.

 Исходя из изложенного, в понимании любого современного человека любой национальной или социальной принадлежности, не лишенного здравого смысла, создание любым способом опасности с целью влияния на волю человека (если эта воля не является своеволием), а также своевольное противодействие таким же способом своеволию другого человека, - это терроризм: политический, экономический, идеологический, криминальный и т.п.. Другим словами, каждый человек должен понимать, что любое своевольное создание опасности для влияния на волю другого человека является терроризмом. Терроризм - это преступные акты, которые, будучи проявлением своеволия преступника, способом создания опасности посягают на волю людей: политическую волю, волю сообщества, волю лица, волю должностного лица и т.п..

 Многообразие этих актов определяется многообразием видов воли людей, но все указанные акты имеют одну и ту же суть - они являются террористическими. Для эффективного противодействия терроризму, следует, по нашему мнению, также искать причину и условия, порождающие терроризм, и исследовать личность террориста. Согласно культурологической концепции преступности, которая основывается на принципе социального натурализма, причиной терроризма (как и других преступлений) следует считать любой фактор, который служит причиной отсутствия социальной культуры у людей, т.е. причиной несогласования их воли и сознания с законами социальной природы. Другими словами, все, что приводит волю человека в состояние своеволия, а сознание в состояние иллюзий, порождая таким образом возникновение комплекса своеволия и иллюзий у человека, является причиной терроризма. Это может быть, в частности, отсутствие у того или другого человека возможности приспособления к законам социальной природы через его отчужденность от естественной экономики, естественной политики, естественной идеологии и т.п..

 Условиями существования терроризма являются факторы, которые предопределяют проявление комплекса своеволия и иллюзий человека именно в виде террористического преступления (а не любого другого). Это может быть, в частности, наличие социальных (экономических, политических, идеологических и т.п.) конфликтов в обществе, которые предопределяют соответственно терроризм по экономическим, политическим, идеологическим и т.п. мотивам. Из указанной культурологической концепции терроризма следует, что активизация терроризма в мире или в отдельном обществе порождается кризисом социальной культуры людей, при котором любые социальные конфликты могут вызвать проявление комплекса своеволия и иллюзий в виде терроризма. Чрезвычайно проникновенно феномен терроризм изображен в творчестве Ф.М. Достоевского, в частности, в его романах "Бесы", "Братья Карамазовы", "Преступление и наказание", а также в "Дневнике писателя". Художественное исследование Ф.М. Достоевским проблемы преступности и, в частности, терроризма есть непревзойденным. При ближайшем рассмотрении с помощью принципа социального натурализма можно увидеть, что Ф.М. Достоевский корень всякого зла, в том числе преступности и ее разновидности - терроризма, находил в феномене своеволия и иллюзий человека.

 Интерпретация формулы Ф.М. Достоевского "красота спасет мир" с помощью принципа социального натурализма позволяет сделать следующий вывод: 1) от чего надо спасать мир? - от своеволия и иллюзий; 2) почему красота может спасти мир? - так как красота - это состояние согласованности вещей и явлений с законами природы, в том числе с законами социальной природы. Это состояние согласованности есть не что иное, как культура, поэтому и красота - это то же самое, что и культура: все что есть красивым, есть культурным, и наоборот. Таким образом, указанную формулу можно перефразировать следующим образом: «мир от своеволия и иллюзий спасет культура".

 Поскольку зло, в том числе преступность, и в частности, терроризм, - это проявления комплекса своеволия и иллюзий, то можно сказать, что мир от любого зла, включая терроризм, спасет культура людей, т.е. согласованность их воли и сознания с законами физической, биологической и социальной природы. Отсюда также следует, что красота и добро - это социальные феномены, которые имеют общую основу, а именно: законы Матери - Природы, согласованность с которыми и создает красоту и добро. Другими словами, красота и добро суть проявления культуры человека, а уродливость и зло - это проявления бескультурья. А если это так, то можно сформулировать следующее "золотое правило" поведения: "Живи красиво - тогда твоя жизнь будет правильной и счастливой!", так как жить красиво означает жить в согласии с законами Матери-Природы. (Кстати, возможно это и есть "формула счастья"?). Тенденция к росту террористической активности в современном мире свидетельствует о кризисе социальной культуры людей, которая должна бы быть основным фактором противодействия терроризму. По нашему мнению, терроризм как форма преступности становится фактором, который ставит человечество перед дилеммой: или человечество изменится, создав новую социальную культуру для себя, или оно погибнет от распространения среди людей комплекса своеволия и иллюзий, опаснейшим проявлением которого является терроризм. Итак, безопасность современного человечества - в новой социальной культуре людей, позволяющей им жить в согласии с законами Матери-Природы.

 Исходя из этого, следует признать, что радикальным средством противодействия терроризму есть формирование антитеррористической культуры людей как элемента их социальной культуры. Террористы - это люди, которые: а) в результате тех или иных  причин оказались за пределами действия законов социальной природы и потому у них образовался комплекс своеволия и иллюзий, порождающий у них социопатию; б) под влиянием определенных условий у них возникает способность проявить свой комплекс своеволия и иллюзий (то есть социопатию) в виде терроризма (а не какого-то другого преступления). Террористами становятся лица, у которых воля находится в состоянии своеволия, а сознание – в состоянии иллюзий. Это происходит под влиянием кризиса социальной культуры людей в обществе. Личность, у которой образовался комплекс своеволия и иллюзий, приобретает тем самым социальную патологию и поэтому называется социопатической личностью.

 Образно говоря, если пользоваться художественными концептами Ф.М. Достоевского, сформулированными им в романе «Бесы», терроризм – это вид «бесовства». Отсюда закономерность: террористами становятся только социопатические личности, увлеченные теми или иными социальными конфликтами – политическими, экономическими, межконфессионными, моральными, расовыми и т.п. Исходя из этой закономерности, и следует диагностировать и прогнозировать террористические тенденции в обществе, в частности в Украине, а также разрабатывать стратегию и тактику противодействии терроризму.

 Какой же должна быть "технология" противодействия современному терроризму? Очевидно, так называемая глобализация современного мира есть несовместимой с той социальной культурой людей, которая получила распространение сегодня. Современная культура явно устарела и непригодна для жизни людей в условиях глобализации. Поэтому человечество должно осознать необходимость перехода к новой социальной культуре, которая отвечала бы современному состоянию вещей и соответственно этому найти путь к такому переходу. Это - радикальное средство противодействия, например, терроризму из политических мотивов. К паллиативным средствам относятся, в частности, применение репрессии к террористам. 

 Таковы основы противодействия терроризму, определенные соответственно культурно-репрессивной концепции противодействия преступности, которая разработана с помощью принципа социального натурализма. В свете этого, следует рассматривать и роль в противодействии терроризма смертной казни. По нашему мнению, при решении проблемы смертной казни, которая будет возникать снова и снова, следует руководствоваться принципом социального натурализма.

 Этот принцип указывает на необходимость решения проблемы смертной казни соответственно основному вопросу относительно смертной казни: смертная казнь - это естественное или противоестественное социальное явление? Как показывают исследование истории смертной казни в мире, она при определенном состояния общества есть вполне естественной для этого общества. Кроме того, следует иметь в виду, что смертная казнь есть противоестественной тогда, когда она является несправедливой, ибо справедливым является все то, что отвечает законам социальной природы. Естественным способом устранения смертной казни есть отмена ее не через волюнтаризм и утопизм, а через развитие в обществе социальной культуры граждан, благодаря чему не совершаются преступления, за которые по справедливости должна назначаться смертная казнь. Есть все основания считать, что "изобретение" смертной казни в свое время спасло человечество от гибели вследствие распространения преступности. В то же время, с изменением одной природы общества на другую природу вследствие прогресса человечества, смертная казнь для общества с другой природой может стать противоестественной. Поэтому и в будущем, если природа общества станет другой, смертная казнь может быть вполне естественной для этого общества. Например, вследствие кризиса общества, который создаст угрозу гибели человечества от преступности, и, в частности, от терроризма, смертная казнь становится вполне естественным средством противодействия этим явлениям.

 Таким образом, согласно изложенной концепции, противодействие терроризму как нарушению природного права человека на безопасность должно иметь следующую структуру:

 А. Общий блок. Мероприятия, направленные: 1) против формирования у людей так называемого комплекса своеволия и иллюзий, проявлением которого и есть любое преступление, в т.ч. террористический акт; 2) против проявления этого комплекса в виде преступлений, в т.ч. террористических актов. Радикальным среди этих мероприятий в соответствии с культурно-репрессивной концепцией следует считать формирование социальной (политической, экономической, правовой, моральной) культуры граждан в единстве с применением наказания за содеянные теракты (по формуле "культура плюс наказание").

 Б.Специальный блок. Мероприятия, направленные на устранение возможностей использования криминальных технологий, пригодных для создания опасности для людей. К этим мероприятиям можно отнести, в частности, исследование антитеррористическими службами технологий деятельности разнообразных объединений, члены которых поражены комплексом своеволия и иллюзий. Для этого надо разработать соответствующие методики диагностирования комплекса своеволия и иллюзий и прогнозирование его реализации в виде терроризма.

 В борьбе с терроризмом, как и в любой иной борьбе, возможны нарушения прав человека, в том числе различные злоупотребления. Только разработанная в соответствии с принципом социального натурализма культурно-репрессивная концепция противодействия терроризму позволяет, по нашему мнению, избегать нарушений прав человека в процессе этого противодействия. Она дает возможность избегать волюнтаризма и утопизма в антитеррористической борьбе, которые приводят к нарушениям прав человека в этом процессе.

 Исходя из принципа социального натурализма, критерием нормальности антитеррористической борьбы является соответствие ее природным законам общественной жизни людей, которые нужно познавать, в частности с помощью социальных наук, тем, кто ведет эту борьбу.

Рубрика "Я - Корреспондент" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Редакция не разделяет позицию блогеров и не отвечает за достоверность изложенных ими фактов.
РАЗДЕЛ: Пользователи
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.