История харьковских улиц может не сохраниться

28 лютого 2013, 21:56
Власник сторінки
Копирайтер, литератор, магистр экономики.
0
370
История харьковских улиц может не сохраниться

Такие милые и приятные мелочи, создающие атмосферу города, как лепнина, старинные переплёты, венецианские окна не интересуют тех, от кого зависит их сохранение - правительство и широкие слои населения

Харьков сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Поврежденные здания, которые можно было восстановить, чаще предпочитали сносить и строить на их месте новые. Но и сегодня Харьков несёт серьёзные архитектурные утраты: реконструкция зданий зачастую делается без реставрации и сохранения их исторической и культурной ценности. А мемориальные таблички на них часто вешают «для галочки».

Одно из самых увешанных табличками – здание Центральной научной библиотеки университета им. В.Н.Каразина, но почти все те люди, которым посвящены памятные знаки, не имеют никакого отношения к этому объекту. Дом построен в 1901-1903 годах, о чём сообщает соответствующая надпись. В начале ХХ в. директором библиотеки и душой строительства нового её помещения был Константин Иванович Рубинский, и посвящённая ему доска – единственная, которая тут висит «по делу», считает краевед, доцент кафедры етики, эстетики и истории культуры НТУ «ХПИ» Михаил Красиков.

Здесь же висит мемориальная доска, которая гласит: «Тут працював з 1873 до 1906 року професор Харківського Імператорського университету Марін Дрінов, перший Голова Болгарської академії наук». Простой логический анализ позволяет посчитать, что из 23 лет, указаных в надписи, он мог работать в этом здании максимум 3 года. Тут же висит мемориальная доска, посвящённая графу Северину Потоцкому, попечителю Харьковского учебного округа, много сделавшему для становления университета. Вот только этого здания он видеть не мог даже в проекте, потому что умер в 1829 году. Аналогичная ситуация с памятью о филологе-слависте, писателе и преподавателе Харьковского университета Измаиле Ивановиче Срезневском, чьи годы жизни – 1812-1880. Ещё один пример неудачного расположения памятных знаков – на углу здания висит красивая табличка, посвященная Олесю Гончару, который учился в харьковском университете в 1938-41 гг, но не в библиотеке.

С мемориальными табличками в Харькове много казусов. Вот что рассказывает об одном из них Михаил Красиков: «Весь образованный Харьков смеялся, когда повесили мемориальную доску, посвященную Ивану Франко на здании архивного отделения харьковского городского совета по ул. Университетской, 23. Иван Франко никогда не был в Харькове, но наш университет присвоил ему звание почётного доктора российской словесности, на табличке же написали, что в этом здании ему присвоили звание доктора философских наук, которое на тот момент не существовало. Пришлось после нескольких месяцев позора переливать буквы». Ещё из той же серии: одна из дат на мемориальной доске, посвященной Дмитрию Яворницкому – неправильная. Дождётся ли знаменитый историк казачества новой доски – большой вопрос.

В Харькове актуальный вопрос сохранения ценных памятников архитектуры и истории, как с точки зрения их культурной ценности, так и с точки зрения их функционального назначения в условиях современного мегаполиса. Сложному искусству строительства в историческом центре города с учётом ценности существующей застройки учат у нас на кафедре реконструкции и реставрации памятников архитектуры Харьковского университета строительства и архитектуры.

«Любой памятник – это документ истории, и наша задача – сохранить его максимально достоверно. В названии нашей кафедры сочетаются противоречащие друг другу понятия. Реконструкция предполагает приспособление к жизни объектов, а реставрация – сохранение и восстановление, при необходимости, здания с максимальной исторической достоверностью, – объясняет доцент кафедры Владимир Михайлович Лопатько, – Архитектор должен воспитывать заказчика, а не наоборот. Зачастую же он находится «на крючке» у заказчика. У нас уже разработано студентами более 300 проектов реконструкции и реставрации зданий по Харькову и области. Главные цели, которые при этом ставятся – сохранить документальность, подлинность, историчность нашего города, а не стремиться приукрасить памятники архитектуры».

В качестве примера удачной реконструкции В.М. Лопатько приводит здание Харьковского аэропорта и прилегающих улиц, где удалось сохранить историческую достоверность. А также архитектурный комплекс стадиона «Металлист», за разработку проекта реставрации которого с сохранением таких исторических деталей, как арка входа, кассы, памятник, группа харьковских архитекторов получила Государственную премию.

Зато, реконструкцию самого древнего в Харькове здания нельзя назвать удачной. Сейчас его купола позолочены, а стены выкрашены в бледнозёленый цвет. Чем руководствовалась Харьковская православная епархия при своём выборе – непонятно. Покровский собор 1689 г. постройки, как и все храмы, которые строили казаки, белили, а крышу крыли гонтом (деревянными дощечками наподобие черепицы), и она была чёрной. В Харькове XVII в. купола церквей не крыли золотом и не расписывали стены, эта традиция пришла к нам позже из Московии. Облик собора до реставрации был ближе к его первоначальному виду.

«Храм, оштукатуренный и покрашенный под линеечку, утратил свою историческую достоверность и ценность как памятник народного зодчества Украины, - говорит Лопатько, - моему сердцу дороже стены с побелкой, где местами просвечивается неровная кладка. Я не говорю уже о позолоченных шатрах и главах – это фальсификация истории

Сейчас идёт реконструкция здания церкви Харьковского университета по адресу ул. Университетская, , и там аналогичная ситуация. «В некоторых источниках нашли упоминания о том, что здание было жёлтого цвета, но ведь жёлтый жёлтому – рознь. Это здание построено в классическом стиле, и там не могли использоваться такие яркие цвета».

Здание Госпрома по своему значению здание претендует на внесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как один из первых и показательных образцов стиля конструктивизм в архитектуре. Но, в частности, из-за замены окон на пластиковые, этого не получилось сделать: старые двойные рамы заменили современными одинарными профилями. «С ними здание смотрится нелепо, – считает Владимир Лопатько, – раньше в старых домах были ажурные оконные переплеты, которые сейчас меняют на пластиковые стеклопакеты. Когда идёшь по улице, такое впечатление, что окна пустые. Сейчас в центре Львова меняют все пластиковые окна на деревянные. При этом только 20% стоимости окон оплачивают жильцы, а 80% - это субсидии из Германии. Эта практика уже распространяется и в Киеве. Я уверен, что она дойдет до нас, и окна снова придётся менять».

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.