Русская мифология: „я тебя слепила из того, что было”

7 февраля 2012, 10:25
журналіст, політолог
0
536

Людям свойственно заблуждаться


Представители многих этносов и наций порой не осознают, что различные вещи в повседневной жизни, ставшие национальными символами, на самом деле имеют инородное происхождение.

Но, если народам, занимавшим оборонительную позицию и оседлый образ жизни действительно, есть чем гордиться, то имперские сообщества постигла иная участь. Большинство так называемых национальных символов народов-экспансионистов сотканы из достижений и гордости покоренных соседей.

Однако, англосаксы или испанцы и португальцы, развиваясь десятилетиями в демократических условиях, а, следовательно, не имея жесткой цензуры на информацию и инакомыслие, давно осознали, что почем и какое изобретение не принадлежит их народам. А китайцы в виду древности своей цивилизации и так наплодили огромный багаж собственного национального достояния. Однако, с русской народностью не все так просто.

Русские с имперским мышлением не хотят признавать очевидные и известные далеко за пределами России исторические факты (данное наблюдение не относится к русским патриотам), что большинство брендов, раскрученных под соусом национальных символов, на самом деле ворованные, присвоенные или просто приспособленные к русской действительности.

Ни матрешка, ни самовар, ни даже водка не являются русскими изобретениями.



Как выяснилось, отличную водку делали еще скандинавы в те времена, когда русские пили в основном мед, заимствованный у медведей. Водку на Россию привез Петр I. Хотя до этого, на России появились перегонных кубов, которые пришли из Италии только в конце XV века. «Русскую родную» матрешку придумали японцы. В Стране восходящего солнца столетиями изготовляли деревянные изображения бога счастья и долголетия Фукуруму. У божества несколько голов, и все они хранились внутри основной фигурки. Матрешка 'обрусела благодаря промышленнику Савве Мамонтову. С самоваром такая же ситуация. Чайная машина, как ее называют иностранцы, по-китайски именуется 'хо-го'. Разумеется, «русский» самовар со временем эволюционировал. Но принцип работы абсолютно такой же, как и у его китайского собрата.

Итак, попробуем разобрать несколько «русских» брендов, пиратским способом скопированные имперским государством, как по современному уголовному законодательству цивилизованных стран это явление называется.

Мифы и правда

1. Миф о русских пельменях.

Славяне издавна привыкли ассоциировать пельмени с «русским» Уралом (разумеется, и эта местность к русским имеет отношение, как оккупированная территория нескольких, даже не родственных с русскими народов). Однако во всем мире знают, что лепить пельмени первыми начали китайцы. Вообще же, вы можете сложить свое мнение о происхождении этого блюда, познакомившись с его интернациональной историей.

Родиной пельменей является Китай, где они первоначально назывались цзяо цзы. Оттуда они распространились в Среднюю Азию (чучвара) и Кавказ (дюшбара), и уж затем на Российскую империю (пельмени – название тоже не русское). Это позволяет утверждать, что границы Китая пельмени покинули вместе с монгольскими завоеваниями в XIII веке. Другая версия, по которой пельмени были известны и древним тюркам, вместе с ними это блюдо попало в Среднюю Азию и на Кавказ.

Известно аналогичное блюдо и в Ливане. В кухнях многих народов есть похожие блюда. В частности, в Италии есть равиоли и тортеллини, в Китае — дим-сум. В Китае есть еще бао-цзы, от которых, возможно, произошли и монгольские бууз.

Шуй-яо – из пресного слоеного теста со свининой и луком – отсюда пошли сибирские (Сибирь также этнически не русская территория). Очень популярны вон-тон – маленькие пельмешки с самой разнообразной, обычно острой, начинкой. От китайцев пельменное искусство проникло в Среднюю Азию и на Кавказ. Традиционное блюдо Ирана и Азербайджана дюшпара. В Грузии популярны хинкали. Всем нам прекрасно известны манты – типичное блюдо казахской и среднеазиатской кухни. В Узбекистане и Киргизии можно попробовать чучвару. В Туркмении обожают балык-берек.



В этимологическом словаре А.Г. Преображенского приводится слово "пельмень", звучащее как пельнянь. Когда-то давно, предки русского этноса угро-финны, двигавшиеся с Алтая на Запад и ненадолго остановившиеся на Урале, поделились с местными жителями секретом приготовления блюда, идея которого заключалась в соединении тестяной оболочки с мясом. Коренное население Предуралья - пермяки и удмурты - так и назвали блюдо "пельнянь", означающее "тестяное ухо" (пель - "ухо, ушко", нянь - "тесто, хлеб"). Таким образом, название блюда определила их оригинальная форма. Со временем, слово пельнянь переиначили в "пельмянь" и далее - в "пельмень".

2. Миф о русской матрёшке. В конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.



Именно из этой фигурки россияне скопировали матрешку, воплощенную в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

Большинство специалистов подтверждают японское происхождение матрешки. По некоторым данным, матрёшки появились на России только после русско-японской войны и возвращения из Японии на Россию военнопленных.
Кстати, фигурки матрешек расписывают в разных странах на свой лад. К примеру, в Киеве продаются матрехи в украинских вышиванках. Но ведь это не дает повода украинцам называть фигурку своим национальным чудом.

3. Самовар изобретали не русские, зато на столе у русского обязательно должен стоять самовар, который, как многие заблуждаются, производит на иностранцев впечатление благоговейного ужаса. На самом деле, приоритет в изобретении этого полезного устройства делят древние персы и китайцы.

Самоварные приборы давно были известны в Китае, но они не служили для приготовления чая. Так, китайские и японские сосуды для кипячения воды («хо-го», «цибати») имели основную конструкцию и признаки самовара: объединённые в одной конструкции сосуд для воды, жаровню для углей и трубу, проходящую через сосуд. Издавна они известны в Иране. Остатки медного самовара были найдены в развалинах поволжского средневекового города (Бельджамен). По всей видимости, он был булгарского (домонгольского?) производства.



Любопытны были различные устройства для подогревания напитков в Древнем Риме . Одно из них, наиболее примечательное — аутепса — античный самовар. в высоком, похожем на кувшин сосуде имелось две емкости: одна для угля, другая для жидкости. через специальное боковое отверстие закладывался раскаленный уголь, жидкость же наливалась и выливалась при помощи черпака — крана у аутепса не было. в жару, кстати, вместо угля сосуд наполнялся привозимым в город льдом, и жидкость таким образом охлаждалась.

Существовал и более совершенный самовар. в средней его части была устроена полость для угля с решеткой внизу для удаления золы и доступа воздуха. Между этой полостью и наружными стенками находилась жидкость. Приоткрыв крышку, можно увидеть обе емкости — среднюю для угля и периметральную для жидкости. Через специальное уширение сбоку самовар заполнялся, здесь же выпускался пар.

Первоначальной же родиной самовара на России является не русский Урал.

4. Гармонь изобрел славянин, но далеко не русский. Во всех российских справочниках написано, что гармонь, которую русские по ошибке считают своим народным инструментом, имеет немецкое происхождение. Однако немцы, как педанты честно говорят, что они не при чем. На самом деле гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 г., а изобрёл её органный мастер, чех Франтишек Киршнек. Приехавший из Польши.

Прототип же гармони (как и баяна и аккордеона) был создан на добрых полстолетия позже немецким конструктором-мастером Бушманом. Именно Бушман создал гармошку (губную) к которой потом приладил резервуар похожий на кузнечные меха.

5. Миф о «русской» бане. Трудно сказать наверняка, когда в жизни славян возникла баня. Одни ученые считают, что баня завезена на Русь якобы арабами или спартанцами. Другие же предполагают, и вполне обоснованно, что она является собственным изобретением славян Киевской Руси. Третьи утверждают, что первая баня проделала путь с Востока на север через славянские племена. О бане в Киевской Руси упоминается в летописях X-XII веков. Ее называли мовь, мовница, мыльня, влазня или просто б а н я. На Руси в древности, случалось, побежденные племена платили дань березовыми вениками. В X веке в Киево-Печерском монастыре монахи, черпавшие знания из древних книг, обучаясь опыту иноземных лечебных традиций, стали устраивать бани для лечебных целей. Собственно на Руси первые документальные упоминания о бане содержатся в «Повести временных лет» (дошедшая до нас последняя редакция относится к 1113 г.), составленной летописцем Нестором - монахом Киево-Печерского монастыря. Из текстов Нестора совершенно очевидно следует, что задолго до XII века киевская баня была абсолютно обыденным явлением.

В этой летописи Нестор описывает путешествие апостола Андрея в землю предков современных украинцев. По преданию, святой Андрей проповедовал Слово Божье на киевском холме на берегу Днепра. В Киевской Руси Андрей стал свидетелем поразившей его картины: люди парились в деревянных избах, хлестали себя вениками и выбегали голыми на мороз. С толпой странников вернулся Андрей в Рим, где и рассказал об увиденных им чудесах: «Видел бани древены...».
Есть и много известных исторических фактов, которые описывает Нестор и в которых баня так или иначе выступает характерной чертой образа жизни древних киевлян. В краях Залесья, и уж тем более страны мокши, Моксель, столица которой Москва о таких банях не ведали.

Между тем баня в украинских широтах появилась задолго до славян. Геродот свидетельствовал, что древние скифы, жившие в давние времена (примерно V—I века до Р.Х.), уже пользовались баней. Из его описаний нам известно, что они довольно часто устраивали своеобразную походную баню, которая была гигиенической, лечебной и косметической процедурой и просто формой расслабления и отдыха. Геродот отмечает: «Никакая эллинская баня не сравнится с ней (со скифской баней). Наслаждаясь ею, скифы вопят от удовольствия». Скифские женщины, кроме того, перед баней растирали на шероховатом камне кусочки коры и хвои кедра, кипариса, а также другие ароматические растения. В эту смесь подливали воду так, чтобы образовалась густая паста с очень приятным запахом. По свидетельству Геродота, этой смесью натирали все тело. Когда же смывали ее, то оно становилось чистым и блестело.

В 906 году от рождества Христова завершился славный поход киевского князя Олега на Царьград (Константинополь). Русь заключила с Византией договор о торговом союзе, в котором среди прочего упоминалась и баня.
В 1091 году епископ Ефрем, впоследствии - Киевский митрополит, повелел «заводить строение - банное врачево - и всех приходящих безмездно врачевать».

В эти же годы монах Киево-Печерского монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц. Монахи Киево-Печерской лавры изучали древние греческие трактаты, которые появились в Киевской Руси после византийских походов.
В виду того, что баней пользовались еще славяне и скифы, украинцы не стали нагло врать, что это украинское изобретение.

6. Косоворотка – рубаха степняков.

Воротник косого кроя со стойкой появился на России весьма поздно, примерно с XVI столетия. Изобретателями этого оригинального вида одежды считаются татары. Но есть мнение, что косоворотки носили и башкиры, и монголы. Косой ворот вообще часть степной культуры, безотносительно народности. Идеальное спасение от злых ветров - грудь не продует ни за что. Поэтому, косоворотки считают национальной формой одежды степные народы, но ни как не народность Залесья – современной России.

Теперь понятно, почему косоворотку не встретишь на митингах на РФ, как, к примеру, тысячи людей в вышиванках в Украине.

7. Лапша к русским пришла от их хозяев – народов Золотой Орды.

Одно из традиционных блюд в татарской национальной кухне суп из домашней лапши.
Кстати, когда в дом к девушке приходят сваты, то одним из испытаний является готовка лапши, т.е пока сваты чаи попивают девушка тесто катает, и режет лапшу. При этом сваты периодически наведываются на кухню и делают ревизию. В конце они эту лапшу едят и если блюдо нравится, то быть свадьбе.

Лапшу испокон веков делали и в Украине. Но почему-то украинцы не стали называть ее своей, в отличие от имперского соседа.

8. Воспетой гордостью русских всегда были гусары. Иногда, дабы показать соседям-украинцам, мол, что и мы с усами, не только у вас было Запорожское казачество, русские рассказывают небылицы о русском „изобретении” гусаров. На самом деле, слово гусар происходит от угорских слов husz («двадцать») и ar («подать»).

История появления гусаров следующая:

В 1458 году венгерский король Матвей Корвин (Матьяш Корш) приказал образовать новый вид кавалерии для участия в войнах с турками. Этот вид ополчения составляли дворяне. В гусары должен был идти каждый 20-й дворянин с 1/20 частью своих вооруженных людей – оттуда и пошло венгерское слово гусар.

После распада Венгерского королевства в 1540 году гусары начали распространяться по Европе, гусарские войска начали появляться в армиях других стран. Первые гусарские части образовались в Польше в конце XVI века.



В Австрии первые регулярные гусарские части появились в 1688 году. По австрийскому образцу гусарские войска были переняты Францией, где первый гусарский полк был образован в 1693 году. В Пруссии первоначально появились польские гусары (1629), которые состояли на прусской военной службе.

В Англии гусарские войска были образованы в 1806 г. На Российской империи гусары появились при царе Михаиле Романове и состояли из вербованных немцев и поляков.

Большинство деталей русского гусарского мундира было напрямую позаимствовано от венгерской национальной одежды.
Несмотря на то, что гусары существовали во многих странах, но ни одна из этих стран (кроме родной для гусарских войск Венгрии) не приняла гусарство, как часть национального менталитета так, как это произошло на России.

Развенчание мифов исконников здесь Часть вторая
Рубрика "Я - Корреспондент" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Редакция не разделяет позицию блогеров и не отвечает за достоверность изложенных ими фактов.
РАЗДЕЛ: Пользователи
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.